Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

cross-ld

школа повторений или не думай о секундах свысока…

В: Я никогда не делаю это задание как следует. Я думаю о нём, я делаю его, но только лишь на какую-то секунду. Я не могу удерживать данную мысль или чувство.
["это задание" здесь очевидно означает одно из гурджиевских упражнений]

Г: Вы забываете, в вас нет памяти, вы забываете. Вы должны повторять, повторять, повторять. Я понимаю, Вы желаете мне сказать, что в вас нет способности к концентрации. Но то же самое можно сказать про любого человека. В этом и заключается цель работы. Если бы кто-то мог реально концентрироваться хотя бы только на четверть часа, он стал бы больше чем ваш Нотр-Дам, чем Христос… Вы должны пытаться достичь прироста возможно всего только на одну секунду в месяц, через повторение, повторение, повторение.

[из "Парижских бесед Гурджиева"]
cross-ld

Юнна Мориц. "Буквально"


хорошо сказано. да и "словарь образованных граждан" вполне достоин публикации -- сразу затмит лавры людоедки эллочки.


Юнна Мориц (не для печати) "Буквально"

Власть бессовестно врёт, называя их "образованными".
Образованны те, у которых образовалось
Нечто, кроме "Путлер зассал" или "быдло Рашки".
Образованны те, у которых образовалось
Нечто, кроме той Государственной премии за
"Х+й в плену ФСБ", такой Государственный Х+Й.

Образованны те, у которых образовалось
Нечто, кроме бешеных писек, образованных государством
Для Государственной премии всех государств.
Образованны те, у которых образовалось
Нечто, кроме "угробить Рашку", "скотов – на бойню",
Нечто, кроме крутой мечты о захвате власти.

Власть, конечно, всегда – мечта о её захвате.
Но желательна власть, у которой образовалось
Нечто, кроме дипломов о высшем образовании,
Образующем это враньё вокруг "образованных",
У которых образовалось всего и только –
"Быдло Рашки", "Путлер зассал" и "угробить Рашку".

Издавайте словарь таких образованных граждан –
Именно то, что естественно образовалось
В такой "образованной", властью любимой среде,
Где само государство такую среду образует, –
Чтобы власть оставалась в одних и тех же зубах,
Протезы которых передают по наследству

12.08.2012
cross-ld

критическое мышление

Существует два способа легко скользить по жизни:
верить всему и сомневаться во всем.
Оба избавляют нас от необходимости мыслить.

                                       --Альфред Коржибский

Обычные вера и сомнение - две стороны одной монеты. Оба способа такого "скольжения по жизни" -- это пребывание в одном и том же потоке нашей обычной "одномозгной" активности. В большинстве случаев, все наши центры живут своей отдельной жизнью, не понимая языка соседей, ассоциативно воспринимая и регистрируя всё так как это услышали. Когда новая информация-впечатление совпадает с тем, что центр слышал раньше, запись просто обновляется. Если же она отличается от прошлых записей, центр сопротивляется ей, "не верит". Хотя сомневается он не потому, что хочет разобраться и что-то для себя понять, а просто он не может сразу пристроить эту запись в свою картину мира. Но если эту запись потрясти немного перед глазами, она встаёт на место и мы уже охотно верим в любую нелепость -- в новом восприятии, как в известных опытах с переворачивающими очками, низ становится верхом, а красное - синим.

Приспособление к перевёрнутой с ног на голову реальности -- может быть, полезное для адаптации в жизни качество. Но оно же приводит к увеличению разрыва между центрами, когда наши ум и чувства перестают понимать язык друг друга, а если и понимают, то с обратным знаком. Этому же помогает и привычка, насаждаемая современным образованием, к некритическому восприятию сказанного или прочитанного. Формирующий аппарат нашего обычного мышления захватывает всё новое и немедленно ассоциирует его с прошлой доступной ему информацией, типа: "О да, я что-то слышал об этом" или "Нет, я читал что такого не может быть".

В результате, всякое входящее новое впечатление изначально лишается энергии, необходимой для возможности создания активной позиции -- внутреннего противостояния, конфликта -- со взвешиванием качеств противоположных сторон и активным вопрошанием. В отличие от пассивного сомнения механического скептицизма, это позиция истинного скептика, требующая приложения значительных внутренних усилий для удержания равновесия между сторонами.

Как гласил один из гурждиевских афоризмов на стенах его школы:
"Если вы не обладаете от природы критическим умом, ваше пребывание здесь бесполезно".

Но "критический ум", как рабочий термин, тут подразумевает не просто некий род философского мышления нашего ума, а скорее умение видеть проблему с разных сторон, как оно и подобает "трёхмозгному существу". Когда мы осознаём проблему только умом, особенно когда наш интеллектуальный центр начинает работать за другие центры, подменяя их, это производит определённую ригидность и "тормознутость", за счёт восприятия ситуации в самом медленном из центров. А из-за склонности нашего ума к праздным мечтаниям и воображению, мы начинаем путать реальность и собственные фантазии.

Кроме медленной работы, наш интеллектуальный центр не обладает достаточной тонкостью и проницательностью для восприятия специфических черт и более деликатных особенностей ситуации. Также, в своей склонности к чрезмерному обобщению, наш ум не способен понять нюансы и важные детали большинства событий. И ещё менее он способен уловить черты постепенного изменения ситуации.
cross-ld

в поисках истоков - продолжение

Как известно, в качестве одного из главных источников данного знания, Гурджиев с одной стороны указывал на некое полумифическое Сармунгское братство, а с другой говорил, что школа этого типа когда-то давно была у Айсоров (сирийских христиан). Довольно интересно, что современные исследования проливают некий свет на этот вопрос и указывают на связь этих двух утверждений.

Во 2-3 веках н.э. в Эдессе существовала айсорская христианская и медицинская школа под руководством епископа Бар Дайсана. В частности, она упоминается в работах ранних суфиев, например, Авиценны, учившегося у айсорских христиан и получившего от них знания по медицине и философии. В 5-6 веках эта школа переместилась в Афганистан, спасаясь от византийско-персидских войн. Суфийский мистик Сухраварди позже упоминал её и называл "Сарматским братством" (возможно, Сарматы имелись им в виду по географическому размещению, а не происхождению).

В конце 18 века на руинах древней армянской столицы Ани (аналогично тому, что писал сам Гурджиев во 'Встречах с замечательными людьми') были найдены и доставлены в Венецию документы, принадлежавшие Эдесской христианской школе (причём, сопроводительное письмо также называло её "сарматской школой"). Автором кодекса этой школы в манускрипте назывался уже упоминавшийся Бар Дайсан. О самом кодексе писалось как о достаточно странном своде правил аскетизма, музыки, трансформации элементов и чисел для формирования подлинной цельной индивидуальности (ихидая).

Сар-мунг и Сар-мат, с учётом значения армянского "мунг"-человек, имеют одно и то же значение - солнечный человек. Так что, речь, видимо, о том самом Сармунгском братстве. О нём самом известно мало, и в основном, со слов самого Гурджиева - что в начале 20 века оно ещё существовало и ему удалось установить с ним контакт. Но учёными сирийской православной традиции обнаружено довольно много интересных документов о школе Бар Дайсана.

По данным этих исследований (хотя, конечно, они нигде не упоминают про Гурджиева), литургии этой школы строились как раз на основе мажорной диатонической шкалы, позднее вытесненой святыми отцами, как неправильную по отношению к классическому церковному строю.

Также интересно, что их символизм, по описаниям, строился на основе десятичной системы с так называемыми "слабыми звеньями" (диастемами или интервалами-полушагами) в небесной и ангельской иерархиях, нарушающими небесную гармонию. В таких мирах со "слабыми звеньями" были размещены Адамы для заполнения диастем (сами диастемы являются ранним сирийско/греческим названием для полутонов в диатонической шкале).

Одной из идей школы, которую упоминает ещё Авиценна, как переданную ему христианскими учителями, было также, что мы рождены смертными, но через прохождение определённого опыта по формированию подлинного Я, способны обрести бессмертие.

Ещё интересно упоминание про негативное отношение основателя школы к астрологии:
"...Другие непрямые ссылки на работы Бар Дайсана ясно иллюстрируют, что этот арамейский философ, как его часто называли, интересовался не просто теологическими изысканиями, в строгом смысле этого слова...Прочие его работы, по цитатам других авторов, снискали ему репутацию астронома, которые, впрочем, в то время не отличались от астрологов. Но судя по его собственным атакам по отношению к астрологам, он являлся, возможно, одним из первых людей, делавших различие между астрономией и астрологией."
"The Cosmological Works of Bar Daisan", Saliba


Вообщем, как вывод - вполне возможно, что слова Гурджиева, что это учение является эзотерическим христианством были не просто метафорой.