cross-ld

Подлинное ощущение появляется только при воссоединении головы и сердца . . .

. . . Обычных же, доступных нам сейчас ощущений, совершенно недостаточно и они никуда не ведут.

[ тема из сборника "Exchanges Within", о гурджиевской групповой работе под руководством Джона Пентланда ]
~ • ~ • ~

Вопрос: Я хочу спросить, что означает 'ощущение' (sensation)? Мне это трудно понять. В Работе нам даются различные идеи, указания, упражнения. И в каком-то смысле, ощущения представляют собой самый нижайший уровень. Они кажутся мне очень далёкими от многих из этих великих идей. Да и вся та грандиозная структура, которая даётся в книгах о работе, также как сам тот путь, которому я, может тщетно пока, стремлюсь следовать — все они кажутся совершенно далекими от обычного понимания ощущений. Каким образом можно обнаружить практическое взаимоотношение между моими ощущениями и этими идеями, предстающими перед нами в масштабе гораздо больше и выше этой жизни? Если попытаться описать своё чувство, то у меня примерно следующий взгляд на это — замечательно и удивительно думать, что где-то во мне могут быть правильно функционирующие высшие центры, но какая может быть практическая связь между ощущением и всем прочим, если рассматривать это в масштабе общей шкалы идей?

Лорд Пентланд: Тут всё дело в том (если уж говорить об идеях и масштабах), что наша голова, способная работать с идеями, и наше чувство, которое способно воспринимать масштаб, фактически, нигде и никогда не могут встретиться. А ощущение в нас как раз являет собой этот соотносящий или связующий элемент. Именно через ощущение способны мы ‘чувствовать то, что думаем’ или ‘думать то, что чувствуем’.. Хотя на практике, наши ощущения обычно не создают такой связности; поскольку голова и чувства могут встретиться . . . но только непосредственно в теле. И моя голова действительно способна к такому восприятию по всему моему телу. В ощущении тела, голова и чувства могут сойтись вместе, и это создаёт в нас основу для так называемой внутренней жизни. Но как призвать свои чувства обратно? Как призвать обратно свою голову, чтобы встретиться с чувствами? Это возможно лишь через ощущение, в котором чувство и мысль смогут собраться вместе.

Collapse )
cross-ld

О неопределённости дат (Гурджиев Г.И. — 1866 vs 1877) …

Ко дню рождения Георгия Ивановича, интересное исследование замечательной френдессы Елены Блум.
~ • ~ • ~

В каком году родился Гурджиев? Среди предполагаемых наиболее часто встречаются 1866 и 1877, иногда 1872. Для личной и групповой практики год его рождения не имеет никакого значения, для понимания общей картины развития событий – интересно выяснить.

🔸 Часть 1

Обратимся к книге «Встречи с замечательными людьми». Рассказывая о своем детстве, Гурджиев говорит, что в какой-то момент их семья переехала из Александрополя в Карс. На момент переезда в семье было уже 6 детей, Георгий Гурджиев из них старший.

Небольшое отступление. В 1866 году родились мои прабабушка и прадедушка. За 25 лет супружества у них родилось 12 детей. Кстати, все выжили и все получили образование, впрочем, это уже другая история. Если за 25 лет родились 12 детей, то в среднем один ребенок в два года. Сорри за такой сухой анализ. Были, конечно, и погодки, и через три года рождались, но в среднем так. Соответственно 6 детей народились примерно за 10-12 лет.

Вернемся в Карс. Находится он от Александрополя в 60-ти км, это как мне на дачу съездить. Впрочем, не это важно. Важны нам две даты:

6 ноября 1877 Карс был взят русскими войсками;
19 февраля 1878 был подписан Сан-Стефанский мирный договор между Российской и Османской империями и Карс уже официально стал российской территорией.

Гурджиев пишет:
«Наша семья жила в городе Александрополе в то время, которое совпало с периодом активного восстановления русскими пограничного города Карса, который они захватили.

Решив, что в Карсе можно будет хорошо зарабатывать, и, поддавшись уговорам моего дяди, который уже имел в этом городе свой бизнес, отец перевел мастерскую в Карс. Сперва он поехал туда один, потом вернулся за нами».

Если считать, что они переехали в 1878 году, то Гурджиев никак не мог родиться ни в 1872, ни в 1877. Согласны? Тогда предполагаемый год его рождения – 1866 год – является наиболее вероятным.

Можем ли мы быть уверены, что переехали они именно в 1878 году? Не можем (хотя мне бы очень хотелось считать именно так). Возможно, они переехали и позже. По-моему, активное восстановление Карса началось не сразу. Да и потом, что такое в понимании Гурджиева «активное восстановление»?

Джеймс Мур считает, что они переехали именно в 1878 году, но ничем это не подтверждает (ну вот что за биограф такой? где аргументы?)

Дядя Гурджиева на момент их переезда уже имел в Карсе свой бизнес. Чтобы открыть бизнес, все же нужно какое-то время. Впрочем, может быть он открыл его очень быстро) Как русские войска заняли Карс, так сразу поехал и открыл.

Далее. Рассказывая о настоятеле Карского собора, отце Дамиане Амвросиевиче Борще (см. мой предыдущий пост), Гурджиев говорит, что тому было около 70-ти лет. Отец Дамиан родился в 1819 году, т.е. 70 лет ему исполнилось в 1889 году. Тогда год рождения Гурджиева – 1877 – выглядит наиболее вероятным.

Collapse )
cross-ld

larkin_donkey, друзья скучают по вашим постам!

Что ж, времени было конечно мало в уходящем году, но что было, то было.. Всем друзьям спасибо, желаю благополучия и удачи в наступающем году!




Карточку с вашей статистикой вы можете получить здесь!


#2018

cross-ld

Путь к свободе: Присутствие Бога

[ продолжение беннетовских тем, предыдущая часть здесь: Путь к свободе: Собранное состояние. ]


~ • ~ • ~

Студент: Очень непросто об этом говорить, но мне хотелось бы сказать о своём чувстве относительно того, что такое Бог или Высшие силы, хоть я и не уверен, не становлюсь ли я излишне эмоциональным в этом отношении?

Дж.Г.Беннет: Что вы имеете в виду?

Студент: Пока и сам не знаю, что именно. Но кажется, я уже подхожу к тому месту, где начинаю это понимать. …

Дж.Г.Беннет: Мне хотелось бы что-то ответить по этому поводу, но для этого нужна некая отправная точка. Можете пояснить, скажем, что вы подразумеваете, используя слово "Бог"?

Студент: Может ли это включать в себя сразу многие различные вещи, вроде духовной силы, некого рода творческой энергии, etc?

Дж.Г.Беннет: Давайте возьмём простую иллюстрацию. Вы не можете смотреть прямо на Солнце в полдень. Оно ослепит вас. Но при этом, вы всё время видите Солнце; оно во всём, на что вы смотрите. Оглядываясь вокруг, вы везде видите нечто, сделанное солнечным светом. Вы даже можете попытаться взглянуть прямо на Солнце, взяв осколок цветного стекла, через которое вы увидите нечто вроде красного или синего круга.. Или другой пример: Солнце светит сквозь щель в окне и вы видите на стене его яркий образ.. Любые подобные вещи происходят потому, что вы постоянно находитесь в присутствии Солнца. Но единственная вещь, которую вы не в состоянии сделать — это взглянуть прямо на Солнце. Имели ли вы в виду нечто подобного рода?

Collapse )
cross-ld

Путь к свободе: Собранное состояние

[ продолжение беннетовских тем, предыдущая часть здесь: Путь к свободе: Мантра. ]

~ • ~ • ~

Студент: В самом конце своих Рассказов Вельзевул говорит, что по его мнению, самым правильным способом вновь сделать человека нормальным было бы внедрение в него органа, дающего ему возможность осознания неминуемости смерти.. С Ваших слов, если бы Вас спросили об этом, то вы бы сказали, что смысл здесь в том, чтобы дать человеку возможность увидеть его тело Кесджан. Есть ли какой-то способ для нас стать осознающими состояние нашего кесджан-тела?

Collapse )
cross-ld

Создание луны в себе

Есть одно известное выражение в работе — ‘создать луну в себе’. Давайте попробуем поговорить о том, что это может означать?

Это символическое выражение, а подобные представления, также как символы в форме диаграмм, используются для очень определённых целей.

Символ этот выражает одновременно множество идей. Если бы он означал лишь одну идею, ответ был бы прост. Но символ используется именно для того, что избежать длинных описаний и поместить много связанных идей в одно предложение. Как расшифровываются подобные диаграммы или символические выражения? Прежде всего, для расшифровки символа, необходимо знать сам порядок включенных в него идей.

Таким образом, если мы спрашиваем, что может означать создание луны в себе, нам сначала нужно спросить себя, что мы знаем о функции луны в отношении органической жизни? Луна балансирует органическую жизнь — любые внешние движения её уравновешиваются луной. Что произойдёт, если вдруг эта функция луны исчезнет? Будет ли это благотворным для отдельного человека или же наоборот?

Мы должны осознать, что всё это относится к бытию. А каковы особенности нашего бытия? Главное качество нашего бытия заключается в нашей множественности. Если мы действительно желаем работать над своим бытием, сделать его более соответствующим нашей цели, нам нужно пытаться обрести единство. Но эта очень отдалённая цель. Что значит стать единым? Первый шаг, хоть и также очень далёкий — это создание постоянного центра тяжести. Именно это и подразумевает выражение о создании луны в себе. Луна является таким постоянным центром притяжения, балансирующим нашу физическую жизнь. В нас самих нет пока такого баланса. Но когда мы сможем создать подобный баланс или центр тяжести в себе, нам больше не нужна будет луна.

Collapse )
cross-ld

Чудо самоорганизации

[ В продолжение фэйсбучных диалогов на одну из вечных тем.. ]
~ • ~ • ~

>> .."Если б мы не знали, что всё вокруг слепо, мертво и бессмысленно (кроме нас любимых, конечно)" - возвращаемся собственно к моему начальному возражению. Вы все пытаетесь представить материалистов, банкиров и т.п. как каких-то ущербных людей, которым неведомо "высшее"... Но материалисты и банкиры не меньше других (а может и больше) способны видеть красоту природы или искусства и восхищаться благородными поступками. Гордость Москвы - Третьяковская галерея, один из лучших художественных музеев мира (я повидал некоторое количество музеев и знаю что говорю), создан русским купцом. Человек накупил очень хороших картин и открыл галерею для публики, а потом вообще передал Москве. Гурджиев - человек, я не знаю, Пушкин - человек и так далее. Красота и смысл в глазу смотрящего. Развивай глаз, смотрящий, и будет тебе больше красоты и смысла. И собственно чудо как раз в том и есть, что из "мертвых" элементов таблицы Менделеева через самоорганизацию собрались живые существа, а потом через самоорганизацию они объединились в сообщества, а потом в сообществе существ Homo Sapiens появилась культура, и это сообщество через культуру стало самоорганизовываться с еще большей скоростью, и в то же время все больше отдельных особей этого вида стали интересоваться самоорганизацией внутри себя и своей жизни, одним из множества проявлений каковой тенденции стал "четвертый путь".
Когда ребёнок рождается, он обладает лишь одним телом, остальные можно считать лишь потенциально возможными.. Ребёнку на формирование такого "планетарного" тела требуется ~ 9 месяцев, а Земле, скажем, (условные) 800 миллионов лет.. Что-то ещё может быть возможным, но есть ли смысл в подобном контексте обсуждать свойства каких-то "иных тел"?

И я пытаюсь представить ущербным лишь наше собственное понимание. Вы может удивитесь, но это иногда бывает действительно полезным.. А проблемы всяких банкиров, "мытарей" и материалистов меня волнуют существенно меньше.. Впрочем, я и не считаю их ущербнее прочих, с чего это вы взяли? Но утверждение насчёт того, что "из мертвых элементов таблицы Менделеева через их самоорганизацию могут собраться живые существа" и т.д., с Пушкиными и всеми делами — это мне действительно представляется просто чудом…)) чудом самомнения… И тут уже я, увы, ничего пока с собой поделать не могу..
>> Почему вам это кажется чудом самомнения?
Потому что мне при этом вспоминается известная "теорема о бесконечных обезьянах и Шекспире".. В своём бесконечном самомнении, эти обезъянки могут конечно воображать себя Шекспирами, но мне трудно поверить, что подобное творчество может дать что-то путное.
>> Collapse )
cross-ld

Личность, сущность и высшие тела.

/ из недавно вышедшей книги о гурджиевской групповой работе — запись беседы лидера нью-йоркской группы Джерри Брюстера…/
~ • ~ • ~

Встреча началась с чтения беседы м-ра Гурджиева в Америке «О сущности и личности» (Взгляды из реального мира, 29 марта 1924).

Q: Я всегда думал, что форматорный аппарат находится в мыслительном или же физическом центре. Но судя по тому, что мы услышали сейчас, сущность живёт во всех моих центрах, личность же — исключительно в моём форматорном аппарате. И мне интересно, действительно ли это так?

JB: Идея четырёх тел человека является действительно экстраординарной — вокруг неё вращаются практически все остальные идеи — в том числе и развитие нового, "астрального" тела. Что может вызвать рост этого второго тела? Не я сам или же "делающая это" моя личность, но моё разрешение к действию на меня чего-то высшего. Именно в этой борьбе я получаю впечатления и необходимые высшие энергии. Рост второго тела происходит в результате особого взаимоотношения между энергиями центров.

Пытаясь изучать себя, мы начинаем видеть, что целиком захвачены в ловушке личности. Всё происходящее с нами относится лишь к личности, а о своей сущности мы практически ничего не знаем. Приближаясь же к чему-то более существенному, мы моментально оказываемся в состоянии глубокого отождествления. Я воспринимаю личность как взаимоотношение между форматорными частями различных центров: тела с его характерными позами, эмоций с их привычными беспокойствами и ума с поддерживающими его фантазиями. Мой образ самого себя формируется на основе этого, поддерживая мой сон.

Вне работы над собой, форматорные аспекты каждого из центров связываются случайным образом и склеиваются навсегда, удерживая нас в постоянном рабстве собственной механистичности, исходящей из прошлого или от ожидания будущего. Всё видимое мной является прямой противоположностью понятия “сейчас” и сильно искажённым отражением реальности. В нашем нынешнем состоянии, привычные позы связываются с привычными эмоциями и мыслями в весьма причудливом танце — если у вас появляется определённая ассоциация, то вы принимаете определённую позу и в вас возникает определённое чувство. Поэтому нам чрезвычайно трудно думать, чувствовать или ощущать что-то новое — даже когда я пытаюсь изменить ситуацию, сделать это оказывается невозможно из-за того, что каждый центр поддерживается двумя другими. Я хочу работать над своими эмоциями, но они слишком сильны и я полностью отождествляюсь с ними — а то, что я называю “Я”, недостаточно сильно, чтобы бороться с силой моей эмоциональности. Личность не желает знать или признавать сущность. Но всё поддерживающее жизнь личности извлекается из энергий, предназначенных для питания моей сущности. Личность создаёт ненужные страхи, беспокойства, напряжения и прочие эмоциональные реакции — всё это обычно и поддерживает существование нашей личности. Страх иногда полезен для выживания и действительно важен, например, в присутствии льва или тигра, преследующего вас. Но личность использует эту характерную черту боязни инстинктивного центра для создания собственной эмоциональной жизни — она и живёт как раз за счёт извлечения из меня подобной энергии. В обычном состоянии, моя сущность полностью скрыта за личностью — она не получает солнечного света.

Но для пребывания в настоящем моменте нужна другая часть меня. Я должен ощущать, думать, чувствовать и воспринимать впечатления осознанно. Тогда у меня могут появиться силы ‘идти против’ привычных поз и отношений. А если я могу вмешаться в принимаемую позу, то нахожу в эти моменты себя свободным от эмоций и мыслей, связанных с этой позой. На какой-то период я оказываюсь вне сферы влияния паразита личности. Полученное новое впечатление позволяет моей сущности расти. Это необходимо вовсе не потому, что сущность является хорошей, а мы в ней являем собой некий образ ‘благородного дикаря’. Нет, сущность представляет собой лишь семя… когда личность пассивна, сущность может стать активной, а это является правильным взаимоотношением между ними двумя — чтобы третья сила могла войти и что может явиться возможностью для нового роста.

Collapse )
cross-ld

О происхождении жизни

[ По мотивам долгих обсуждений на фэйсбуке одной из тем (типа, духовность vs материализм) — привёл там эту статью в качестве одного из аргументов.. Думаю, она может быть интересна и вполне уместна также и в этом журнале ]
~ • ~ • ~

Статья из журнала «Progress in Biophysics and Molecular Biology» (August 2018), соавторами которой являются 34 известных учёных-биолога из США, Австралии, Германии, Великобритании, Индии, Китая, ЮАР, Канады, Италии, Бельгии, Японии, etc:
"Причина кембрийского взрыва — земная или космическая?"
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0079610718300798



Статья интересна тем, что по сути, в ней доказывается, что жизнь не могла самозародиться на Земле ни при каких обстоятельствах. Классическая же, мейнстримовая и до сих пор распространённая в рядах так называемых "нео-дарвинистов", известная теория Опарина-Холдейна (самозарождение жизни в результате абиогенеза), с точки зрения современной науки, представляется уже несостоятельной — чему в статье также приводится масса доказательств.. И соответственно, наиболее правдоподобная версия появления жизни, имеющая сейчас гораздо больше убедительных оснований — это её "приход из космоса"...

И действительно, скажем, найденные в прошлом году канадскими геологами древнейшие на сегодняшний день следы органической жизни возрастом 4,28 миллиарда лет, по сути, указывают на появление жизни практически сразу после рождения Земли — точнее, сразу после окончания формирования её планетарного тела. То есть получается, у природы даже не было времени на вменяемые ей "слепые эксперименты" по созданию жизни. Как только условия для того появились, пришла и жизнь на планету..

В этом смысле интересная также параллель — если вспомнить про Большую Космическую Октаву (или Луч Творения по П.Д.Успенскому) - то в ней как раз присутствует особый труднопроходимый интервал в уровнях "материальности" (вибраций) между миром 'Всех Планет' и планетарным уровнем... А одним из предназначений органической жизни, по сути, является как раз заполнение этого интервала...

Collapse )
cross-ld

ЧУДО-КРОВАТЬ

[ из "Евангелия по Оражу" о разнице между "обычным" и "нормальным" человеком ]

~ • ~ • ~

Никакая дискуссия о природе обычного человека не будет полной без упоминания о Чудо-Кровати. По легенде, в одной утерянной цивилизации, которая была гораздо старше нашей, более продвинутой и полнее оснащённой всевозможными гаджетами, высочайшим триумфом её явилось создание "Чудо-кровати". Приобрести её тогда можно было легко и стоила она дёшево, а уж после этого покупателю можно было ни о чём не заботиться. Он просто ложился в это чудо изобретательской мысли и с этого момента всё делалось само, не требуя от него никакого участия. Все его потребности удовлетворялись полностью автоматически — от питания, экскреции, периодической чистки, удовлетворения сексуальных потребностей, до всего остального, что только возможно было пожелать. А под конец эта хитрая штуковина даже обеспечивала покупателю достойное погребение. Таким образом, существование обладателя сего чуда становилось полностью пассивным, без каких-либо усилий с его стороны, а сами возможности этого гениального изобретения позволяли его владельцу жить механически в полном смысле этого слова.

Легенда эта звучит вполне современно и в наше время мы можем оценить её по достоинству — хоть нам и нужно ещё многого достичь для получения единого, законченного дивайса, мы изрядно уже продвинулись по этому пути. Число различных механических гаджетов, облегчающих наше путешествие по жизни, стало уже неисчислимым. Понятное дело, нашим ответом на всё это должны стать не какие-то современные причуды, с требованием возврата-к-природе и утилизации всех машин — они стали уже неотъемлемой частью нашего окружения и вопрос не в том, чтобы их уничтожить, а в том, чтобы отвести им подобающее место в общей схеме наших практических дел.

Но факт остаётся фактом — чем больше производится подобных машин, тем счастливее становится так называемый "обычный" человек. И к той же категории принадлежит страстное стремление этого обычного человека к безопасности любого рода — лишь бы ему не приходилось более заботиться о себе самом, чтобы он мог всегда полагаться в этом на кого-то другого. Нам самим, естественно, всё это кажется ненормальным. Но для обычного человека подобная Чудо-кровать действительно является нешуточным идеалом. Ведь она избавляет его от необходимости трудиться. Но подумайте, это избавление ради чего?

Collapse )