?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
об удалениии наблюдающего из самовоспоминания 
1-фев-2013 10:44 am
Из книги "Преодоление духовного материализма" (Чогьям Трунгпа), ч.5. Самообман:

~ • ~ • ~ • ~
"...Вспоминание себя в действительности является весьма опасной техникой. Оно может включать слежку за собой и за своими действиями, когда вы уподобляетесь голодному коту, высматривающему мышей; или же оно может быть разумным жестом: вы пребываете там, где находитесь сейчас. Все дело в том, что если у вас налицо какая-то идея взаимоотношений — «я переживаю это, я делаю это»,— тогда «я» и «это» оказываются в одинаковой степени очень сильными личностями. И между ними — «мною» и «этим» — неким образом, должен возникнуть конфликт. Можно сказать, что «это» является матерью, а «я» — отцом. А когда в дело вовлечены две такие полярные крайности, вы непременно порождаете нечто. И вся идея здесь в том, чтобы дать возможность «этому» не быть там, тогда и «я» там не будет. Но тут дело не в убеждении себя в этом, но в том чтобы это почувствовать, в реальном переживании. Вы должны убрать следящего, наблюдателя этих двух крайностей. Когда наблюдатель удален, рассыпается на части и вся структура. Подобная дихотомия сохраняет существование только до тех пор, пока имеется наблюдатель, удерживающий целостность картины. Вам необходимо убрать надзирателя и всю ту весьма запутанную бюрократию, которую он создает, чтобы ничего важного не прошло минуя главное управление. И как только мы убрали надзирателя, для нас вдруг открывается пространство огромной протяженности, потому что он со своим бюрократическим аппаратом занимали в этом пространстве слишком много места. Если мы удалили фильтр «Я» и «Другого», тогда пространство становится четким, точным, разумным. Такое пространство содержит колоссальную точность, дающую возможность работать с конкретной ситуацией в нем. При этом, ни "надзиратель", ни "наблюдатель" нам вовсе не требуются."


Чогьям Трунгпа может быть прав насчёт опасности, особенно в рамках своей традиции...

С другой стороны, самонаблюдение вместе с самовоспоминанием — это одни из важнейших техник гурджиевской работы, связанных с первым сознательным толчком.

Но что наблюдает во мне? Голодный кот в мышином дозоре? Погружённый в привычные формы собственных мыслей, переживаний и негативных эмоций, и не выпускающий их из виду, как всегда доступную чечевичную похлёбку? Если так, то действительно дальнейшее развитие подобных "методов" наблюдения — это прямая дорога в дурдом — как форма невроза, способная доходить до крайних навязчивых состояний одержимости.

Самонаблюдение — только одна из техник, которая не должна применяться отдельно. Если вспомнить, как раз чрезмерное увлечение самонаблюдением группами Орэйджа в Нью-Йорке привело к тому, что приехавший к ним Гурджиев признал всех нуждающимися в психиаторе кандидатами в лунатики и срочно заставил написать их письменное отречение от Орейджа (включая собственное отречение от самого себя последнего)).

На самом деле, для правильных результатов, здесь должны присутствовать не две, а три составляющие, соответствующие и направляемые к разным частям нашей машины:

воспоминание себя
наблюдение себя
ощущение себя


Это три составляющих одного процесса — присутствия себя, как целого, здесь и сейчас.
Но поскольку у нас в начале работы, да и довольно долго потом, недостаточно активного внимания (углерода 12), способного сочетать и объединить все эти три аспекта вместе одновременно, они обычно берутся в начале как три независимых рода деятельности.
Комментарии: 
1-фев-2013 08:22 am
Нет! Нет! И еще раз - Нет!
Чогьям Трунгпа прав на 100%

Единственная задача Самовспоминания - это увидеть (прямо сейчас), что никакого "наблюдателя" НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Только после этого становится возможно Самонаблюдение. Вот это "само" - не более чем ментальный процесс. Пока это не увидено, можно сказать, что человек так и не понял сути этих двух техник.
1-фев-2013 10:06 am
Трунгпа прав в том, что самонаблюдение не имеет никакого отношения к самовоспоминанию. Они находятся на разных планах и у них, по сути, противоположные задачи -- если одно представляет собой дифференцирующий ментальный процесс, то второе наоборот - переживание единства в раскрытии, как раз дающем ощущение "открытия пространства огромной протяжённости".

Самонаблюдение же это именно процесс диференциации, того, что ГИГ называл "отделением себя от себя", с привнесением света в машину, различением импульсов от отдельных её частей и пр.. Но это нейтральный процесс, который нельзя связывать с эмоциональной оценкой и который не является инструментом для решения проблем голодного кота..
1-фев-2013 10:13 am
Вот здесь и кроется ошибка. Еще Успенский, если я не ошибаюсь, говорил со слов Гурджиева, что Самонаблюдения без Самовспоминания не бывает. И в этом есть большой смысл. Потому что до тех пор, пока существует "наблюдающий", "практикующий", "диференцирующий", существует и область ментального, которая выпадает из поля внимания. То есть Самонаблюдение получается "покалеченное", не полное, слабое. А Самовспоминание убирает все препятствия и наблюдение становится безграничным. А различение ... - с ним все в порядке, оно само происходит. Для различения "делающий" не обязателен.

Знаешь, мне думается, что Самовспоминание и Самонаблюдение - это просто другие названия для Шаматхи и Випассаны.
1-фев-2013 02:29 pm
Ну, в конечном понимании, очень похоже, и как раз в этом смысле:
"несмотря на то что мы можем работать над випашьяной, не достигнув шаматхи, в действительности нельзя обрести випашьяну без предварительного достижения шаматхи"

> Самонаблюдение получается "покалеченное", не полное, слабое..

Ну да, как раз с такого "каличного" самонаблюдения (также как самовспоминания) всё и начинается. А как по другому? Мы же ещё себя не знаем и в начале по сути слепые..

Поначалу задачи всегда даются самые простые, по крайней мере в гурджиевской работе это так. Наблюдать привычные позы. Ощущать свою правую руку. Слушать звук собственного голоса. Ощутить напряжения в теле и расслабить их..

Тоже и с самовоспоминанием. Назначить себе три свидания, когда в течение дня ты должен вспомнить себя -- войти внутрь себя, почувствовать, что ты существуешь всем своим присутствием..

В конечном счёте, возможно "делающий" становится лишним или пассивным, но до достижения этого состояния из наиболее сознательной части в нас формируется то, что ГИГ называл "заместитель управляющего".

Но конечно, это связанные техники. Обычное восприятие себя в нас скрывается ложной личностью - тем самым "наблюдателем" в виде голодного кота. И чтобы реальное самонаблюдение стало возможным, мы должны одновременно "вспомнить себя" -- как бы подняться выше уровня ложной личности в своём пространстве сознания.
3-фев-2013 04:01 pm
Да, в Буддизме тоже есть медитация подготовительная (эгоистическая) и настоящая (без медитирующего). Помнится, довольно четко на это было указано в этой статье: http://tm-sidhi.livejournal.com/16782.html
3-фев-2013 08:31 pm
Ну да, неплохая статья, кстати...

> в Буддизме тоже есть медитация подготовительная и настоящая

Вообще, тут надо ещё осознавать разницу в подходах. В гурджиевской работе нет медитаций, как таковых. Исключением, с оговорками, является может только введённая позднее практика morning sittings.. Соответственно, и самонаблюдение не является медитативной практикой, в понимании буддизма.
1-фев-2013 03:53 pm
Трунгпа говорил о важности, с которой мы относимся к самонаблюдению, как к чему-то ценному. Важность и "надзиратель" Трунгпы - это в принципе одно и тоже.
1-фев-2013 07:10 pm
Ну да, пожалуй именно так.
1-фев-2013 04:24 pm
чтобы пребывать в моменте не надо "думать" что будет потом. в этом проблема западного ума. ему нужна мотивация. цель. не дадо оценивать и сравнивать "потом" с "сейчас" чтобы понять насколько мы приблизились кудабытонибыло. не надо к чему быто нибыло стремится. надо пребывать :) мы никуда не стримимся. мы тут. мы сейчас.
1-фев-2013 07:08 pm
ага, поэтому-то никуда не стремящийся восточный ум)) и занимался всю жизнь самоистязанием в лице факиров или скажем буддистских монахов, стремившихся достигнуть нирваны пожизненным заточением в келье..
но это и у нас можно уйти в монастырь к исихастам, забыть о всех мирских проблемах и пребывать там, хлебая благодать половниками...
1-фев-2013 07:11 pm
мне казалось что разговор о самонаблюдении. хотите поговорить о факирах и монахах?
1-фев-2013 07:18 pm
не чтобы очень) просто в вашем коментарии было не о самонаблюдении, а как раз о том, что надо не достигать, а просто пребывать в "сейчас", ничего не сравнивая. оно конечно хорошо, но тут довольно зыбкая почва... духовный материализм как раз и заключается в стремлении к достижению и попытке удержания состояний, которые мы реально не заслужили, но где можно никуда не стремиться, а пребывать в блаженстве растворения наших реальных проблем... реальность же увы такова, что за всё приходится платить. и чем выше достижение, тем больше цена.
1-фев-2013 05:02 pm - об удалениии наблюдающего из самовоспоминания
Пользователь inthebalanceru сослался на вашу запись в записи «об удалениии наблюдающего из самовоспоминания» в контексте: [...] Оригинал взят у в об удалениии наблюдающего из самовоспоминания [...]
5-фев-2013 04:49 am
"Изучение себя – это работа, это путь, который ведёт к самопознанию.

"Но для того, чтобы изучать себя, человеку нужно сперва узнать, как это делать, с чего начинать, какие методы применять. Человек должен выучиться принципам самоизучения, ознакомиться с его методами.

"Главный из этих методов – самонаблюдение. Без правильно применяемого самонаблюдения человек не поймёт связь и соотношение между разнообразными функциями своей машины, никогда не поймёт, как и почему в каждом отдельном случае с ним всё "случается".

"Но для того, чтобы научиться методам самонаблюдения, чтобы научиться правильному самоизучению, требуется некоторое понимание функций и характерных признаков человеческой машины. Таким образом, наблюдая функции этой машины, необходимо усвоить, как быстро и точно определить эти функции. Такое определение должно быть не словесным, а внутренним: по вкусу, по ощущениям – совершенно таким же, каким бывает у нас определение внутренних переживаний.

"Есть два метода самонаблюдения: анализ или попытка анализа, т.е. попытка найти ответы на вопросы, отчего происходит то или иное явление, почему существует такая зависимость; второй метод – это регистрация, просто "запись" в уме того, что наблюдается в данный момент.

"Самонаблюдение, особенно вначале, никоим образом не должно становиться анализом или попыткой анализа. Анализ станет возможным лишь гораздо позднее, когда человек узнает все функции своей машины и все управляющие ею законы.

"Фрагменты", гл.6
5-мар-2013 01:14 am
Здесь интересно, что при корректно построенной практике классической йоги ( в русле Сутр Патанджали) на определенном этапе практики "наблюдатель" включается автоматически. Я думаю, если упростить внутреннюю ментальнуюкухню, что наблюдатель - это истинное Я, свободное от шелухи текущей жизни.
5-мар-2013 02:25 pm
Ну да, хотя самонаблюдение - это ещё и просто отдельная практика внимания, до появления постоянного наблюдателя.
page loaded at: 00:31 GMT