?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
"воспоминания розового будущего" 
20-авг-2012 12:27 am
[может местами спорно, но довольно интересно]

'Память часто подводит нас и подсовывает ложные воспоминания, потому что наш мозг в своей работе полагается на шаблоны для реконструкции воспоминаний — и эти шаблоны часто сбивают и уводят нас далеко в сторону. Скажем, мы уверены, что ворвавшийся в банк грабитель был высоким, хотя на самом деле он был коротышкой, что о теракте 911 мы услышали по радио, хотя эту новость нам сообщил коллега, или что мы проснулись вчера в 7 утра, хотя ближе к истине будет 8...

Мы создаём такие ложные воспоминания, потому что наши мозги сконструированы для того, чтобы рассказывать нам истории о будущем. Гибкость памяти полезна для нас, но она же создаёт искажения и иллюзии. Если память использует прошлое для того, чтобы представить нам будущее, её гибкость одновременно создаёт уязвимость — опасность смешивания воображения с реальностью.

Даниэль Шахтер, психолог из Гарварда, автор 2х книг о памяти, оспаривает представление о машине времени нашего мозга, как симуляторе виртуальной реальности. По его словам, наши воспоминания предназначены, чтобы гибко представить будущее, но не записать прошлое буквально — так что они по сути своей склонны предсказуемо ошибаться, что подтверждают эксперименты.

Шаблонное поведение, называемое в психологии "схемами", искажает наши воспоминания, навязывая предположение, что события происходили так, как они обычно происходят. Наши воспоминания также склоняются в определённую сторону нашими эмоциями.

"Позитивное отклонение" — пример такого искажения памяти. Поскольку в нас есть тенденция вспоминать эмоционально окрашенные события, наши воспоминания переполнены больше эмоциональными событиями, чем обычными вещами в нашей повседневной жизни — и в них больше внимания отводится позитивному, тогда как негативные воспоминания ускользают. Так, в своём недавнем исследовании, Шахтер показал, что если людей просить воображать себе позитивные, негативные и нейтральные сценарии будущего, они забывают негативные сценарии быстрее прочих. Эта работа была опубликована в январе в журнале Psychological Science под названием "Воспоминания Розового Будущего".

Обычно мы недооцениваем требуемое для чего-либо время, также как вероятность будущих событий, поскольку наши воспоминания часто слабы в части наиболее распространённых (а следовательно наиболее частых) событий в нашем прошлом. Мы вспоминаем эмоциональные моменты, забавные или пугающие или сексуально окрашенные, и забываем обычные поездки на работу или разговоры за обеденным столом. Это приводит к тому, что мы прогнозируем будущее неточно, поскольку неверно помним большую часть прошлого.

Наша память по сути своей конструктивна. Мы вспоминаем путём воссоздания прошлого из мелких частей и фрагментов — и та же способность помогает нам представить будущее. Как пишет Шахтер, гиппокамп, давно рассматриваемый как хранилище памяти в мозгу, является фактически "симулятором" — частью мозга, ответственной за создание фильмов в голове, будь это воспоминания о вчерашнем, планы на завтра или грёзы на тему книги или прочитанной статьи. Во всех случаях, наш ум извлекает из хранилища памяти детали для построения эпизодов.'

Комментарии: 
19-авг-2012 08:56 pm
Да... Помню, в конце 80-ых увлёкся йогой и взялся вести "дневник самонаблюдения". Через какое-то время (где-то год спустя) обленился, стал записывать минувшие события раз в два-три дня, а то и раз в неделю, восстанавливая при этом в памяти день за днём и час за часом... И вот, когда перерывы дошли до двух недель, меня немало удивило то, что произошедшее в некоторые дни я помню в двух вариантах, причём и тот и другой равным образом стыковались как с предшедствущими им событиями, так и с последующими. Это было забавно.
20-авг-2012 01:11 am
ага. в середине 70-х написал рассказик о детстве, из которого помню только фразу: "дурак бы я был помнить плохое".
20-авг-2012 06:48 am
вообще, тут получается занятный парадокс. с одной стороны, в нас явная предрасположенность к эмоциональной "негативности", приходится сознательно удерживать себя, чтобы в неё не скатиться... и одновременно мы предпочитаем всем прочим розовые очки при взгляде на те же события.
20-авг-2012 08:03 am
да. один из механизмов психики.
а иногда срабатывает какой-то триггер, и у нас "открываются глаза" на какое-то событие
20-авг-2012 06:38 am
Да, интересно. Это уже, наверное, работала авторская обработка событий нашей памятью (типа, внутренний летописец "розового прошлого" =).

А вообще, тут, по моему ещё играет роль наша эмоциональная память. Утром, вечером, дома, на работе -- мы одни и те же события вспоминаем по-разному. Иногда во всех подробностях, со вкусом переживания. А в других ситуациях -- лишь бледную тень прошлого, смутную память о памяти.
20-авг-2012 12:46 am
//Наши воспоминания также склоняются в определённую сторону нашими эмоциями.
ага. ключевая фраза.

увлекся книгой о множественных личностях. "герой" после лечения смог вспомнить отрезки активности внимания в каждой из подличностей. большинство которых и не подозревало о существовании кого либо, лишь по феномену "провалы в памяти". особенно когда ядро этого человека находилось под сильным стрессом скачки восприятия происходили постоянно. "на пятно" (термин введенный в книге чтб описать активную подличность) внимания выскакивали персонажи бросая непрерывную линию событий чтио называется на лету.

наблюдал у сеюя подобные "резкие" изменения восприятия и наборы шаблонов реакций поведения, однако без провалов памяти. пока как не старался непрерывность восприятия (воспоминаний) событий из прошлого сохраняется..
20-авг-2012 06:43 am
оч.интересно... герой из книги, получается -- такая практическая иллюстрация и предельный случай к гурджиевской концепции буферов. обычно эмоциональное искривление памяти скрывает в нас разные подличности друг от друга, но не нарушает связности восприятия (наоборот - создаёт некую иллюзию целостности)...

а тут, получается, не только буфера компенсируют толчки между вагонами, но и тамбуры закрыты глухой перегородкой, так что пассажиры такой пелевинской "жёлтой стрелы" не общаются и даже не подозревают друг о друге. а наблюдать их можно только когда в вагоне включается свет -- по вагону проходят контроллёры, появляется операторская камера и т.д.
20-авг-2012 02:49 pm
нда.операторская камера. обзавестись бы такой:)
21-авг-2012 08:02 am - Re: p.s.
о, точно, как раз в тему :)
20-авг-2012 06:49 am
> наблюдал у сеюя подобные "резкие" изменения восприятия и наборы шаблонов реакций поведения, однако без провалов памяти. пока как не старался непрерывность восприятия (воспоминаний) событий из прошлого сохраняется..

ну да, аналогично. непрерывность восприятия (по крайней мере, её иллюзия), субъективно, обычно не нарушается, да. а что до отсутствия "провалов в памяти" - это с какой стороны посмотреть. тут как раз ключевая фраза - эмоциональное искривление памяти. бывает, что перескакивая в другую подличность, практически полностью теряется эмоциональная память о событии, остаётся только её бледная тень - так сказать, воспоминание о памяти.
20-авг-2012 02:59 pm
//бледная тень.
мне помогало вспомнить проработка по все каналам восприятия. иногда запах или тактильное ощущение, чтото незаезженное (как то в книге наткнулся на упоминание сгоревшей убежавшей каши - отец любил меня такой дрянью кормить - когда надо было 4-5 раз греть сваренную неделю назад кашу)... и сразу впслыли веерные воспоминания. с красками, эмоциями. словами.

еще зависит наверное от основных каналов восприятия. аудио, визуально или там кинестетический.
или так еще. скажем "подличность" ребенок "помнит" все в эмоциях. подличность взрослый в словах, а родитель в "правилах", тоесть скорее "по аналогии". и перескок из одного в другое конечно рвет наполненость воспоминания...
21-авг-2012 08:09 am
ага. похоже, в каждой такой "подличности" активен только характерный для неё канал восприятия, определяемый доминантной функцией. остальные или блокированы буферами, или пассивны - в режиме рассеянного механического внимания. "проработка по каналам" может одновременно сделать буфер более проницаемым для восприятий и частично вернуть память.
21-авг-2012 08:24 am
или ещё метод -- пытаться нащупать/"почувствовать" конкретный буфер. правда его проще увидеть во время перехода между "вагонами", чем находясь уже внутри.
21-авг-2012 02:57 pm
вот совершенно мой метод. я ввожу себя в "неудобное/нестабильное" состояние чтобы из него вернуться через "буфер". пройтись между вогонами..
21-авг-2012 07:37 pm
ну да, точно. не самый лёгкий, но самый верный способ
22-авг-2012 07:10 pm
похоже на то :) а тут ещё вопрос касается terra incognita - возврату ранних воспоминаний - тема, у многих вызывающая интерес
page loaded at: 07:24 GMT