?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
критическое мышление 
28-окт-2011 01:24 am
Существует два способа легко скользить по жизни:
верить всему и сомневаться во всем.
Оба избавляют нас от необходимости мыслить.

                                       --Альфред Коржибский

Обычные вера и сомнение - две стороны одной монеты. Оба способа такого "скольжения по жизни" -- это пребывание в одном и том же потоке нашей обычной "одномозгной" активности. В большинстве случаев, все наши центры живут своей отдельной жизнью, не понимая языка соседей, ассоциативно воспринимая и регистрируя всё так как это услышали. Когда новая информация-впечатление совпадает с тем, что центр слышал раньше, запись просто обновляется. Если же она отличается от прошлых записей, центр сопротивляется ей, "не верит". Хотя сомневается он не потому, что хочет разобраться и что-то для себя понять, а просто он не может сразу пристроить эту запись в свою картину мира. Но если эту запись потрясти немного перед глазами, она встаёт на место и мы уже охотно верим в любую нелепость -- в новом восприятии, как в известных опытах с переворачивающими очками, низ становится верхом, а красное - синим.

Приспособление к перевёрнутой с ног на голову реальности -- может быть, полезное для адаптации в жизни качество. Но оно же приводит к увеличению разрыва между центрами, когда наши ум и чувства перестают понимать язык друг друга, а если и понимают, то с обратным знаком. Этому же помогает и привычка, насаждаемая современным образованием, к некритическому восприятию сказанного или прочитанного. Формирующий аппарат нашего обычного мышления захватывает всё новое и немедленно ассоциирует его с прошлой доступной ему информацией, типа: "О да, я что-то слышал об этом" или "Нет, я читал что такого не может быть".

В результате, всякое входящее новое впечатление изначально лишается энергии, необходимой для возможности создания активной позиции -- внутреннего противостояния, конфликта -- со взвешиванием качеств противоположных сторон и активным вопрошанием. В отличие от пассивного сомнения механического скептицизма, это позиция истинного скептика, требующая приложения значительных внутренних усилий для удержания равновесия между сторонами.

Как гласил один из гурждиевских афоризмов на стенах его школы:
"Если вы не обладаете от природы критическим умом, ваше пребывание здесь бесполезно".

Но "критический ум", как рабочий термин, тут подразумевает не просто некий род философского мышления нашего ума, а скорее умение видеть проблему с разных сторон, как оно и подобает "трёхмозгному существу". Когда мы осознаём проблему только умом, особенно когда наш интеллектуальный центр начинает работать за другие центры, подменяя их, это производит определённую ригидность и "тормознутость", за счёт восприятия ситуации в самом медленном из центров. А из-за склонности нашего ума к праздным мечтаниям и воображению, мы начинаем путать реальность и собственные фантазии.

Кроме медленной работы, наш интеллектуальный центр не обладает достаточной тонкостью и проницательностью для восприятия специфических черт и более деликатных особенностей ситуации. Также, в своей склонности к чрезмерному обобщению, наш ум не способен понять нюансы и важные детали большинства событий. И ещё менее он способен уловить черты постепенного изменения ситуации.
Комментарии: 
28-окт-2011 09:13 pm - Re: на тему...
ага, как раз смежные вещи и интересный материал для размышления, да... вплоть до взрослых инфантов, с их необъяснимой враждебностью к нестандартным соломенным шляпам )
28-дек-2011 09:15 am - Re: на тему...
кроме перечисленного добавлю , что идёт воровство энергии одним центром у другого , интеллектуальный центр воруя энергию полового центра всегда что-то критикует ,призывает к революциям , создаёт собственные теории ,и характерный признак - какая-то особая страстность и вместе с тем бесполезность . Это одна из сторон злоупотребленя половой жизни. возможно этим объясняется враждебность...
28-дек-2011 07:18 pm - Re: на тему...
Ну да, это связанные вещи, точно. Хотя сама пассионарность и перенаправление естественных сексуальных инстинктов внешним социальным давлением и нашими фантазиями -- отдельная непростая тема
31-дек-2011 11:18 am - Re: на тему...
Центр сам по себе полностью субъективен ,и не имеет возможности критики . Критика - когда один центр смотрит на другой , один наблюдает за другим .Конечно , когда мы этого не слышали ( "никакая бабушка нам не рассказывала") то мы это и не подозревали-бы. Но мы об этом узнали , и очень явно можем увидеть это в себе. СПАСИБО Г.И.Гурджиеву!
page loaded at: 20:03 GMT