?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
самонаблюдение и активное мышление 
25-авг-2011 04:08 pm
Возможно ли самонаблюдение без предварительного внутреннего разделения субъекта и объекта, наблюдателя и наблюдаемого?

Как сказал по этому поводу Гурджиев: "учитесь отделять себя от себя".
Это относится как к классическому отделению сущности от личности, так и различению собственных функций и их частей, наблюдению входящих впечатлений, вызываемых ими механических импульсов и т.п. Мы неспособны реально видеть, пока не перестанем отождествляться с любой задевающей ум или чувства мухой, влетающей изнутри или снаружи... Так что, как отделение мух от котлет, так и правильная позиция наблюдателя здесь одинаково важны.

Но интересно, что довольно перпендикулярная такому подходу точка зрения, по поводу необходимости разделения и самой позиции наблюдателя, показана в недавней книге Жанны де Зальцманн "Реальность бытия: Четвёртый путь Гурджиева":

"Обычно, когда я пытаюсь наблюдать, существует точка, из которой производится наблюдение, и мой ум осуществляет проекцию идеи наблюдения -- некого наблюдателя, отдельного от наблюдаемого объекта. Но идея наблюдения -- еще не само наблюдение. Видение - не есть идея. Это некий акт, акт видения. И объектом являюсь я, живущее существо, которое нуждается в узнавании, для того чтобы прожить данную жизнь. Такое наблюдение не имеет ничего общего с позицией фиксированного наблюдателя, рассматривающего некий объект. Оно представляет собой один полный акт, опыт, который может иметь место только если не существует разделения между тем, что видит и что видимо -- не существует точки, из которой производится наблюдение. Тогда возникает чувство особого рода - желание знать."

"Я желаю видеть себя. Но энергия моего взгляда, моего видения, является пассивной. Я вижу то, на что смотрю, только сквозь некий образ, идею. В реальности я ничего не вижу, поскольку не нахожусь в прямом контакте с тем, на что смотрю. Моё внимание удерживается пассивным данной идеей, и оно не свободно. Я реагирую на образ того, что вижу, и всё это повторяется одним и тем же образом неопределённо долго. Моё мышление реагирует автоматически, делая сравнения и подчиняясь командам, исходящим из всего накопленного материала. Существует ли другой тип мышления -- более активный, не занятый непрерывно раскопками в собственной памяти? Подобное мышление могло бы удерживать себя перед неким фактом, оставаясь чувствительным и восприимчивым, не делая суждений и предположений, безо всяких мыслей. Оно могло бы удерживать само себя просто настоятельной необходимостью знать истину. Это мышление было бы подобно свету. И оно было бы способно видеть."


Хоть здесь видно явное противоречие изначальному подходу, но понятно всё же, что автор говорит немного о другом -- осознании, которому не мешают ассоциации ума, прямом опыте восприятия целостного присутствия в теле, etc.

Если подумать, то серьезного разногласия тут нет. Это две стороны одной монеты, как бы два внешне противоположных, но на деле взаимодополняющих процесса, характеризующих самонаблюдение на основе самовспоминания. В таком внутреннем осознании, я одновременно и притягиваюсь к объекту наблюдения, и пытаюсь двигаться в сторону отделения от него. Снова и снова теряясь при этом в мыслях, чувствах и ощущениях, но с целью в перспективе быть способным одновременно находиться с ним в соприкосновении, не поглощаясь при этом им целиком... Можно сказать, что это та самая двунаправленная стрела внимания, позволяющая увидеть внутреннее сопротивление, уметь "стоять" перед ним удерживая внимание, и быть способным к удерживанию возникающего дополнительного напряжения/потенциала между воспринимающим и воспринимаемым, вспоминающим и вспоминаемым.

Способность к такому противостоянию отражает мой реальный уровень бытия, который можно назвать по другому степенью воплощённости в реальность. Как хорошо сказано у Паттерсона по этому поводу:
Пока я полностью не воплощён, я не могу быть и полностью разделён.
Комментарии: 
2-сент-2011 06:40 pm
Мне всегда казалось, что самонаблюдение отличается от самопамятования (во всех его возможных видах и вариантах) тем, что самонаблюдение -- это частная практика, направленная на решение какой-то частной задачи. Например, Г. предлагает ученикам наблюдать работу центров. И там же, насколько помнится, есть фраза, что-де важно знать, ЧТО наблюдать.
Таким образом (если мое понимание термина чему-л. соответствует, самонаблюдение - это наблюдение себя под определенным углом зрения, в рамках определенной теоретической схемы, ради освоения этой схемы, подтверждения ее для себя, набирания "под нее" материала и пр.
То есть я понимал самонаблюдение как такую. весьма вспомогательную практику.
Прочие же интересные вещи, вроде вышеописанных, я относил к разряду разных форм самопамятования. Но это, впрочем, скорее терминологическое.
"Отделять себя от себя", кажется мне, одно из основных условий самопамятования.
4-сент-2011 09:11 am
Ну да, в какой-то степени так, хотя я понимаю это несколько по другому...
В нас нет реальной способности к самонаблюдению, поскольку нет ни наблюдателя, ни подлинного внимания. И предлагаемые "частные практики" ставят целью скорее развитие последнего, для приобретения необходимого для работы материала. Как Г. говорил по этому поводу ("Взгляды"):

"В людях отсутствует внимание. Вы должны поставить целью его приобрести. Самонаблюдение возможно только после приобретения внимания. Начните с малых вещей"…

Иначе говоря, самонаблюдение и самопамятование (само слово действительно удачнее) -- неразрывно связаны и первое без второго невозможно. Но это второе стоит дорого и на него надо еще заработать, оплачивая вниманием. Хотя, конечно, это процесс не последовательный -- в смысле, сначала приобретаем одно, потом другое и т.п.. Это скорее единая триада "внимание - самопамятование - самонаблюдение", где самопамятование выступает нейтрализующей силой.

Отсюда понятно, почему подлинное самонаблюдение трудно. Это не вспомогательная практика из разряда гимнастик тренировки качеств mindfulness, она требует уже присутствия определённого фундамента. Хотя понятно, что Москва не сразу строилась, закладывание этого фундамента может начинаться с одного-двух ясных коротких моментов каждый день, постепенно укрепляясь и следуя в глубь нашего существа.

И собственно, да, спасибо за комментарий -- то что Вы, Михаил, говорите про "наблюдение себя под определенным углом зрения, в рамках определенной теоретической схемы, ради освоения этой схемы, подтверждения ее для себя, набирания под нее материала" -- как раз и относится к этой фазе построения фундамента, разделения общей массы на определенные части, с целью выявления связей и попыток увидеть себя таким, как я есть - осла Ларкина без прикрас - а не то, что мне рисует воображение.
page loaded at: 17:19 GMT