?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
[не]форматорное мышление 
2-сент-2010 09:09 pm
[продолжение... начало здесь].

Но для любого инструмента, его правильная работа возможна только в руках мастера, использующего этот инструмент. В отсутствии же мастера, даже самый тонкий инструмент утрачивает свою точность и функции. Тем более, наш собственный, "сделанный по образу и подобию" и уже принимающий свой автоматизм за разумность... Да ещё и убеждённый, что он-то и есть "владычица морская" всей нашей психической жизни, как нашептала ему золотая рыбка.

Хотя насчёт того, что должно составлять основу нашей подлинной психической жизни -- всё в точности наоборот... Наша личность и составляющий её основу форматорный аппарат, как раз имеют к этой жизни очень опосредованное отношение:

"...Эти четыре центра состоят, так сказать, из одушевлённой материи, тогда как материя форматорного аппарата - неодушевлённая ... С точки зрения его материальности и в соответствии с законом связности, форматорный аппарат является организмом. В центрах - жизнь, ассоциации, влияния и существование являются психическими, тогда как в форматорном аппарате - все эти свойства, качества и его существование являются органическими ... Для тех, кто уже слышал о плотностях разумности, я могу сказать, что, например, сексуальный центр и двигательный центр обладают соответствующей плотностью разумности, в то время как форматорный аппарат не имеет этого свойства."
Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира"


Довольно полезно для самонаблюдения стремиться фиксировать признаки форматорного мышления в себе. Хотя гораздо отчётливее их видно в окружающих, особенно тех, у которых эти признаки составляют практически всю их интеллектуальную жизнь. Для них характерно бинарное мышление "или-или", обычное отсутствие сомнений, внушаемость и вера в лозунги, лёгкость суждений и пренебрежительные высказывания на основе слухов и чтения книжек/тырнетов, а не из личного опыта, и т.д... Как писал Пётр Демьянович:

"Форматорное мышление" всегда легко распознать. Например, форматорный центр умеет считать только до двух. Он всегда всё делит надвое: "большевизм и фашизм", "рабочие и буржуа", "пролетарии и капиталисты" и т. д. Формирующему мышлению мы обязаны большинством современных модных словечек и фраз, лозунгами и, помимо их, — всеми нынешними популярными теориями. Наверное можно сказать, что во все времена все популярные теории являются форматорными."
П.Д.Успенский "Психология возможной эволюции человека"


Но также как наша личность это не мы сами, а всего лишь приобретённое эффективное механическое приспособление для нашего взаимодействия с окружающим миром, так и ассоциативное форматорное мышление - не всё доступное нам мышление. Правда правильный путь к приобретению полноты и целостности такого "взрослого" мышления лежит сначала как раз через освобождение от доминирования личности с её форматорным аппаратом и "отделение себя от себя".

Правда не всё так просто - используемые для этого средства должны давать энергию и делать постепенно активной истинную нашу часть, а не превращаться в очередную воскресную школу для удовлетворения эго и прокачки амбиций... Чтобы, как говорил дон Хуан, мы могли стать на время невкусными для хищника и светящаяся оболочка нашего осознания сумела подрасти хотя бы чуть выше уровня подошв, не будучи съеденной.

Иначе, если вспомнить притчу о злом волшебнике и загипнотизированных овцах ("В поисках чудесного"), все усилия и попытки освобождения приведут только к тому, что наша личность использует предложенный материал для построения ещё одной, более крепкой и роскошной, клетки с позолоченной колючей проволокой... Как это уже неоднократно случалось в истории во всех мировых религиях, начинавшихся посланниками свыше через передачу знания об освобождении, а приводивших к сооружению самими овцами ещё более прочного загона и даже делающих их иногда просто опасными, когда они вдобавок ещё начинают воображать себя львами и волшебниками.
Комментарии: 
2-сент-2010 09:08 pm
Идея интересная, но позволю себе пару замечаний чисто по тексту

Или пример Успенского не очень удачный, или это "форматорное мышление" (термин вижу в первый раз, и поэтому приходится напрягаться, чтобы уловить нить) - простое первобытно-общинное деление на "наших" и "тех", а потому имеет чисто социальный характер. Такой же социальный, как и частое упоминание принадлежности (наша личность, наш автоматизм, их форматорный аппарат и т.д., вплоть до совершенно типичного объявления "других" не людьми, а животными)
3-сент-2010 05:17 am
На самом деле, парой слов тут не ответишь, но попробую...

Пример Успенского - да, звучит здесь немного категорично, но вообщем оправданно, чтобы уловить первичную нить для понимания принципа.

А сам термин "форматорный", как "создающий формы" -- ещё не такой страшный неологизм, как например, более поздние гурджиевские новопридуманные слова с 3х-язычными корнями, создававшиеся частично как раз для привлечения направленного внимания и обхода этого самого форматорного мышления для достижения понимания.

> ... вплоть до совершенно типичного объявления "других" не людьми, а животными

Всё возможно, примеров тому немало... Но это будет тогда всего лишь ещё один пример применения того же мышления-бревна для поисков соринок в чужих глазах.

И здесь наблюдение других полезно только ровно настолько, насколько это полезно для работы над собой и помогает осознать лучше законы, управляющие нашим собственным внутренним миром. Просто, как и в золотом правиле "как вверху, так и внизу", часть управляющих нами законов, проще изучать, меняя масштаб и горизонт для наблюдения - начиная от Вселенной, до жизни на Земле и нас, как её части.
page loaded at: 00:14 GMT