Andrey Koklin (larkin_donkey) wrote,
Andrey Koklin
larkin_donkey

проводим поэтов под бодрые марши

"Любимцы муз, любимцы граций,
Гомер, Овидий и Гораций,
Что мне до них? Я сам - Платон,
С той разницей, что я - не он."
                     Т. Шаов "Философия"

По ходу обсуждения/размышлений над прошлой заметкой про субъективное искусство, представляющее собой иллюзию в квадрате, вспомнился почему-то) ещё Платон, собиравшийся выбросить всех поэтов прочь из своей идеальной Республики...

Почему? Ну, во первых, само вдохновение поэтов делает их зависимыми от источников той же изменчивой природы, которую это вдохновение отражает. А эта зависимость всё больше ослабляет способность и стремление к независимому разумному мышлению, так что они окончательно перестают быть хозяевами собственных действий и поступков.

Во вторых, "любимцы муз, любимцы граций" в своём творчестве способны иммитировать только отражаемую реальность, феномены этого изменчивого мира. И если все мы пребываем в платоновской пещере, оторванные от реальности и не способные к ней обернуться из-за сковывающих цепей, то любимцы муз уже становятся дважды удалёнными от реальности, занимаясь в своей пещере масту.. иммитацией иммитации.

Интересно ещё, что, судя по словам Платона, провожать "дважды удалённых" из Республики планировалось торжественно, под бодрые звуки военных маршей -- всякие там лидийские и ионические стили в музыке тоже запрещались, как неспособствующие...)

Понятно, не стоит всё воспринимать буквально и некритически. Вполне возможно, что платоновская позиция в этом вопросе была ещё и провокационной -- в том числе, через видимое противоречие, конфликт, побудить людей к осознанному независимому мышлению и пониманию, а если способны, то и защите своей позиции.

Впрочем, за прошедшие тысячелетия это осознание и защита далеко не продвинулись. А реальный смысл противопоставления всё также ускользает, как и в случае с субъективным и объективным искусствами (так и не понятыми, но как правильно сказал creator_al в комментариях к прошлой заметке -- уже затасканными на цитаты терминами).

Более того, сами эти понятия переворачиваются и путаются в нас, меняя смысл на противоположный, как результат действия одного непопулярного органа внутри нас, заставляющего видеть реальность шиворот-навыворот. Объективное и сознательное кажется механичным, состояние отождествления и зависимости - творческой свободой, и т.д.

И тем не менее, уже само стремление к осознанию и пониманию этой разницы может стать одним из важных указателей направления движения из платоновской пещеры. Надо только не перепутать их с указателями для "дважды удалённых", чтобы не застрять потом в дантовском круге "дохристианских поэтов", из которого уже не будет выхода.
Tags: objective art, plato
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment