Andrey Koklin (larkin_donkey) wrote,
Andrey Koklin
larkin_donkey

Categories:

О природе смеха


Умение смеяться - важная способность в жизни, сама по себе спасающая нас от многих бед, позволяющая снять ненужные напряжения и создать атмосферу искренности, а иногда и просто делающая нас людьми, в умении посмеяться над собой.

Конечно, у самого смеха большой спектральный диапазон: от невинного, открытого и радостного, до ироничного, нервного, истеричного, варварского, сального, саркастичного, циничного... И шутки, которым мы смеёмся, являются также лакмусовой бумажкой для нашей собственной природы, показывающей, какие внешние впечатления резонируют в нашем внутреннем мире.

Бывает правда, что мы настолько отождествляемся с определёнными эмоциональными состояниями, что никакие впечатления не могут пробудить противоположные эмоции, способные вызвать смех и разрядку напряжения -- вызывая только усиление депрессии и маниакального состояния. Так что тревогу отца царевны Несмеяны вполне можно понять.

Также как и слёзы, смех работает как некий предохранительный клапан, освобождающий наш организм от избыточной энергии и очищающий его от накапливающихся побочных продуктов определённых эмоциональных состояний.

"Техническим" языком интересное общее описание механизма смеха, с точки зрения поступающей энергии и аккумуляторов в нас, давал Гурджиев:
"- Существуют две непостижимые функции нашего организма, которые невозможно объяснить с научной точки зрения, сказал он, - хотя наука, естественно, не считает их необъяснимыми. Эти функции - зевота и смех. Ни ту, ни другую нельзя правильно понять и объяснить, не зная ничего об аккумуляторах и их роли в организме человека.
...
"Смех также непосредственно связан с аккумуляторами. Но смех - это функция, противоположная зевоте. Это не накачивание энергии, а её выкачивание, как бы разрядка аккумуляторов от накопившейся в них избыточной энергии. Смех существует не во всех центрах, а только в тех, которые делятся на две части: положительную и отрицательную. Если я ещё не говорил об этом подробно, то сделаю это, когда мы приступим к более детальному изучению центров. В настоящее время мы рассмотрим только интеллектуальный центр. Возможны такие впечатления, которые попадают в этом центре сразу на две его половины, вызывая одновременно резкое "да" и резкое "нет". Такие одновременные "да" и "нет" производят в центре особого рода судорогу; и вот, не будучи в состоянии гармонизировать и переваривать два противоположных впечатления от одного факта, центр начинает выбрасывать в форме смеха энергию, вливающуюся в него из аккумулятора, который его в данный момент снабжает. Бывает и так, что в аккумуляторе скапливается слишком много энергии, а центр не в состоянии её использовать. Тогда любое, даже самое обычное впечатление может быть воспринято в двойной форме, т.е. попасть сразу на две его половины и вызвать смех, т.е. расход энергии.

"Конечно, я даю вам самые общие понятия; вам следует помнить, что как зевота, так и смех очень заразительны. Это показывает, что в сущности они являются функциями инстинктивного и двигательного центров."

- А почему смех так приятен? -спросил кто-то.

- Потому что смех освобождает от излишней энергии, сказал Гурджиев, - которая, оставаясь неиспользованной, может стать отрицательной, т.е. ядом. Внутри нас много этого яда. Смех же выступает в качестве противоядия. Но это противоядие необходимо лишь до тех пор, пока мы не можем использовать всю энергию для полезной работы. Так, о Христе говорят, что он никогда не смеялся. Действительно, в Евангелиях вы не найдёте упоминаний о том, чтобы Христос смеялся. Но есть разные способы не смеяться. Есть люди, которые не смеются потому, что целиком погружены в отрицательные эмоции - злобу, страх, ненависть, подозрительность. А есть люди, которые не смеются потому, что не имеют отрицательных эмоций. Поймите одно: в высших центрах не может быть смеха, так как в высших центрах нет деления, не существует "да" и "нет".

"В поисках чудесного", гл.11

На самом деле, этот общий принцип, как тема для самонаблюдения, и сам текст создаёт больше вопросов, чем даёт ответов. Что впрочем не так и плохо, попробую просто озвучить для себя некоторые вопросы и идеи...

Описание восприятия впечатлений в удвоенной форме при попадании одновременно на две половины одного центра очень похоже на действие впечатлений при самовспоминании. Наверное, между ними действительно много общего, и юмор можно считать этакой несознательной попыткой человека пробудиться, с осознанием поражения сознания и потери контроля над собой и ситуацией.

Довольно интересно также проявление смеха по отношению к разным центрам.

Если проследить по тексту, Гурджиев рассматривает смех на примере интеллектуального центра - наверное потому, что нашу рассудочную деятельность легче всего поставить в тупик парадоксами типа да/нет.

В то же время, сущностная природа смеха находится в нашей эмоциональной сфере - от естественного смеха и радости детского переживания, до погруженности в отрицательные эмоции, вплоть до полного блокирования попадания впечатлений на положительную часть эмоционального центра, когда уже не до смеха...

Но одновременно с этими составляющими "от ума" и "от эмоций", сама заразительность смеха указывает на то, что фактически смех является функцией инстинктивного и двигательного центров.

Что до эмоциональной сферы, отсутствие смеха в ней не обязательно является признаком пребывания в высших сферах или, наоборот, погруженности в отрицательные эмоции. Например, кошки, как существа сугубо эмоциональные, сохраняют равновесие между эмоциями с фантастической эффективностью, не нуждаясь в стравливании части энергии в виде смеха - разве что изредка, в виде загадочной улыбки Чеширского кота.

Также и с пребыванием в высших сферах...

Можно понять никогда не смеющегося Христа. С одной стороны, в высших центрах нет разделённости -- да/нет в них объединены пониманием. С другой стороны и нет повода для смеха -- это одновременное восприятие божественной любви и сущностной печали в центре божественного творения.

Но что нам тогда символизирует Смеющийся Будда Майтрея, с радостной улыбкой ребёнка-дауна восклицающий: "Когда вы поймёте насколько совершенно всё вокруг, вы запрокинете голову вверх и засмеётесь в небеса"?

Похожее восприятие и неподдельную радость можно увидеть на лицах блаженных и альтернативно одарённых в церкви, в контакте с чем-то высшим, пусть и в качестве иконостаса. Но подобное радостное принятие мира свойственно и детям, от перехлёстывающей через край энергии, когда достаточно показать палец, чтобы вызвать дружный радостный хохот.

Tags: emotions, impressions, laugh
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments