?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Апатия как собранное внимание 
7-сент-2009 01:53 am
"Филология важнее чем философия".
Г.И.Гурджиев

Недавно я уже писал про изменившееся, по сравнению с оригинальным латинским, современное значение слова 'интеллигент'.

Апатия - еще одно слово, полностью потерявшее изначальный смысл.
Сейчас оно описывает болезненное состояние, связанное с потерей внутренних интересов и стимулов ("наступила полная апатия, без конца потребность на питьё...")

На самом деле, слово 'апатия' (apatheia) впервые появилось у стоиков, как одно из основных понятий их этики, с обратным современному смыслом. И как раз противоположность 'апатии' в стоицизме - 'pathos' - означает болезненное состояние, патологию, отождествление, обусловленность марионетки, управляемой миром с помощью эмоциональных струн.

Апатия - отрицание этого состояния, a-patheia. Оно имеет два значения:
1) состояние, свободное от патологии (a-pathos);
2) состояние собранного внимания, называемого "циркулярным вниманием" (т.е., та самая "двойная стрела" Успенского), приводящее к состоянию неотождествления, как основе для наблюдения различных аспектов внутренней природы, постепенно ведущего к познанию себя.

Наверное, можно сказать, что стоицизм, как античная школа философии, являлся также и одной из видимых в исторической перспективе школ четвертого пути или "йоги" в обычной жизни, со своими практиками (описываемыми, например, в "Медитациях" Марка Аврелия).

Правда, концепция "апатии" в стоицизме была скорее философской, чем практической. Соответствующие ей практики появились уже позже, в раннехристианских школах.

Например, Евгарий Понтийский, духовный учитель 4го века, описывал состояние собранного внимания как "апатию" или "свободу от эмоций". Позднее, отцы-пустынники 4-5 веков практиковали достижение этого состояния, как предпосылки для испытания подлинной любви к ближнему - Агапэ. Говоря гурджиевским языком, они были "пре-христиане", стремящиеся стать подлинными "христианами", способными жить по заповедям Христа.



Комментарии: 
16-сент-2009 07:19 pm
типа, апатия на еду после сытного обеда )
16-сент-2009 07:53 pm
В данном шутливом контексте - пассивность в связи с удовлетворенностью. Что буддисты считают благом, т.к. желания порождают страдания, а Ницше считает наоборот:" Желаний я хочу и вместо их исполнения -- новых желаний".
17-сент-2009 08:09 am
Скорее тогда уж не буддисты, а Ницше считает благом удовлетворение желаний - "люди хотят только желать, но не хотят иметь..." - т.е., по Ницше, золотой век мог бы прийти, если бы мы стремились не только желать, но и иметь то, что желаем, прикладывали бы волю, чтобы заполучить желаемый объект.

Буддисты же, наоборот, считают, что удовлетворением желаний невозможно выйти из этого ницшевского круга "желаний я хочу и только желаний..." В этом смысле, буддизм радикальнее и предлагает разомкнуть круг, избавившись от самого желания.

А цель избавления - как раз не пассивность "отношения к сношению после сношения", а достижение состояния той самой 'апатии' в изначальном смысле - состояния равновесия, когда собранное внимание, освобожденное от эмоций, сосредоточено на другой, более высокой цели: христианской Агапэ, с переживанием подлинной любви к ближнему, или буддийской Нирване, как безграничному состраданию и дружелюбию.
17-сент-2009 10:02 am
Не буду спорить. Добавлю только, что мне в этой палитре ближе Бхагавад-Гита, которую в этом вопросе я понимаю как "лучше иметь, чем не иметь, но в любом случае не надо привязываться".
page loaded at: 17:00 GMT