?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Апатия как собранное внимание 
7-сент-2009 01:53 am
"Филология важнее чем философия".
Г.И.Гурджиев

Недавно я уже писал про изменившееся, по сравнению с оригинальным латинским, современное значение слова 'интеллигент'.

Апатия - еще одно слово, полностью потерявшее изначальный смысл.
Сейчас оно описывает болезненное состояние, связанное с потерей внутренних интересов и стимулов ("наступила полная апатия, без конца потребность на питьё...")

На самом деле, слово 'апатия' (apatheia) впервые появилось у стоиков, как одно из основных понятий их этики, с обратным современному смыслом. И как раз противоположность 'апатии' в стоицизме - 'pathos' - означает болезненное состояние, патологию, отождествление, обусловленность марионетки, управляемой миром с помощью эмоциональных струн.

Апатия - отрицание этого состояния, a-patheia. Оно имеет два значения:
1) состояние, свободное от патологии (a-pathos);
2) состояние собранного внимания, называемого "циркулярным вниманием" (т.е., та самая "двойная стрела" Успенского), приводящее к состоянию неотождествления, как основе для наблюдения различных аспектов внутренней природы, постепенно ведущего к познанию себя.

Наверное, можно сказать, что стоицизм, как античная школа философии, являлся также и одной из видимых в исторической перспективе школ четвертого пути или "йоги" в обычной жизни, со своими практиками (описываемыми, например, в "Медитациях" Марка Аврелия).

Правда, концепция "апатии" в стоицизме была скорее философской, чем практической. Соответствующие ей практики появились уже позже, в раннехристианских школах.

Например, Евгарий Понтийский, духовный учитель 4го века, описывал состояние собранного внимания как "апатию" или "свободу от эмоций". Позднее, отцы-пустынники 4-5 веков практиковали достижение этого состояния, как предпосылки для испытания подлинной любви к ближнему - Агапэ. Говоря гурджиевским языком, они были "пре-христиане", стремящиеся стать подлинными "христианами", способными жить по заповедям Христа.



Комментарии: 
7-сент-2009 12:27 pm - о словах перевертышах.... ;)
Шанские: “Заимств. Из франц. или нем. яз. в XVIII в. Франц. idiot <<идиот>> , нем. Idiot – тж., через посредство лат. Idiota – <<невежда>>, восходит к греч. idiotes – <<частное лицо, мирянин, несведущий человек, невежда>>.”

Фасмер: “От греч. idiwthz <<частное лицо, мирянин>>.” “Нем. Idiot заимствовано из лат. яз. Лат. idiota <<несведущий, неуч., простолюдин, простак>> – от греч. idiwthz – <<частное лицо, мирянин, несведущий человек, профан (в государственных делах)>>, последнее является производным от idioz – <<особенный, собственный, частный>>.

С отрицательным знач. <<безумный>>, <<сумасшедший>> слово впервые употреблено Парацельсом в 1526 г.” И далее ссылки – на Клюге и Фасмера.

http://www.arsbook.ru/selnik.htm
7-сент-2009 07:44 pm - Re: о словах перевертышах.... ;)
Точно, идиоты - зто, можно сказать, классика такой подмены )
7-сент-2009 08:29 pm - Re: о словах перевертышах.... ;)
наверное занятно было бы обобщить направлени таких подмен. не удивлюсь если чтото нарисуется синонимичное с "выхолащиванием". тоесть оскопление, лишения способности к воспроизводсту.. схоластическое? ;) профанация (любимое слово генона)...
8-сент-2009 05:58 am - Re: о словах перевертышах.... ;)
Ну да, геноновская профанация как раз хорошо отражает изменение направления - с вертикального на произвольное горизонтальное. Символы, призванные в контексте рабочего языка служить как раз приборами-детекторами направления, перевращаются в причудливые декорации и ширмочки совсем другой пьесы )
26-фев-2010 05:39 pm - подмены: до кучи
Хохма — ивр. חכמה‎ мудрость. ;) мудрость простецов...
27-фев-2010 10:53 am - Re: подмены: до кучи
Хм, а ведь точно, интересно...

Сфира ХОХМА. Одна из трёх верхних Сфирот. Также является одной из "материй", существовавших до начала Творения, в которой заключена Сила Мудрости, нисходящая через Сфирот и вызывающая к Жизни все Бытие.

На иврите - 'мудрость'...

А вот в более позднем идише - уже просто 'шутка':

- Шел Рабинович по улице. Нашел деньги. Посчитал. НЕ ХВАТАЕТ!!! )
8-сент-2009 08:00 pm
Мне вот только что сообщили (филологи), что качественные прилагательные приблизительно за 150 лет меняют свое значение на противоположное.
9-сент-2009 02:14 pm
Хм, очень категорично сказали ))

Это типа, белое становится черным, доброе - злым, высокое - низким и т.д.

Хотя филологам, конечно, виднее... А в жизни это обычное дело - черные волосы становятся белыми за гораздо меньший срок.
9-сент-2009 07:06 pm
Я потребовал слофф, мне сказали что это надо идти смотреть. Вот и пусть идут смотреть, а то как то голословно. Мне кажется.
9-сент-2009 08:03 pm
Точно ) Как раз сегодня с подобным столкнулся по работе. )) Человек категорично доказывал мне, что я идиот, и то, что я от него требую, не будет работать. И даже не хотел искать подтверждающую информацию - если мне надо, то сам и ищи... :) Как выяснилось после разбора полетов, он даже не пытался понять, что я ему говорил, а отвечал по каким-то засевшим в голове ассоциациям, которые всплыли на мои слова... Но очень убежденно и эмоционально... Если б я сам не понимал, как это должно работать - поверил бы ))
16-сент-2009 02:13 pm
Апатия - это отношение к сношению после сношения :)
16-сент-2009 07:19 pm
типа, апатия на еду после сытного обеда )
16-сент-2009 07:53 pm
В данном шутливом контексте - пассивность в связи с удовлетворенностью. Что буддисты считают благом, т.к. желания порождают страдания, а Ницше считает наоборот:" Желаний я хочу и вместо их исполнения -- новых желаний".
17-сент-2009 08:09 am
Скорее тогда уж не буддисты, а Ницше считает благом удовлетворение желаний - "люди хотят только желать, но не хотят иметь..." - т.е., по Ницше, золотой век мог бы прийти, если бы мы стремились не только желать, но и иметь то, что желаем, прикладывали бы волю, чтобы заполучить желаемый объект.

Буддисты же, наоборот, считают, что удовлетворением желаний невозможно выйти из этого ницшевского круга "желаний я хочу и только желаний..." В этом смысле, буддизм радикальнее и предлагает разомкнуть круг, избавившись от самого желания.

А цель избавления - как раз не пассивность "отношения к сношению после сношения", а достижение состояния той самой 'апатии' в изначальном смысле - состояния равновесия, когда собранное внимание, освобожденное от эмоций, сосредоточено на другой, более высокой цели: христианской Агапэ, с переживанием подлинной любви к ближнему, или буддийской Нирване, как безграничному состраданию и дружелюбию.
17-сент-2009 10:02 am
Не буду спорить. Добавлю только, что мне в этой палитре ближе Бхагавад-Гита, которую в этом вопросе я понимаю как "лучше иметь, чем не иметь, но в любом случае не надо привязываться".
page loaded at: 07:39 GMT