Andrey Koklin (larkin_donkey) wrote,
Andrey Koklin
larkin_donkey

Categories:

Архетипическая триада

Если можно назвать какое-то число, которое доминирует надо всей ’Драматической вселенной’ — это будет число три. Триада вездесуща, хотя она может принимать различные формы. И здесь можно выделить две основные идеи.


~ • ~ • ~

Во-первых, это понятие триады опыта, которая состоит из Функции, Бытия и Воли.

Исходя из общего психологического понимания и собственного намеренного опыта, Дж.Г.Беннет экстраполировал каждое из трёх этих понятий, чтобы охватить весь возможный, а не только человеческий опыт. Весь этот “материал” опыта, который он именовал словом ‘хайл’ (греч. ύλη – материя), не следует понимать как просто “материю” в наивном смысле.

Функция соотносится с актуализацией, процессом и поведением, но она также имеет значение «использования», как в случае понятия машины в человеческом мире. Функция имеет структуру. Мы можем знать функцию.

Бытие есть степень внутреннего единения. В понимании бытия существует относительность, чтобы разные сущности могли существовать более или менее. Бытие имеет различные уровни. Мы можем осознавать своё бытие.

Воля соотносится с инициативой и действием. Можно сказать, например: «стремиться к актуализации» и «использовать функцию». Мы можем понять волю.

Знание, сознание и понимание являются тремя субъективными аспектами функции, бытия и воли.

Во вторых, Воля также триадна по своей природе.

Беннет приравнивает волю к первичной космической субстанции ’окиданох', имеющей три различных обличия. Триада является принципом со-родства и обладает атрибутом динамизма.

Едва ли здесь стоит говорить о различных системах счисления, одной из которых является триада. Но важно то, что понимание подобных систем уже требует некой артикуляции естественного инстинкта в нас. Если такого инстинктивного чувства нет, то никакие интеллектуальные аргументы нам не помогут. А инстинкт в случае триады — это чувство сродства, которое охватывает широкий спектр опыта, выходя за рамки секса и включая в себя также первоначальное значение 'соревнования', означавшее 'сражаться вместе’.

Последователи Гурджиева унаследовали встроенное в традицию стремление всегда «смотреть за пределы дуализма». Поэтому привычное всем нам различение и противопоставление разума и материи здесь также отбрасывается с переходом к триадному состоянию. Отсюда исходит беннетовское понимание функции, бытия и воли. Отсюда же и трансценденция таких дуальностей как: время это иллюзия vs лишь время реально. Поэтому было неизбежным, что Беннет прийдёт идее трёх видов времени. И также была неизбежной его отсылка этой триады времени обратно к архетипической триаде. И мы также показываем здесь, как это отражается обратно в ‘хайл’, предстающем в трёх формах:
                                               
Воля Гипарксис воспринимаемое
Бытие Вечность виртуальное
Функция Время актуальное

Гурджиевский подход, привлекавший и Дж.Г.Беннета, состоял из следующих основных аспектов: делать, практиковать, справляться с неопределенностью, принимать решения и тому подобное — что по сути и есть воля. Он был направлен на ‘покорение’ времени через гипарксис, а не ‘бегство' от него в вечность.

Таким образом, эта триада ‘функция, бытие и воля’ является попыткой преодолеть дихотомию разума и материи (постулат о ‘хайл’ же направлен в другую сторону, растворяя различие в монадическом состоянии).

Время и Воля были для JGB двумя главными маниями. Когда он добрался до написания четвёртого тома Драматической Вселенной, эти идеи воплотились там в тему войны со временем, а также в важную концепцию настоящего момента.

Работе со временем свойственны свои внутренние ограничения. Например, мы не можем произвольно добавить тут новые измерения, для каждого из них у нас должна быть определённая причина. Поэтому давайте подумаем, какие могут быть возможности для какого-либо другого рода времени? В квази-логико-математическом смысле, таких возможностей лишь две: противоположность и инверсия. Противоположность соответствует вечности, а инверсия — гипарксису. Ниже мы затрагиваем две имеющие отношение, но малоизвестные концепции:

Семиотический квадрат
Использование двух контрарных понятий производит то, что известно как семиотический квадрат — разновидность тетрады.

Семиотический квадрат, представленный тремя видами времени плюс четвёртым пространством, показывает вечность в отношении инверсии (противоречия) к пространству, гипарксис инверсным ко времени, пространство как противоположное времени и вечность как противоположную гипарксису.

Кватернионы Гамильтона
(система гиперкомплексных чисел, образующих 4х-мерное векторное пространство)
Помимо математики, сама форма 3 + 1, которая появляется в беннетовских действиях с измерениями, имеет большое значение. Если мы возьмём здесь в качестве измерений три временных и одно пространственное, тогда соглашение требует, чтобы мы пометили три измерения времени мнимыми числами (включая квадратный корень из минус одного). И когда мы вычисляем общий пространственно-временной интервал (d), он представляется как:
d2 = x2 – t12 --t22 --t32
Такая группа чисел с одной действительной и тремя мнимыми переменными является когерентной и последовательной и называется кватернионом. Только группы с 1, 3 или 7 мнимыми числами являются когерентными.

Из издания «Драматическая вселенная» 1952 года (ещё до введения в неё понятия гипарксиса)
Было бы слишком неправильно ограничить идею Функции лишь актуализацией во Времени. В рассмотрении с точки зрения Принципа Структуры, Функция включает как координацию частей в Пространстве, так и паттерн возможностей в Вечности. В самом общем смысле, функция — это ответ, который мы даем на вопросы типа "Какую роль играет это целое в данной космической структуре?”

Вторым элементом в универсальном характере каждого целого является его существование, Бытие. А понимание того, что это существование относительно, является одним из самых трудных, но необходимых шагов к новой концепции Реальности. Позже я покажу, как место каждого целого во Вселенной однозначно определяется интенсивностью внутреннего единства, которое является также и мерилом его Бытия.

Наконец, в каждой триаде присутствует элемент Воли. Как я позже покажу, различение на одно и многое не применимо к Категории Воли. Поэтому мы не можем сказать, что существует лишь одна Воля, пронизывающая всю Реальность, равно как и нельзя сказать, что есть множество воль, независимо существующих в каждом отдельном целом. Поскольку Воля не подпадает под это различие, она может стать важным элементом существования каждого целого и тем самым придать Вселенной динамический характер подлинного стремления к пусть пока неясной цели, но не схлопываясь в плюралистическом коллапсе, от которого уже не может быть никакого спасения.

Я пока лишь в общих чертах указал характер трех компонентов конечной триады. Но при использовании этих категорий их значение будет постепенно проявляться. Особое преимущество мышления в терминах этих категорий следует из второго принципа объяснения, который утверждает, что в каждой триаде элементы значимы прямо пропорционально их независимости и различимости.

Функция, Бытие и Воля должны быть настолько чётко разграничены, что каждый из этих элементов в отдельности будет служить для полного описания всего, что существует. Как я уже говорил ранее, Функция, Бытие и Воля равно со-существуют с Реальностью. Поэтому мы можем изучать наши проблемы в каждой из трех категорий по отдельности, а затем объединять полученные результаты в терминах триады.

Сходным образом, Принцип Целостности предлагает разделить триаду на три её аспекта: субъективный, объективный и космический.

Наконец, мы увидим, как Принцип Структуры позволяет объяснять любое единое целое в терминах любого другого, поскольку все они имеют сходство повторяющейся структуры. Благодаря этому принципу мы можем надеяться применить открытия нашего собственного субъективного опыта для интерпретации находящейся далеко за его пределами Реальности. Я уже упоминал объединенную интерпретацию, которая является прямой интуицией в отношении Реальности — это именно то, что Гурджиев называл Объективным Разумом или по другому определял это, как мера ‘полного самосознания всех отдельных больших и малых космических концентраций’. И это также то, чем определяется их, как это называется, ‘степень-оправданности-смысла-и-цели-их-существования’, а также дальнейшая роль каждого отдельного индивида в отношении всего существующего”.

~ • ~ • ~

/ по материалам статей Энтони Блейка /
перевод: larkin_donkey

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments