?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Эманации печали 
29-янв-2019 12:11 am
"Во многих знаниях многие печали.
Увеличивающий знание,
увеличивает и скорбь"
Экклезиаст
Является ли печаль отрицательной эмоцией и в чем её роль?

Говорят, что в высшем и правильно работающем низшем эмоциональных центрах негативные эмоции должны отсутствовать. Значит ли это, что в них нет также страдания, скорби и печали?

Не помню аналогичных параллелей в других традициях на этот счёт. Но у Гурджиева печаль определенно играет важную роль в мироздании, материальна и явно космологична по природе. Причём, исходит она от самой вершины Луча Творения, в качестве частиц "Эманации-Печали" Создателя, образующихся "от постоянно происходящей во Вселенной борьбы радости и горя".

Таким образом, это не просто печаль, а сущностная печаль в самом центре Вселенной.
И одно из предназначений человека - помочь разделить и облегчить это бремя.

Именно локализация этих нисходящих частиц "Эманации-Печали" формирует источник проявления подлинной совести, как представителя Бога в нас -- крохотного, практически не играющего роли в нашем обычном бодрственном состоянии осколка утраченного единства, названного Гурджиевым Кимеспай -- "Не-дающий-спокойно-спать".

Эта горошина под периной, божественный осколок, как раз и виноват в том, что "все-мы и вся наша сущность уже в основе своей есть и должна быть только страданием". Страданием, вызванным борьбой двух противоположных процессов в нас -- жизнедеятельности планетарного тела с его "желаниями" и формирующейся подлинной индивидуальности, пытающейся противопоставить свои "нежелания".

"И вот, кто из нас будет сознательно способствовать происхождению этой внутренней борьбы и сознательно способствовать "нежеланию" взять верх над "желаниями", то только тот и будет поступать по существу самого нашего ОБЩЕГО ОТЦА ТВОРЦА, а кто будет своим сознанием способствовать обратному, - тот будет только увеличивать печаль Его".

Комментарии: 
28-янв-2019 09:45 pm
Знаете, для меня всегда Грусть ощущалась чем-то общим и отстранённым, а Печаль всегда как соучастие, сопереживание. Очень многоцветное чувство.
29-янв-2019 08:49 pm
Соучастие, сопереживание — да, по моему, как раз в этом суть!.. Такое бывает трудно выразить, но всякие барабанные “тамбур-мажоры” иногда звучат очень фальшиво, тогда как определённые минорные тона, наоборот, часто оказываются гораздо точнее.
29-янв-2019 08:55 pm
«Здесь сказка счастья родина печали,

…И в бесконечность чалит сила.»

Спасибо, Михаил — очень неплохо и как раз в тему!
29-янв-2019 06:05 am
Видение и интепритации могут быть разные. Известны видения где печали не существует,где она такая же как радость - дробный стук атомов энергии. Закончено ли творение с точки зрения творца? Мы приписываем ЕМУ свою мимолётность...
29-янв-2019 08:50 pm
Да, но мы-то пока пребываем не в том мире, где слышны лишь песни серафимов? И та часть Реальности, в которой мы живём — далеко не самое светлое место во Вселенной. Скорбь, боль утраты и прочие подобные атрибуты являются неизбежными вещами, с которыми каждый из нас сталкивается. Такова, отнюдь не мимолётная, природа вещей в этом мире. Может, именно отсюда исходит та “бесконечная и неподъёмная печаль, испытываемая нашим Общим Отцом”?
29-янв-2019 02:50 pm
а я б недовёл печаль до страданий, остановившись в моменте врат тишины, через которые мы можем общаться с самим собой, проявиться волной и позвучать с Тем Целым.
29-янв-2019 08:54 pm
но как печаль, так и страдание могут быть сильно различными. Персональное страдание и связанная с ним бесплодная печаль.. Или же намеренное страдание, дающее нам возможность выйти к порогу, где мы можем ощутить эти особые эманации?
30-янв-2019 06:21 am
"Или же намеренное страдание"
намеренная счастливая печаль )
30-янв-2019 08:57 am
и чья эта "счастливая печаль"?)

Есть всевозможные личные страдания и печали.. Но в контексте топика речь вообще не о наших печалях, какой бы окраски или степени "приятности/неприятности" они ни были.. Это как с собакой — она может чувствовать печаль хозяина. Это чувство также печалит её, хотя сделать она ничего не может. Но человек - не собака. Он может не только чувствовать, но также обрести способность реально сделать что-то по этому поводу — взять на себя часть ноши (в том числе, через намеренное страдание), чтобы "облегчить печаль нашего ОБЩЕГО ОТЦА".. А как повлияет эта ноша на его собственные печали — к делу уже не относится.
29-янв-2019 04:39 pm
Долго думал, что не понимаю, что такое печаль. Значение ускользает. Посмотрел в словаре:

"Печаль является в данном аспекте более неопределённой. Она занимает промежуточное положение между тоской, унынием и грустью, склоняясь ближе к одному или другому."

Я был прав!
29-янв-2019 08:56 pm
Ну да, значение это ускользает, как и все прочие сущностные вопросы (“Зачем я здесь?”, etc).. Но возможно, чем больше мы пытаемся исследовать их относительно своего существования, тем сильнее эти вопросы будут в нас резонировать?.. Чтобы, как говорится в ‘четвёртом существенском стремлении’, “… после успеть по возможности больше облегчать печаль нашего ОБЩЕГО ОТЦА”.
29-янв-2019 07:18 pm - взять верх над "желаниями"
Не будем же увеличивать печаль Его!

Вспомнила слова ОШО "счастье поверхностно, в печали -- есть глубина. Жизнь хороша во всей своей полноте"))

Edited at 2019-01-29 19:35 (UTC)
29-янв-2019 08:57 pm - Re: взять верх над "желаниями"
Да-да, золотые слова!)
7-фев-2019 04:26 pm
Есть ли разница между "печалью" и "сожалением" (sorrow)? "I am sorry" не означает просто "я в печали" (оставь меня, старушка :)
7-фев-2019 04:55 pm
Некоторые эмоции выражаются точнее в восточных языках. Существует, например, иероглиф "悔" который в японском и китайском языках выражает понятия: "сожаление", "досада", "раскаяние", "угрызения совести". То, что эти понятия выражаются одним иероглифом достойно внимания, так как понятиям "угрызения совести" и "раскаяние" у нас часто придается религиозный оттенок, якобы они "свыше", а "сожаление" о каком-то поступке или "досада" (не получилось!) - это уже приземленные эмоции. В действительности, "сожаление о том, что сделал" и "угрызения совести" - это почти одно и то же. Поэтому, наверное, не стоит придавать мистического значению слову "совесть", как это делали Гурджиев и Успенский. Напомню, еще, что в "Рассказах Вельзевула" Гурджиев писал об угрызениях совести, как о взаимокритике различных частей разума. Скорее всего это не так. Угрызения совести это - критика того, что сделано, критика воспоминаний, а не критика понятий или принципов. Ну а просто "печаль" - это непонятно что, типа, камень на душе.
7-фев-2019 09:18 pm
Ну, словами можно играть бесконечно.. Или же можно пытаться говорить "по понятиям"), а точнее, договариваться о понятиях языка в применении к сущностям конкретных явлений.. Но в вашем представлении (слова и иероглифы выражают что угодно, "поэтому не стоит придавать мистического значения", "это непонятно что"..) никаких сущностей извлечь невозможно, всё смешивается в общую кучу. Перефразируя известным: "всё фигня, кроме пчёл, а пчёлы - это особенная фигня"..

Да, мы живём в постоянном и бесконечном потоке больших и малых сожалений: сделал-не сделал, сделал сегодня, а надо было вчера, съел-не съел, выпил-не выпил, отдал-не отдал, отдал не тому, выбрал не то, купил-не купил, всё-таки купил, но можно было лучше/дешевле... Волны этого потока постоянно накатывают и захлёстывают нас. И противостояние им можно считать задачей особой важности, даже некой религии.. Как сказал когда-то Миларепа: "Моя религия - жить и умереть без сожалений".

Но что значит "жить без сожалений"? Означает ли это также приобретение нами способности заглушить голос собственной совести? Или может быть, наоборот, все эти питающие наш эгоизм сожаления и саможаления являются просто дешёвой имитацией, притягивающими внимание голосами отдельных "я", глушащими и отдаляющими голос подлинной совести в нас?
8-фев-2019 06:19 am
Я хотел обратить внимание на то, о какой печали идет речь: о беспричинной печали (которая наводится из Вселенной) или о печали, которая имеет объективную причину? Например, чувство вины тоже может иметь причину, а может быть беспричинным, иррациональным. Иррациональное чувство вины - это не хорошо, это чувство часто приводит к суицидам. Беспричинная печаль, имхо, тоже сомнительное явление. Как определить, пришла ли эта печаль из Вселенной, или пора обращаться к врачу, так как печаль уже переходит в депрессию.
8-фев-2019 08:56 pm
А какую роль здесь вообще играют наши собственные печали? (причинные либо беспричинные)
И каким образом восприятие печали (в космологическом или психологическом смысле) связано с нашими собственными печалями?

Вот, скажем, что мы пытаемся делать, когда обнаруживаем в таком состоянии кого-то близкого? Разве мы сами при этом впадаем в аналогичное состояние? Или мы пытаемся в таких случаях как-то повлиять на ситуацию, приободрить человека (если это возможно) или проявить сострадание, как-то помочь? Чем сможет помочь человеку здесь наше собственное пребывание в состояниях типа "оставь меня, старушка.."?

Аналогично и в отношении "наводимой из Вселенной беспричинной печали".. По Гурджиеву, эта печаль как раз не беспричинна и у нас здесь также может быть определённая возможность повлиять на ситуацию в лучшую сторону ("по возможности больше, облегчить печаль нашего Общего Отца")
9-фев-2019 06:24 am
>> Вот, скажем, что мы пытаемся делать, когда обнаруживаем в таком состоянии кого-то близкого? Разве мы сами при этом впадаем в аналогичное состояние?

Если близкий никак не выражает это состояние или умело скрывает его, то не впадаем. Считается, например, что мы сопереживаем героям спектаклей и фильмов, глядя на их страдания. Но актеры-то, на самом деле не страдают. А в случае фильма перед нами даже нет живого актера, чтобы воспринять его страдания как эманации. Но мы считаем, что сострадаем. Возможно, есть люди, которые могут почувствовать страдания человека, внешне их не проявляющего. Но это - экстрасенсы, их - единицы на тысячи.

Насчет восприятия страданий Творца. Даже святые (взять, например, Давида или Моисея) просили у Бога всего-лишь сообщить им, что же Бог от них требует. Требует от людей, но до них даже это не доходит. Заявлять же, что я не только знаю требования Бога, а даже проникаю в Его чувства - это уже высший пилотаж.

>> А какую роль здесь вообще играют наши собственные печали?

Собственные печали объективны. Если человек кому-то нахамил, а потом сожалеет, вспоминая об этом, то можно, с некоторой долей уверенности сказать, что у него есть совесть. Если же человек страдает печалью "от Бога", то есть риск, что он заявит, что у него есть совесть "от Бога" и он может делать что хочет, так как руководствуется этой высшей совестью.

Я так думаю.
9-фев-2019 09:00 am
Мне кажется, Вы тут явно путаете способность воспринимать и сопереживать с самим чувством. Уверяю, далеко не во всех случаях такого отчётливого восприятия мы сами будем чувствовать печаль. Возможно, как раз наоборот — будем испытывать чувство глубокого удовлетворения и даже радость от печали другого (если считаем, что тот понёс заслуженное наказание). Или в других ситуациях, воспринимать эту печаль нейтрально, но пытаться как-то помочь. Целый спектр различных эмоций с нашей стороны возможен в подобных случаях и вовсе не обязательно это будет тоже печаль. Это сфера, где всё играет на противоположностях и действуют законы отталкивания.

> Возможно, есть люди, которые могут почувствовать страдания человека, внешне их не проявляющего, но их - единицы..

Ну, мы же реагируем только на то, что чувствуем. Хотя и не всегда можем рационально объяснить свои чувства. Но почему только человека? Страдания (не обязательно органической природы) и печаль присущи всему живому, не обязательно человеку.

Что до "страданий печалью от Бога" — не знаю, всякое возможно.. Но если говорить о способности к прямому восприятию, постижению — да, это скорее уникальное качество тех, кого Гурджиев именовал 'посланниками Бога'.
9-фев-2019 03:04 pm
> Уверяю, далеко не во всех случаях такого отчётливого восприятия мы сами будем чувствовать печаль. Возможно, как раз наоборот — будем испытывать чувство глубокого удовлетворения и даже радость от печали другого

> Что до "страданий печалью от Бога" — не знаю, всякое возможно..

Может быть и так...
14-фев-2019 06:23 pm
"Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак."
Автора высказывания установить не удалось.
17-фев-2019 03:57 pm
Да, интересная фраза и кому её только не приписывали, вплоть до Диогена:

— Я - Александр, великий царь.
— А я - собака Диоген.
page loaded at: 03:43 GMT