?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Путь к свободе: Присутствие Бога 
30-дек-2018 12:27 am
[ продолжение беннетовских тем, предыдущая часть здесь: Путь к свободе: Собранное состояние. ]


~ • ~ • ~

Студент: Очень непросто об этом говорить, но мне хотелось бы сказать о своём чувстве относительно того, что такое Бог или Высшие силы, хоть я и не уверен, не становлюсь ли я излишне эмоциональным в этом отношении?

Дж.Г.Беннет: Что вы имеете в виду?

Студент: Пока и сам не знаю, что именно. Но кажется, я уже подхожу к тому месту, где начинаю это понимать. …

Дж.Г.Беннет: Мне хотелось бы что-то ответить по этому поводу, но для этого нужна некая отправная точка. Можете пояснить, скажем, что вы подразумеваете, используя слово "Бог"?

Студент: Может ли это включать в себя сразу многие различные вещи, вроде духовной силы, некого рода творческой энергии, etc?

Дж.Г.Беннет: Давайте возьмём простую иллюстрацию. Вы не можете смотреть прямо на Солнце в полдень. Оно ослепит вас. Но при этом, вы всё время видите Солнце; оно во всём, на что вы смотрите. Оглядываясь вокруг, вы везде видите нечто, сделанное солнечным светом. Вы даже можете попытаться взглянуть прямо на Солнце, взяв осколок цветного стекла, через которое вы увидите нечто вроде красного или синего круга.. Или другой пример: Солнце светит сквозь щель в окне и вы видите на стене его яркий образ.. Любые подобные вещи происходят потому, что вы постоянно находитесь в присутствии Солнца. Но единственная вещь, которую вы не в состоянии сделать — это взглянуть прямо на Солнце. Имели ли вы в виду нечто подобного рода?

Студент: Да. Просто это ощущение настолько волнующее и переполняющее, может это какая-то сверхчувствительность?

Дж.Г.Беннет: А вы спросите прямо себя, какую пользу приносят вам все эти чувства? Помогают ли они они встретить лицом к лицу все взлёты и падения в жизни? Помните ли вы о них, когда вы нуждаетесь в этом?

Вот вы говорили о творческом духе. Давайте представим, что существует действительно нечто, что несёт в себе способность к действию. Пусть это будет особая энергия или можно назвать её также духовной силой. Я мог бы сказать здесь: "Да, подобные вещи реально существуют". Но далее вы говорили также о том, что стали чрезмерно чувствительны и глубоко взволнованы этим переживанием. Что ж, да.. Только помните, что вы можете бесполезно терять при этом много энергии — причем, не только энергий подобного рода, но также и вашей собственной энергии, если это начинает затрагивать вас эмоционально.

Вам стоит спросить себя: "Есть ли что-то, что я начинаю делать лучше благодаря такой реакции? Справляюсь ли я лучше с собственной жизнью? В состоянии ли я управлять своими мыслями и эмоциональными состояниями?

Если да, то это действительно большая вещь. Но если это вводит вас в беспокойство, возбуждает и переполняет некой энергией, лишь отвлекающей ваше внимание от того, что нужно реально сделать, то это уже не очень хорошо.

В списке вещей, которые являются дарами духа, мир дается в самом начале. Если в нас происходит некое истинно духовное действие, одним из критериев его правильности является то, что оно приносит нам мир, а не состояние смятения и беспокойства.

~ • ~ • ~

The Way To Be Free: Part III. Presence of God.
(Talks and Conversations with Students
by J.G. Bennett)

перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
31-дек-2018 07:29 am
Anonymous
Спасибо, Андрей, за Ваш чудесный блог и Вашу работу! С Наступающим, больше присутствия, мира в душе, сознательных действий всем нам в следующем году! И Удачи!
31-дек-2018 11:02 am
Очень правильные пожелания — думаю, все эти качества нам будут нужны и помогут достойно справляться с сущностными вызовами в следующем году. Спасибо за добрые слова и с Наступающим!
31-дек-2018 09:20 am
Всех Вам благ и вашим близким!
31-дек-2018 11:03 am
Спасибо и взаимно, желаю всех благ!
1-янв-2019 02:15 pm
Моменты перестройки мировосприятия ВСЕГДА сопровождаются большими эмоциями. Со временем они проходят, и его состояние становится более стабильным, чем раньше. Но так происходит не потому, что человек стал мудрее, а потому, что еще одно переживание в его жизни стало привычным. На практике подобная ситуация приводит к тому, что такой человек начинает искать еще более "тяжелых наркотиков". И рано или поздно он их найдет. Но эффект от них будет точно таким же - временный взрыв эмоций, за которым последует привычка. Люди со стороны будут воспринимать его действия как подвиг, но внутри такого человека все воспринимается намного банальнее.
1-янв-2019 07:37 pm
Может и так. Тем более актуальным остаётся вопрос о стремлении к подобному "приходу": "спросите прямо себя, какую пользу приносят вам эти чувства?"
3-янв-2019 06:56 am
Есть такая концепция, что "поисковая активность", обычно сопровождаемая (у высших млекопитающих) подобными эмоциями, является базовой потребности всех биологических существ. Иначе говоря, это очень глубокий животный инстинкт. Если он неудовлетворен, то подобное состояние субъективно воспринимается как близость смерти. Поэтому те, кто попроще, называют подобный "приход" словом "Жить!", а когда его нет, называют "влачением жалкого существования". А вот те, кто подходят к психическим феноменам сознательно (как в Тантре и 4П), они ставят знак равенства между эмоциями и жизненной энергией.
Взять хотя бы известные нам:
H48 - простые впечатления;
H24 - впечатления в потоке действия (вовлечение);
H12 - страсть (часто с отождествлением);
H6 - визионерство;
H3 - намерение/христианская вера;
H1 - самоосознание (Я Есть).
Только первый из них можно с определенной натяжкой рассматривать как безэмоциональный - эмоции там есть, но их мало. А чем дальше мы двигаемся, тем эмоции становятся пронзительнее и неизбирательнее. Заставить работать всю эту машину - и называется "жизнью". Нет?
4-янв-2019 10:16 am
Нет. Потому что в таком представлении всё сваливается в одну кучу. Впечатления, мало того что различаются по уровням водородов, но они очень различным образом действуют на разные части нашей природы: эмоции, разум, ощущения.. Эмоции (лошадь в экипаже), например, не рассуждают и не сравнивают, они просто определяют впечатления как приятные либо неприятные для наших чувств. И как следствие, в своих эмоциях мы склонны зависать и тянуться к приятным впечатлениям любого рода. Но не факт, что именно они являются благотворными для нас. Лошадь желает (чтобы чувствовать себя живой) только корма, ухода и поглаживаний. Но если у нас есть определённая цель, мы должны каким-то образом её донести до лошади. Нам придётся не только учить её язык, но учиться ею манипулировать, прибегая также к уговорам и обману.
4-янв-2019 10:40 am
Итак. Мы в очередной раз столкнулись с терминологическими разногласиями. Но тогда у меня к вам, Андрей, возникает вопрос - с чего вы решили, что предлагаемая вами трактовка термина "эмоции" соответствует трактовке, которую вкладывал "Студент" из вашего поста. Ведь он сказал: "Может ли это включать в себя сразу многие различные вещи, вроде духовной силы, некого рода творческой энергии". При чем здесь переживания ощущений (которые к тому же являются всего лишь продуктами работы инстинктивного центра)?

Или же для вас "эмоции" отдельно, а "творческие переживания" отдельно?

Edited at 2019-01-04 10:42 (UTC)
4-янв-2019 01:35 pm
Ну да, они могут быть связаны, но я их рассматриваю отдельно. Есть привычная эмоциональность или сентиментальность, когда, сталкиваясь с определённым переживанием, человек счастливо и радостно скачет, тратя себя в пустом энтузиазме (реплика Беннета "студенту из поста", думаю, к этому и относилась). И есть собственно переживания, связанные с творчеством и другими видами восприятий. Не все они изначально эмоциональны, хотя их высокоэнергетическая составляющая находит свой отклик в эмоциях. И "переживания ощущений" (в сенсорном восприятии, относимом к инстинктивному центру) здесь также могут дать очень важную составляющую в общем балансе чувств — в сознательном восприятии, они могут нести тот самый импульс 'Я есть' или переживание подлинности.
4-янв-2019 02:55 pm
В группе Арлашина мы учились очень четко разделять работу двигательного центра (скакать), инстинктивного (чувствовать), интеллектуального (думать) и непосредственно эмоционального. Поэтому, скажем, я уже не склонен называть эмоциями реакции других центров в ответ на действия эмоционального (хотя такие реакции, безусловно, есть). Все описанное (суета, творчество и т.п.) - это сложные процессы, затрагивающие сразу все центры. И среди них можно выделить отдельно рафинированные (как я бы сказал) "фокусы внимания", которые и являются продуктом ЭЦ. Возможно, выбранный мной "синоним" не совсем корректен, и отражает далеко не весь спектр проявлений ЭЦ, но лучше за 15 лет я все равно не нашел. Функция ЭЦ как коммуникатора между другими центрами опирается именно на внимание, так что с определенной долей упрощения можно использовать это слово. А вот качество такого внимания сильно зависит от уровня водородов. И способность поддерживать их баланс в оптимальной пропорции - это основа настройки человеческой "машины".

Edited at 2019-01-04 15:11 (UTC)
4-янв-2019 03:20 pm
Ну, я говорю просто с позиции общего понимания гурджиевской работы. За экзирсисами Арлашина я в своё время пытался следить, но не проникся - мне кажется, у него было слишком много вольных фантазий на эту тему.. И опять же (хотя это уже область терминологических соответствий), чувства и эмоции (feelings & emotions) в гурджиевской работе обычно относятся именно к сфере эмоционального центра. В инстинктивном центре это определяется как 'ощущения' (sensations) и в рабочем контексте им отводится также особое, важное значение.
4-янв-2019 04:02 pm
У Арлашина были перегибы. Но были так же и здравые зерна, которые было нельзя встретить ни у какого другого автора. Проработка центров была одной из таких. В частности, об природе эмоций в психологии нет однозначного мнения. Скажем, в НЛП я в свое время столкнулся с определением "эмоции - это ощущения на центральной линии тела". Действительно, очень часто люди, говоря об эмоциях имею в виду ощущения (боль в груди, тремор, возбуждение и т.п.) Но с точки зрения 4П - это реакции Инстинктивного центра. Так же и "суета" - является лишь реакцией двигательного. Но остается вопрос, что же такое эмоции, и как их выделить в рафинированном виде отдельно от работы остальных центров. Вопрос не праздный, так как работу с очень сильными эмоциями желательно проводить с отключенной "периферией", которая в ином случае она может начать разрушаться. Арлашин делал акцент на медитацию и самогипноз, поэтому в его работе таким нюансам уделялось большое внимание.
4-янв-2019 05:35 pm
Ну да, у Арлашина, конечно, были также здравые и весьма интересные идеи.

А сама тема деления и различения базовых импульсов нашей природы неоднозначная.
Но в гурджиевской работе этим вопросам как раз изначально придаётся большой акцент.
page loaded at: 04:15 GMT