?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Личность, сущность и высшие тела. 
15-ноя-2018 12:55 am
/ из недавно вышедшей книги о гурджиевской групповой работе — запись беседы лидера нью-йоркской группы Джерри Брюстера…/
~ • ~ • ~

Встреча началась с чтения беседы м-ра Гурджиева в Америке «О сущности и личности» (Взгляды из реального мира, 29 марта 1924).

Q: Я всегда думал, что форматорный аппарат находится в мыслительном или же физическом центре. Но судя по тому, что мы услышали сейчас, сущность живёт во всех моих центрах, личность же — исключительно в моём форматорном аппарате. И мне интересно, действительно ли это так?

JB: Идея четырёх тел человека является действительно экстраординарной — вокруг неё вращаются практически все остальные идеи — в том числе и развитие нового, "астрального" тела. Что может вызвать рост этого второго тела? Не я сам или же "делающая это" моя личность, но моё разрешение к действию на меня чего-то высшего. Именно в этой борьбе я получаю впечатления и необходимые высшие энергии. Рост второго тела происходит в результате особого взаимоотношения между энергиями центров.

Пытаясь изучать себя, мы начинаем видеть, что целиком захвачены в ловушке личности. Всё происходящее с нами относится лишь к личности, а о своей сущности мы практически ничего не знаем. Приближаясь же к чему-то более существенному, мы моментально оказываемся в состоянии глубокого отождествления. Я воспринимаю личность как взаимоотношение между форматорными частями различных центров: тела с его характерными позами, эмоций с их привычными беспокойствами и ума с поддерживающими его фантазиями. Мой образ самого себя формируется на основе этого, поддерживая мой сон.

Вне работы над собой, форматорные аспекты каждого из центров связываются случайным образом и склеиваются навсегда, удерживая нас в постоянном рабстве собственной механистичности, исходящей из прошлого или от ожидания будущего. Всё видимое мной является прямой противоположностью понятия “сейчас” и сильно искажённым отражением реальности. В нашем нынешнем состоянии, привычные позы связываются с привычными эмоциями и мыслями в весьма причудливом танце — если у вас появляется определённая ассоциация, то вы принимаете определённую позу и в вас возникает определённое чувство. Поэтому нам чрезвычайно трудно думать, чувствовать или ощущать что-то новое — даже когда я пытаюсь изменить ситуацию, сделать это оказывается невозможно из-за того, что каждый центр поддерживается двумя другими. Я хочу работать над своими эмоциями, но они слишком сильны и я полностью отождествляюсь с ними — а то, что я называю “Я”, недостаточно сильно, чтобы бороться с силой моей эмоциональности. Личность не желает знать или признавать сущность. Но всё поддерживающее жизнь личности извлекается из энергий, предназначенных для питания моей сущности. Личность создаёт ненужные страхи, беспокойства, напряжения и прочие эмоциональные реакции — всё это обычно и поддерживает существование нашей личности. Страх иногда полезен для выживания и действительно важен, например, в присутствии льва или тигра, преследующего вас. Но личность использует эту характерную черту боязни инстинктивного центра для создания собственной эмоциональной жизни — она и живёт как раз за счёт извлечения из меня подобной энергии. В обычном состоянии, моя сущность полностью скрыта за личностью — она не получает солнечного света.

Но для пребывания в настоящем моменте нужна другая часть меня. Я должен ощущать, думать, чувствовать и воспринимать впечатления осознанно. Тогда у меня могут появиться силы ‘идти против’ привычных поз и отношений. А если я могу вмешаться в принимаемую позу, то нахожу в эти моменты себя свободным от эмоций и мыслей, связанных с этой позой. На какой-то период я оказываюсь вне сферы влияния паразита личности. Полученное новое впечатление позволяет моей сущности расти. Это необходимо вовсе не потому, что сущность является хорошей, а мы в ней являем собой некий образ ‘благородного дикаря’. Нет, сущность представляет собой лишь семя… когда личность пассивна, сущность может стать активной, а это является правильным взаимоотношением между ними двумя — чтобы третья сила могла войти и что может явиться возможностью для нового роста.

Q: У меня был некий опыт, когда я пребывал в контакте с тем, во что мне нужно было вмешаться. Я видел собственную негативность, а моё оправдание её было настолько сильным, что я уже не мог остановить его нисходящее движение — я стал им.

JB: Все наши личностные “я” оторваны от реальности и они вынуждены жить в этом вечном "ну почему?.." Почему именно я? Почему я сделал это? Почему всё так сложно? И мы полностью погружены в личность. Я нуждаюсь в эмоциональной энергии в себе, но она льется из меня через личность с её искусственными устройствами. В репертуаре у личности есть множество таких приспособлений, как то: “я не достаточно важен”, “не уверен в себе”, “нужно было сделать то, а вы сделали это”, “у меня миллион долларов, но я могу всё потерять”, “эта новая боль - должно быть, это рак”.. (Смех) Неважное становится важным; мои собственные требования не выполняются. Подобно тому, как кто-то внешний смотрит на меня, также и многие требования личности связаны с внутренним рассмотрением. Это механическое перемешивание, продолжающееся без остановки, вновь и вновь.

Когда я вижу эту негативность, то осознаю также и то, что это не энергия реального чувства. Это некий момент соотношения, показывающий отсутствие во мне настоящих чувств. И это очень важный момент. Даже начиная видеть свою бесчувственность в эмоциях, даже тогда я становлюсь немного свободнее, больше связанным со своим разумом и телом.

Q: Я продолжал говорить себе: "Ладно, но так всё и должно быть, поскольку никаких других путей проявления я не знаю". Возможно, это была одна из моих главных черт - оправдание.

JB: Что нужно сделать — это найти настоящую энергию центров. Например, настоящую энергию мысли... а мы знаем свой ум только через ассоциации. И также я знаю свои эмоции лишь через ассоциативные негативные реакции. А своё тело знаю лишь через его позы и напряжения.

В нашей работе мы начинаем с тела, где нам может быть легче избавиться от ассоциативных поз. Именно поэтому уже долгое время нашей основной работой были попытки найти в себе реальные ощущения... Существует эмоциональная негативная энергия пассивности и есть также энергия ощущения. Если я мог бы найти и открыть абсолютное ощущение хотя бы одного пальца, это было бы уже достижением — даже простое ощущение пальца являет собой активную силу. Самым удивительным в отношении закона трёх сил является то, что они все три равно необходимы, чтобы что-либо происходило. А чтобы росло и развивалось новое тело — второе тело — мне нужно знать, каким образом этот закон работает. Надо понять его как в самом малом, так и на высочайшем уровне — от мира атомов до мира звёзд. Когда во мне происходит борьба и я способен осознавать две существующие, несвязанные силы в себе, я страдаю от противоречия, поскольку также не связан. За момент до этого я пребывал в иллюзии, что сам являюсь охватившей меня негативной эмоцией, а потом вдруг ощутил эту не-связанность. И в этот момент, если бы я мог поддержать свое расширенное внимание, в этой точке могла бы войти третья сила и могло явиться новое Do — новое движение и проявление новой триады.

Q: Джерри, когда Вы говорили до этого о сущности питающей личность, Вы изобразили картину позитивной сущности против негативной личности. Но всегда ли это верно?

JB: Очень хорошее замечание по поводу данной идеи. Да, в теории легко принять, что сущность хорошая — или как Вы говорите, позитивная — а личность плохая или негативная. Но что мы скажем, например, о Чингисхане, сущность которого могла быть развита гораздо сильнее личности? Опять же, возвращаясь к закону трёх, как я уже говорил, пассивная сила равно необходима, как и активная. Обе они требуются для привлечения третьей силы. А именно третья сила заставляет нас двигаться от ступеньки к ступеньке в эволюционной октаве. В обратном же направлении, инволюционной октаве, истинно как раз обратное: в таких как мы есть - в плане нашей механистичности - личность всегда активна, сущность же пассивна.

Q: Есть ли у сущности желания? Что во мне желает?

JB: Если желание находится в личности, то я никогда не могу на него положиться. Также как есть люди, посещающие рабочие встречи когда им это удобно — они появляются эпизодически и ориентированны на собственную личность, действующую сама по себе — поэтому, чем дальше они продвигаются в работе, тем сильнее делается их личность.

Гурджиев помещает четыре тела в Луче Творения. Первое или физическое тело - от Земли; второе или астральное тело находится на уровне Всех Планет; третье тело - от Солнца; а четвертое тело находится на уровне Всех Солнц, являющих собой вселенную, сознание. Мы перевернуты, наша личность - чужая, искусственная, к нам не относится; наша сущность - это мы. Но такие как мы есть, всё ровно наоборот: мы воспринимаем личность как 'нас', свою сущность же - искусственной и чужой. Прямо сейчас, если бы у меня действительно был такой выбор, я возможно выбросил бы 90% всей моей сущности — поэтому хорошо, что эта возможность нам не дана. На том уровне, на котором мы находимся сейчас, необходимо найти в нашей сущности активную силу. Когда вы выступаете против личности, то своей сущности вы скорее всего ещё не знаете, хотя сама эта борьба может представлять уже вашу сущность. Начиная борьбу и раскрываясь тому, какие мы есть сейчас, мы постепенно открываем эту взаимосвязь. Это не происходит немедленно, требуется длительный поиск, связывание и новое понимание того, "Кто я есть?" и "Чего я желаю?" Этот поиск может прийти только через восприятие впечатлений себя. Сущность, которая может служить проводником, в данном случае для активной силы, нуждается в активном присутствии. Поэтому моя настоящая работа здесь начинается с борьбы против личности — быть способным видеть её. Я не знаю, кем или чем является моя сущность сейчас. Но по мере того, как я сталкиваюсь с личностью, временами она теряет свою силу и тогда сущность может открыться впечатлениям — Я есть — а именно в сущности я могу расти. Когда я нахожусь в сущности, это не означает, что у меня больше нет страхов — это значит, что у меня нет ненужных страхов. На самом деле, перед лицом опасности у меня будет при этом ровно необходимое количество страха. Но я буду откликаться на любую ситуацию уже исходя из того, чем я реально являюсь, что прямо противоположно обычному ответу из личности. В отношении естественных страхов, возникающих в действительно опасной ситуации, личность должна исполнять пассивную роль, становясь полезным слугой. Мои истинные ассоциации могут быть удивительными, если они не кружатся бесцельно. По мере же дальнейшего роста, с определённой момента в развитии, сущность сама может стать пассивной в отношении чего-то высшего.

Используемые личностью для поддержания своего существования энергии могут принимать совершенно гротескные формы различных поз и выражений, принимаемых нами в течении всего дня. Если я не присутствую, вполне возможно, моё тело будет всё более напряжённым, а мои эмоции - всё более негативными, моё воображение и различные фантазии будут идти всё быстрее и быстрее, глубже - в зависимости от данной ситуации. Эта борьба являет собой начало привнесения активной силы в пассивность личности. При этом я приближаюсь к своей сущности посредством ощущений. В возникающем в данный момент противоречии между моей сущностью и личностью я начинаю видеть личность, которая до сих пор была невидимой. И именно в этом видении личности происходит её растворение. Личность работает в темноте — когда свет наполняет комнату, тени исчезают.

Q: Является ли сознание реально связанным с сущностью либо личностью?

JB: Я расскажу небольшую историю о том, что произошло пару дней назад во время моей встречи с человеком, у которого была очень сильная склонность к философии и обсуждению идей работы. Разговор на эти темы начался сразу как мы сели и он начал говорить тогда нечто в духе: "Вы знаете, что никакого Я не существует? Когда я вижу себя, во мне нет никакого Я". И моим ответом тогда было: "Замечательно, тогда вам и работать не нужно". (Смех) Да, я действительно видел в этом некую иллюзию.. Нужно быть осторожным, чтобы избегать попадания в подобные ловушки понятий — сознание есть некое соотношение... Вы должны быть очень аккуратны в словах.

Q: Я часто чувствую то ли лень, то ли скрытое нежелание вытаскивать себя из определенных темных мест. Но что меня всегда поражало сильнее всего — наша общая способность узнать нечто важное, даже иногда суметь проверить и убедиться, что это действительно возможно, а затем продолжать забывать или не доверять этому.

JB: Моя собственная проблема в том, что я могу думать о работе, а несколько мгновений спустя могу уже обнаружить, что думаю совершенно о другом. В этом сама природа ассоциаций — продолжаться. А центральной частью проблемы здесь является постоянная ассоциация частей наших центров с частями других центров. Здесь главное, чтобы эти ассоциации могли напоминать мне, подобно будильнику, о необходимости работать.

Что для меня сегодня показалось интересным в нашей совместной утренней борьбе с "упражнением стоп" — когда зазвонил колокол, в своей попытке воспринять и удержать впечатление, я вдруг увидел, что оно стало реальным для меня. Обычно появляется некое впечатление и далее нас уносит в ассоциациях в сторону от него — здесь, чтобы этого не происходило, я должен был сохранять присутствие и не ассоциироваться, не смотреть по сторонам и даже не расслабляться — и я получил это впечатление новым образом.

Вторая линия работы является частью общей работы трансформации. Есть множество напоминающих факторов, способных звать меня к чему-то большему, чем мои ассоциации. Мы начинаем день с утреннего упражнения. И далее мы работаем вместе, чтобы открыть дорогу чему-то более существенному в нас, что имеет потребность быть и желание работать — сущность может быть связана с реальностью только прямым образом, а не отражённым в ассоциациях. Усилия, направленные на поиск ощущений, позволяют мне открыть в себе совсем другой набор ценностей, и внезапно все вещи, которые казались так важны, перестают быть такими; быть здесь и сейчас — вот что важно.

Меня доили всё это время, как корову — использовали, как паразит использует хозяина для поддержания своей жизни. Но если я ощущаю жизнь моего тела, это создаст постепенно правильное отношение, начиная с видения моей механической пассивности, которая, безусловно, присутствует и идет сама по себе, так что это усилие в ощущении должно привести к правильной взаимосвязи с тем, что обычно следует путём наименьшего сопротивления. Я ощущаю свою правую ногу, вижу напряжение и переживаю этот опыт. Это позволяет вмешаться, давая также возможность это отпустить. Ощущение жизни моего тела непосредственно связано с сущностью.

В стоп-упражнении я решаюсь ступить в такой интервал, в котором сам оказываюсь под вопросом и не знаю, кто я есть. Я решаюсь остаться без иллюзии о ‘Я’, одновременно открываясь новому ощущению бытия, в котором подлинное Я может расти. Это подлинное Я приходит из намеренного и сознательного соотношения энергий. Я переживаю себя и пребываю в ином, не-ассоциативном режиме, в котором у меня присутствует совсем другой опыт времени. И если я остаюсь с этим новым измерением времени, которое является настоящим, это настоящее приобретает новую материальность, которой нужно раскрыться, прикоснуться к настоящему в ощущении и покое моего ума. Пока же я подвешен на крюках ассоциативного времени каждого из центров. Если мой ум сможет оставаться спокойным, это позволит мне освободиться от тех негативных эмоций, в которых я живу.

Q: Хоть я осознавал свою позу и ощущал свои плечи, в моем сердце было переживание ревности, а в голове - различные ассоциации; мои эмоции и мышление оказались запертыми в неком хитром приводном механизме. Единственное, что могло бы разблокировать этот механизм - желание отпустить. Но мне стало очевидным, что я постоянно нахожусь в цикле этого порочного круга, грызя одну и ту же кость. Когда я мог нормально дышать и быть в лучших взаимоотношениях со своим телом, я начинал одновременно осознавать, кем являлся в данный момент; больше не осуждая, но видя при этом, что я и есть тот, кто стоит на пути самого себя.

JB: У вас было истинное намерение; я должен быть тем, кто весь день упорно следует за самим собой. Тогда я начинаю видеть, куда поворачиваются мысли, как чувства проявляют себя — ревность или нетерпимость здесь лишь некоторые из многих негативных эмоций — также как и само моё тело в принимаемой позе — все они расходуют больше энергии, чем это необходимо. Личность зависит и живёт на извлекаемой из нас энергии. Чтобы этот приводной механизм продолжал работать, она должна создавать в нас мнимые страхи, постоянно превращая мух в слонов. Но всё это также энергии, в которых реально нуждается наша сущность.

Q: Согласен, этот дисбаланс в себе ощущается постоянно, мы бездумно стремимся куда-то вперёд, опустошая при этом все запасы энергии.. То же самое я ожидал увидеть и на этой неделе, но увидел в этот раз другое. Каждый раз, когда мы 'останавливались' при звуке колокола, я обнаруживал некое характерное напряжение в моей челюсти. Нечто явно механическое и повторяющееся, но обычно незамечаемое.

JB: Не только здесь, не только сейчас — это продолжается на протяжении всей моей жизни — повторяясь, повторяясь и повторяясь. И это очень сильно влияет на качество моей жизни — каким образом определяют меня все эти мелочи. В обычной жизни видеть это трудно, но здесь я могу увидеть, а увидев однажды, могу использовать его далее в качестве напоминающего фактора. И всякий раз, когда я делаю это, два центра приходят в соприкосновение — возникает вспоминание себя — на том уровне, на котором я способен на это. Если у меня есть это впечатление собственной механистичности, я начинаю видеть не только то, что реально не существую, но и то, что всё происходящее во мне определяется лишь одним маленьким 'я'.. Проблема в том, что сам я не нахожусь здесь для восприятия таких впечатлений — вместо этого, я всегда служу чему-то другому, питаю что-то другое — это очень похоже на сжимание губки, только при нажатиях из неё выходит энергия, а не вода. Ваше утренний опыт есть именно то, что мы должны начать видеть. Мы работаем, чтобы увидеть, что всегда пассивно спускаемся по пути наименьшего сопротивления.

Но если я присутствую, то я могу становиться открытым для противоположного, эволюционного процесса. Гурджиев в Вельзевуле даёт идею трёх сил следующим образом: "Высшее сливается с низшим, чтобы вместе осуществить среднее" — то есть, примирить или согласовать. "... и этим самым сделаться или высшим для предыдущего низшего" — нисходящее, инволюционное движение — "или низшим для следующего высшего" — обратное, эволюционное движение.

Всякий раз, когда силы встречаются и согласуются, этот результат может стать либо активным, либо пассивным. Но вспомните, что для нас ’предыдущее низшее’ уже доступно и находится здесь. А поэтому любой результат легко становится активным в отношении ’предыдущего низшего’ и октава механически следует вниз. Эволюционное движение требует одновременно как поиск, так и ожидание следующей высшей активной силы. Это требует намеренного усилия — ’следующая сила’ не появляется немедленно или автоматически.

У меня нет прямого знания этих сил, но я могу приобрести это знание по их характерным признакам и особому вкусу. Тогда мой поиск активной силы становится более точным. Нам нужна помощь Работы, нужны мы сами друг другу, также как рабочие условия, чтобы увидеть, насколько мы ленивы из-за своей пассивности, и суметь принять этот факт.

Q: Я пытался работать с верха лестницы, но высота пугает меня и преодолеть этот страх непросто. Я никак не мог от него избавиться. Позже, когда я увидел Вас, что-то во мне получило толчок, произошла некая трансформация и движение энергии. Поэтому я вернулся к работе, но на этот раз поднялся вверх по лестнице уже безо всякого страха. Хотя я не знал, что делать тогда — весь мой образ себя, по сути, был основан на этом страхе, но он вдруг исчез. И я успел заметить, что же должно стать новой активной силой в борьбе с ассоциациями моего ума; но нечто во мне не смогло долго оставаться перед этим осознанием, и я утратил своё внимание.

JB: Ваш опыт как раз подтверждает многое из того, над чем мы работали и обсуждали на протяжении последних недель. И он также показывает, почему условия так важны — во второй линии Работы есть определенный принцип, согласно которому вы выполняете работу в точности, как она была дана. Я полон своеволия; но сам не осознаю его, поскольку ничто ему обычно не противопоставлено — я сам создаю свои обстоятельства, оправдывая что угодно, показывая всем, что 'я прав'. Вам же удалось отклониться от этого цикла. Не думаю, что на спящую машину подобный толчок произвёл бы описанный результат — мне кажется, что сама проделанная работа дала новую возможность и внезапно Вы освободились от определенных страхов.

И вот я нахожу новый активный элемент, который мне нужен. Что требуется, чтобы я оставался там? Как могу я проверить, что это правильное место? Вы видели, что ваши ассоциации отвлекли Вас и затем Вы потеряли своё внимание — очень и очень хороший опыт, поскольку это произойдёт опять — и в следующий раз, возможно, Вы не станете доверять своей личности, когда будете бороться с ассоциациями. Тогда вы увидите, что эта борьба требует, чтобы вы привнесли в неё весь свой опыт, а не просто ваш ум, говорящий, что "я не буду поддаваться ассоциациям". Вам нужно научиться хорошо понимать разницу между чисто ментальным процессом и тем, что является подлинным много-центровым осознанием.

Вы напомнили мне об аналогичном опыте в мой первый приезд в Мендхэм. Меня тогда поставили в команду, которая работала на крыше трёхэтажного дома. А любая высота для меня всегда была большой проблемой - я испытывал головокружение и большой страх. И поэтому я сразу подошел к доктору Блэку и честно сказал ему: "Не уверен, что работа на крыше подходит для меня, поскольку я боюсь высоты". Он ответил: "Очень хорошо, что ты сказал мне об этом. Тогда, вместо работы на крыше, я поручу тебе поднимать черепичную плитку для работающей на крыше команды". И я сказал: «Отлично», пока ещё не понимая, что это значит.. Не долго думая, я схватил целую пачку плиток и, когда поднимался по лестнице с тяжелыми плитками в одной руке, а другой держась за лестницу, на полпути я вдруг застыл! Я реально не мог пошевелиться, заставить себя сдвинуться вверх или вниз. И помню, ещё подумал тогда: "Не могу же я вот так простоять здесь весь день?" (Смех) Хотя сползти вниз я, наверное, тогда всё-таки мог. Но я стоял там и неожиданно что-то во мне сказало: "Нет, я должен попытаться". Эта мысль тянула меня вверх - страх тащил меня вниз, сам же я застрял посередине! А затем пришло это чувство, желание работать. Я собрался с духом и поднялся ещё на одну ступеньку и поверьте, далось мне это очень непросто! Потом другую ступеньку и ещё одну, и наконец, поднялся наверх лестницы, где столкнулся с ещё одной большой проблемой, поскольку лестница уходила в сторону от крыши, и мне пришлось сильно изворачиваться; но наконец я это сделал и подал плитку людям, работающим на крыше. В конце концов, когда я спустился вниз, ко мне подошёл доктор Блэк со словами: "Послушай, я видел, что произошло, я наблюдал за тобой", и он сказал: "Тебе больше не нужно этого делать". А затем я услышал очень странный голос, исходящий из моей головы, сказавший: "Нет, я хочу попробовать ещё раз". (Смех) И я сделал это снова - и опять застрял, но уже немного меньше. А к концу дня я лазил уже по всей крыше как обезьянка, безо всякого страха, полностью свободный. Страх был в моей личности и когда я освободился от неё, моей сущности это понравилось. Это был один из моих первых необычных моментов. Потому что, если мы боремся, к нам обязательно придут моменты свободы - и это удивительная вещь. Есть определённый момент, когда входит третья сила и приносит нам свободу.

Что это значит — освободиться из тюрьмы, в которой я живу? Рассказанное произошло 33 года назад, но сегодня оно также свежо, как и тогда — возможно даже свежее, поскольку сейчас я понимаю это лучше. В следующий раз, когда я поднялся на крышу, я снова жутко испугался. Но бороться со страхом стало легче, потому что я уже знал, что это возможно. Также и для вас возможно будет действовать подобным образом.

~ • ~ • ~
Человек умер и обнаружил себя стоящим пред небесными вратами. Представшие вдруг золотые ворота - вот все, что стояло сейчас перед ним - фактически, именно то, к чему он стремился всю свою жизнь. Вновь прибывший заметил маленького старика с длинной белой бородкой, сидящего рядом на высоком стуле, подошёл и ошеломлённо остановился перед великими воротами.

“Это небеса?” - спросил он бородача.
“Ещё нет, но ворота туда должны открыться как раз сегодня. Не помню точно, когда. Я стар, и забываю уже такие вещи. Но ты имеешь право туда войти - я вижу это здесь, в книге счетов: да, много хороших дел - я очень впечатлен - и ты следовал всем заповедям, очень хорошо!”
“Так что, дверь открывается, и я просто вхожу туда?” - спросил прибывший далее.
“Ну, не совсем так.” - ответил бородач, сверкнув глазами - “Двери откроются лишь на мгновение, и это будет твой единственный шанс войти - вот тогда все! У нас здесь бывает много претендентов, так что, удачи тебе!”
“Спасибо!” - сказал вновь прибывший, а бородатый старик, прихрамывая, вернулся на свой высокий стул и быстро погрузился в глубокий, спокойный сон.

Прибывший же сел напротив великих золотых врат и стал ждать. “Я буду смотреть за этими дверьми, не отрываясь ни на мгновение, весь день. И я уж не упущу то, к чему стремился всю жизнь.”

Время шло, а в середине дня вдруг прилетела огромная бабочка и села прибывшему на руку. “Такой прекрасной бабочки я никогда раньше не встречал” - ахнул он, взглянув на неё в восхищении... Когда же он поднял глаза — небесные врата уже закрывались.
~ • ~ • ~


Все более явно я вижу, что одной из главных характеристик форматорного аппарата является то, что он всегда производит противоположный эффект: белое становится чёрным, правда - ложью, всё переворачивается.

Постоянная перевёрнутость.. Человек основывается на фантазиях, всегда получая противоположное тому, что он хочет в этом состоянии.

Это форматорные части всех трёх основных центров, постоянно замкнутые друг на друга. Здесь как раз и находятся корни ложной личности. И именно в этом смысле Гурджиев говорил, что наши центры действуют негармонично, но всегда в унисон — у меня появляется определённая мысль, я принимаю определённую позу, у меня возникает определённое чувство… а когда потом появляется то же чувство — появляются и те же мысли, принимается всё та же поза. Ассоциации возникают в каждом центре; а тот из них, который является центром тяжести внимания в данный момент, определяет, что другие центры будут думать, чувствовать и ощущать. И всё это основано на привычных позах, напряжениях, беспокойствах, форматорных мыслях, негативных эмоциях и автоматических реакциях...

Всё это ведёт к тому, что наш перевёрнутый мир не основывается ни на каких поступающих реальных данных — он основан исключительно на прошлом, на носящей случайный характер блокировке наших центров друг на друга, которая полностью подпадает под действие закона случая. Когда мы говорим о законе случая, мы обычно думаем о нём, как о чём-то ‘внешнем’. Но здесь действует именно закон внутреннего случая — в зависимости от того, как эти вещи замыкались друг на друга в момент формирования. Потом они уже остаются неизменными и идут вслед за нами сквозь время, не встречая сопротивления.

~ • ~ • ~

Отрывок из книги: Jerry Brewster.
«Gurdjieff Group Work — The Loft Tapes».
Personality, essence, higher bodies.
/ February 19, 1989. Discussion /


перевод: larkin_donkey

page loaded at: 11:05 GMT