?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Критика в отношении других 
5-авг-2018 05:38 pm

Одна из первых вещей, которые мы замечаем, вставая на путь работы над собой, а также то, что досаждает нам потом ещё очень долгое время — наша преобладающая склонность к критике других. Это подобно опасному заражению крови, постоянно прорывающемуся то здесь, то там — род духовного недуга, трудно подающийся исцелению — прежде всего, поскольку я не знаю его причины, а также не в состоянии пока признать его тем, чем он фактически является — не-дуг, что-то не в порядке. Именно это мы и называем болезнью — некое расстройство в функциях организма. Фактически, для всех врачевателей духа, таких как Гурджиев и другие подлинные учителя, любые мои подобные проявления критики, придирок и поиска ошибок в других всегда являются симптомами ошибочного отношения к себе, неправильного внутреннего баланса. Также и нам самим нужно уже уметь распознавать этот симптом. По крайней мере, пребывающие здесь некоторое время должны были уже научиться распознавать в себе подобную внутреннюю критику в её реальном качестве — как свидетельство некого расстройства в психической жизни — что в дальнейшем, если этот процесс будет правильно наблюдаться, может привести к более точному диагнозу, без которого никакое исцеление невозможно. Но конечно, эти наблюдения и сам диагноз никогда не окажутся лицеприятными и лестными для мистера Эго!

Неявным образом — обязывающим нас проработать данный материал самим — Вельзевул также может предостаточно рассказать об этом. Например, в своих "Рассказах" он говорит о различных "мыше-боязненных", дрожащих даже при виде этой самой робкой и безобидной из божьих тварей, но решительно обрушивающихся с критикой и обвинениями в трусости на любого человека, нашедшего в себе смелость признаться, что он немного нервничал при встрече со львом. Причём, как раз самые язвительные упрёки в этом случае всегда бывают именно со стороны "мыше-боязненных"... Это как раз не трудно проверить наблюдением в себе — в любой ситуации, самым лучшим местом для проверки — хотя иногда люди получают стимул для своих проверок, замечая признаки внутренней критики в других.

Точно также, как существует множество видов гриппа или обычной простуды, существует много разновидностей и у внутреннего критицизма, некоторые из которых более смертоносны, чем другие. Скажем, когда я нахожусь в (определённого рода) плохом настроении, любой при этом, кто попадается мне в этот момент на глаза, становится объектом для критики.. Но есть также люди, в которых это состояние является практически постоянным. И постепенно вы начинаете подобные типы распознавать. Выражение их лица чаще всего кислое и подозрительное. Они обычно настолько поглощены этим своим внутренним состоянием, что не придают при этом особого внимания тому, что творится вокруг них. Они всегда полны страхов, вплоть до степени паранойи, что, бывает, доводит их даже до психиатрической клиники. А — иногда — и я становлюсь точно таким же! Но в практике самонаблюдения, я начинаю постепенно распознавать характерные выражения и жесты, также как начинаю видеть, что происходит при этом в моём внутреннем мире.

Любые проявления внутренней критики всегда сопровождаются особой негативностью и механистичностью. Фактически, прежде чем пытаться самому что-то делать, я сразу начинаю критиковать делающих, что они делают не то и не так... Я тут же начинаю придираться, искать в других недостатки... Действительно, работать самому всегда трудно — то ли дело, выискивать недостатки, придираться, насмехаться — и я тоже иногда ловлю себя на подобном занятии — гораздо чаще, чем того хотелось бы... Причём, не только моя собственная внутренняя жизнь наполнена подобным, но все эти критические реакции могут идти далее наружу, часто весьма деструктивным и пагубным образом, особенно если при этом присутствуют другие люди, в аналогичном негативном состоянии. Я могу весьма ловко маскировать собственные слова и реакции, украшая их какими угодно добродетельными и похвальными мотивами, но реально моё поведение оказывается прямо разрушительным. Я всегда желаю при этом кому-то или чему-то поражения. Перечитайте ещё раз Отелло и обратите особое внимание на характерный в этом смысле персонаж Яго. Во мне также есть свой собственный Яго.

Сегодня может быть полезно также посмотреть, можем ли мы реально наблюдать свои автоматические реакции, побуждающие нас к внутренней критике. Это потребует от нас особой алертности, поскольку природа подобных реакций находится довольно глубоко в нас, а кроме того, мы делаем это — критикуем — настолько часто, что такие реакции стали уже неотъемлемой частью пейзажа нашей внутренней жизни. Будучи всегда в этом пейзаже, я постоянно упускаю их из виду. Но сегодня я не пропущу и увижу их. И когда я замечу, что во мне возникает такая критика, я задам себе один простой вопрос. Если это уместно, я спрошу себя: "А могу ли я делать то, в чём критикую другого? И если нет, то почему?" или, как вариант: "Тебе не нравится как это делает он? Прекрасно! Тогда сделай это сам!"

Посмотрим, повезёт ли вам увидеть такой подходящий критицизм в себе, а далее также обнаружить, в чём же этот внутренний критикующий блефует? Это может оказаться небольшим шоком, моментом относительного сознания. Будьте абсолютно уверены в одном. Любые ваши — также как мои — внутренние критические реакции всегда бессознательны. Но как долго могу я продолжать вести себя так?

~ • ~ • ~
A.L. Staveley, Themes, v1
"Inner Criticism of Others"
/ Two Rivers Press, 1984 /

перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
5-авг-2018 06:56 pm
Не менее важный вопрос - как реагировать на критические замечания, высказываемые другими по отношению к тебе. Один мой знакомый врач подсказал мне правило, ставшее впоследствии важным для меня. Правило такое: любую критику воспринимать как конструктивную. Иными словами: даже если критикующий тебя явно глуп и имеет единственное намерение - унизить тебя, задеть твоё самолюбие, всё же используй его критику как материал для работы над собой, как возможность стать лучше, чем ты есть. Допусти хотя бы гипотетически, что этот человек может быть прав, и посмотри на его критику, как на самого себя в зеркало: ведь если окажется, что у тебя действительно расстегнулась молния на брюках или к щеке прилипла засохшая сопля, ты будешь только благодарен тому, кто сообщил тебе об этом.
5-авг-2018 08:01 pm
Ну да, хорошее правило. Подобные вещи нас особенно задевают эмоционально, поэтому тут нужно некоторое отстранение и создание некого противовеса чувствам со стороны ума..
5-авг-2018 08:06 pm
Изумительно хорошо и правильно.
И полезно.
5-авг-2018 08:32 pm
Точно, спасибо, Геннадий — плюс, в различных баталиях наших реальных и виртуальных противостояний, также довольно актуальная тема..
5-авг-2018 08:34 pm
Так я сразу на себя примерил - все про меня. Как в зеркало посмотрелся.
5-авг-2018 09:41 pm
Встретишь мудрого человека - подумай, почему ты сам не таков. А встретишь дурака - обратись к самоанализу. (с)

И да, я попытался найти у Беннетта прямую цитату, но пока не нашел. Если припомните, речь шла о препятствии, которое создает Е4 для проявления Е3. Он дословно так говорил, но пока не наткнулся. Может, это вообще писалось не в Психологии, а в Энергиях. Зато приведу другую цитату, по смыслу близко:

Мне колоссально помогли разобраться в этом вопросе беседы с Шивапури Бабой, которые мне посчастливилось иметь в этом и прошлом году. Он говорил с позиции непосредственного опыта, в чем я ни на йоту не сомневаюсь. Превыше всего остального он ставил "Знание Бога". Безусловно, он имел в виду не то знание, к которому можно прийти посредством Разума. Он говорил о Высшем даре Интеллекта. Я никак не мог понять этого, пока в одной из бесед он не сказал мне, что я "обволок себя сознательностью. Именно сознательность мешает тебе увидеть Бога. Отбрось на мгновение сознательность, и ты увидишь Бога". Все это производит поразительное впечатление, если ты привык считать Бога Высшей Сознательностью или полагал, что можно достичь Бога благодаря расширению сознательности. На самом же деле, при переходе от материального к духовному миру слово "сознательность" должно менять свое значение. Кроме того, меня всегда поражали упоминания о Темной Ночи в работах таких мистиков, как Св. Иоанн Крестовый. Я уже говорил о термине Sushupti, который используется в йоге для описания "глубокой бессознательности", в которую входит йог. Все эти описания, безусловно, основаны на реальном опыте многих людей. Иначе говоря, то, что вы называете "активной сознательностью", может привести нас лишь к центральной точке. Затем следует превращение "сознательности в отношении чего-то" в "окутывание сознательностью". В этом случае, сознательность перестает быть "нашей сознательностью".

Это в 6 главе Духовной психологии, в первой трети.
6-авг-2018 10:16 am
Ну да, золотые слова.. Хотя и они не всегда помогают ) — скажем, из приведённой цитаты хорошо видно, как "встретив мудрого человека", Беннет вновь пытается "окутывать сознательностью" (или рассудочными умозаключениями) сказанное..

Естественно, всё должно быть уместно и сбалансировано. Скажем, родители, окутывающие детей своей "активной сознательностью", играют весьма пагубную роль, лишая детей собственной инициативы и не давая им нормально развиваться. Но это не значит, что высшие уровни должны быть бессознательными — как раз наоборот. Просто во взаимодействии с ними наша активность должна менять свой знак, превращаясь из "окутывающей активной сознательности" в восприимчивость осознания.
6-авг-2018 11:33 am
Ключевой здесь является утрата субъектности. Когда "мое сознание" делается "просто сознанием", ничьим. Именно так происходит встреча с "совершенным человеком из плоти и крови, который непрерывно входит и выходит через 5 отверстий". Собственно, это момент окончательного разотождествления с конкретной пьесой и остатками "я". Искомая передача управления от аватара к Юзеру.
7-авг-2018 12:26 pm
...из "окутывающей активной сознательности" в восприимчивость осознания.... какая шикарная формулировка !)))
7-авг-2018 09:08 pm
Игорь, ну да, можно это как раз связать с принципом необходимости начала новой октавы Пассивным До..
7-авг-2018 04:31 pm
> Тебе не нравится как это делает он? Прекрасно! Тогда сделай это сам!

Т.е. если хирург оставил в животе у тебя салфетку, то или молчи, или сам вырезай себе аппендицит.

Критика - часть нашей культуры. Возможны ли выборы без критики...

А сущность злословия обсуждается с древних времен. См. например Иоанна Лествичника

7-авг-2018 09:01 pm
Интересно, что именно эти 2 примера (критикующих методы лечения и действующие власти), в дополнение к критике со стороны "мышебоязненных", как раз и упоминались в Рассказах Вельзевула в качестве наиболее характерных для нашего нынешнего "архитрагикомичного существования".. И если мы честно посмотрим, то эта "часть нашей культуры" в наше время масс-медиа и социальных сетей расцвела особенно пышным цветом.

Критика бывает разной, конечно, в том числе и конструктивной. Но чаще по нашей жизни она попадает именно в эту категорию критики, поддерживающей "архитрагикомичность" нашего существования — неосознанной механической или эмоциональной (по сути, злословия, да).. Процитированное ("могу ли я сам это сделать?") — не панацея, да, но по крайней мере, попытка выработки в себе конструктивного и сознательного отношения.
8-авг-2018 06:19 am
> ...именно эти 2 примера (критикующих методы лечения и действующие власти)...

Возмущение действиями врача, который оставил салфетку в животе, - это не критика методов лечения, также как и возмущение насилием в колонии - это не критика властей (или критика?).

> ...эта "часть нашей культуры" в наше время масс-медиа и социальных сетей расцвела особенно пышным цветом.

Согласен. Более того, эта культура воспитывается со школы, где учат критиковать Достоевского, Льва Толстого и т.д.
8-авг-2018 04:29 pm
Это естественное возмущение конкретной безответственностью или беспределом — можно пытаться разобраться с конкретными виновными, а можно, конечно, идти дальше — к общей критике методов лечения или управления.. Не скажу, какой из вариантов предпочтительнее, но сам я за любой компетентный и конструктивный подход, который бы помог со временем изменить положение дел к лучшему..

Но я не понимаю, чем в Вас вызван протест против критического отношения к критике? Я понимаю, конечно там — Достоевский, Толстой, "культура воспитывается", со школы людей учат критиковать, часть из них потом за это деньги получает, в качестве компетентных и профессиональных критиков.. Но что нам-то мешает при этом самим воспользоваться данным инструментом, чтобы осознанно и критически отнестись к собственной критике? (тема как раз об этом)

Какая часть этой критики в нас реально полезна? (пусть даже только для нас самих, не говоря уже о её влиянии на миры нашего окружения) Как часто мы критикуем по существу, с реальным пониманием, желанием и возможностью как-то повлиять на ситуацию в лучшую сторону? Сколько в нас пустой, бесполезной и неконструктивной критики, в духе "если б я был султан", etc? А сколько просто тупо деструктивной критики? — которая, по сути, и не критика вовсе, а просто форма агрессии для удовлетворения собственных амбиций и эмоциональной потребности выплеснуть накопленный негатив на окружающих — от явных форм неприятия ("убей себя об стену"), до тщательно замаскированных под некие благие пожелания, но с чётко воспринимаемым деструктивным посылом.
8-авг-2018 05:54 pm
> Но я не понимаю, чем в Вас вызван протест против критического отношения к критике?

Иными словами, чем вызвано моё критическое отношение к критическому отношению к критике?

Критическим отношением к критике. :)

Если серьезно, то, автор заметки начал в правильном направлении - с поисков внутренних причин критики: раздражительности, агрессивности, желания отстоять своё главенство в каком то вопросе и т.п. А закончил сомнительными советами (двойного назначения) по подавлению критики в себе. ИМХО. Но писал он, я думаю, вполне искренне.
8-авг-2018 07:05 pm
Понял, ну да, и вполне может быть в плане сомнительности некоторых советов.. :)

Спасибо, мне самому как раз нравятся Ваши комментарии — хорошо дополняющие, заставляющие задуматься и не уходящие от темы.
7-авг-2018 05:38 pm
Ты не должен упускать из виду одну очень важную вещь.
Каждый раз, когда ты резко и беспощадно критикуешь ошибки другого, ты притягиваешь к себе некоторые виды элементалов от этого человека. Они привязываются к тебе и стремятся найти у тебя состояние, область или ошибку, аналогичные тем, которые были у покинутого ими человека. Как будто они оставляют его, если так можно выразиться, чтобы служить тебе за более высокую плату.

Источник: Блаватская Е.П. - Беседы об оккультизме (перевод изд. Новый Акрополь)
7-авг-2018 09:03 pm
Ну да, Елена Петровна умела это образно выразить. И действительно, некий подобный перенос бывает хорошо ощутим в таких ситуациях..
31-авг-2018 03:23 pm
Это момент внимания. Мы не можем критиковать кого-то или чего-то, если не уделим внимание исходящему от него негативу. Кроме того, чтобы уделить ему внимание, нам надо самим обладать по меньшей мере частью этого негатива (иначе мы просто его не заметим). Таким образом то, что мы делаем, критикуя, по факту оказывается активацией и усилением наших собственных отрицательных качеств. Чем больше мы тренируемся в критике, тем сильнее мы раздуваем свои собственные негативные черты. Просто внимание.
31-авг-2018 09:37 pm
Точно насчёт внимания. И своевременное замечание, особенно после оживлённой, но оказавшейся достаточно бесплодной, дискуссии с мадам Эзорайтер по поводу понимания сущности и личности..) Я пытался следить, но у самого уже не было времени, сил и желания умножать сущности в подобном общении.. Хотя иногда подобные критические диалоги могут оказываться и вполне продуктивными, ведущими к пониманию.
1-сент-2018 05:18 am
Да уж. Дама попала в ловушку "просветленного". То есть опыт-то был, но теперь он оцифрован и полностью управляется личностью (образно говоря, протух). Я, помятуя о том, как оно бывает, попробовал ее ситуацию раскачать, чтобы помочь ей из этой ловушки выбраться, но в результате общение деградировало до личных наездов. И да, посколько подобная ловушка мне самому не чужда, то общение с ней представляет и для меня опасность (именно по описанной причине фокуса внимания). Слона надо есть по частям, а не так глотая огромным куском не жуя. Так что пришлось сойти с дистанции. :-)))

PS: самое важное в 4П, самое ценное, ИМХО это то, что он формирует у ученика потребность в брутальной честности с самим собой. Помнится ГИГ где-то говорил, что ключевая задача ученика - это формирование совести. Вот - оно! Мне кажется, что именно в этом заключается первоочередная задача школы. Все остальное можно получить практикой. Но совесть... я не встречал людей, которые согласились бы все это переживать по доброй воле.

Edited at 2018-09-01 05:25 (UTC)
14-окт-2018 11:31 pm - Критика в отношении других
Пользователь val000 сослался на вашу запись в своей записи «Критика в отношении других» в контексте: [...] Themes, v1, "Inner Criticism of Others" / Two Rivers Press, 1984 /) * (Оригинальный пост) [...]
page loaded at: 03:44 GMT