?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
ВРЕМЯ 
2-май-2018 02:02 pm
«Что такое время? Когда меня никто не спрашивает, я понимаю это,
но если спросят — я в совершенном тупике и не знаю, что сказать.»
/ Августин Блаженный, Исповедь, кн.11 /
~ • ~ • ~

Работа с вопросами времени действительно сложна. И вероятно, высказанное Св. Августином чувство многие разделяют. Когда мы пытаемся рассмотреть время, прежде всего, мы можем сфокусироваться на настоящем моменте сейчас, как очевидно наиболее непосредственной и первичной манифестации времени. Но по мере того, как мы пытаемся его осознать и лучше понять, мы обнаруживаем, что у нас нет ничего. Как выразил это ощущение английский философ Джон Локк: “Time is a perpetual perishing” (время есть вечное гибнущее). Когда мы смотрим в настоящее, оно постепенно сужается и становится настолько ‘тонким’, что превращается буквально в ничто. Так что же, неужели действительно вся эта исчезающая штука является чистой иллюзией?

Надо сказать, что и само понятие ‘сейчас’ получило уже серьёзный удар со стороны теории относительности, фактически отрицающей существование подобных вещей. Согласно ей, всё пространство и время скорее является равно существующим. На представленной физиками общей карте пространства-времени все ‘точки’ присутствуют вместе. Прошлое или будущее в этой схеме не имеют специального значения. Соответственно, чтобы не ставить всю теорию под сомнение, из этого делается вывод, что иллюзорным скорее является именно наше чувство ‘сейчас’.


Вообще, в отношении понимания ‘иллюзии’ в науке есть одна большая проблема, основывающая на том факте, что наш организм (включая мозг) чрезвычайно активен в производстве переживаний, касающихся этого мира. Изобретатель Эдвин Лэнд, известный как основатель компании Polaroid, даже преуспел в воссоздании полного цветового восприятия из источников всего нескольких длин волн. Более того, известны также его успешные эксперименты создания полноцветных изображений всего из двух источников света с длиной волны 579 и 599 нанометров, фактически, опровергающие даже классическую теорию трёхцветной фотографии Максвелла. Из всего этого можно сделать вывод, что и такие вещи как цвет иллюзорны, поскольку возникают лишь в мире нашего чувственного восприятия (хотя, возможно, это уже некий возврат к Декарту и компании). Можно ли сказать, что связь реального цвета с длиной волны такая же причудливая, как и у понятия ‘сейчас’ на карте пространства-времени?

Реальная возможность отнесения субстанции к ‘сейчас’ — это большое дело. Вместо уподобления этого понятия некой двумерной фигуре, не обладающей значимой толщиной и отделяющей прошлое от будущего на две абстрактные части, ему может быть присуще некое качество бытия. Здесь мы пока просто говорим, что это есть нечто, но в беннеттовской схеме вещей отсюда исходят серьёзные последствия.

Наше чувство времени находится под сильным влиянием чего-то весьма отличного от чувства ‘здесь, сейчас’ — а именно, пребывает целиком под действием хода часов. Часы здесь являются просто характеристикой любого механизма или машины, обладающих отсчётом и повторением. Нашей жизнью правят часы, а наша психика полностью обусловлена тем, что Томас Элиот в «Четырёх Квартетах» называл «узами будущего и прошедшего, тесно сплетенными в слабостях ненадежного тела». Другими словами, наше восприятие находится под воздействием нашего мышления. Одна из основных известных попыток развернуть направление этого влияния называется феноменологией — что можно грубо понять как ‘исходить из того, какими вещи представляются нашему опыту’, вместо стремления отталкиваться от некой научной модели того, что предположительно ‘происходит в реальности’. Феноменология уходит далеко во времена Гёте, который, помимо всего прочего, считал и цвет обладающим реальностью и значимостью — «деяния и страдания света».

Ускользающее ‘сейчас’ мимолётного момента, исчезающего в бесконечно малой абстракции, ‘сейчас’ нулевой длительности, имеет природу чистой актуализации. Его трудно постичь, исходя лишь из него самого. Одной из его характеристик является необратимость, подобно известному ответу Понтия Пилата иудейским первосвященникам: «Что я написал, то написал». Также как бросание кубика в игре или принятие ставки. Другой важной характеристикой является его сингулярность, в том смысле, что ‘только одна вещь может произойти в данное время’. Или по другому, это можно квалифицировать как ‘лишь одна вещь может произойти в данном месте единовременно’.

Чистая актуализация является абстракцией, поскольку любой момент или событие включают в себя все три измерения времени. Под ‘моментом’ мы подразумеваем нечто подобное эквиваленту твёрдого тела не только в пространстве, но и во времени. Мы чувствуем, что актуализация ‘длится определённое время’ из-за присутствия измерения вечности (представьте здесь поверхность времени как некий шаг к полной трёх-мерности времени).

Длительности такого рода бывают различных порядков. Так при чтении, глаз быстро сканирует текст и останавливается каждую секунду по нескольку раз; при каждой такой остановке происходит абсорбция группы примерно в 10 символов. Существует также, как его называют психологи, ‘кажущееся настоящее’ (specious present), длительностью в несколько секунд. А иногда мы можем воспринимать весь день или вечер как целое присутствие или просто чувствовать некую ‘вечную’ сцену, в которую мы сами встроены.

Время, о котором мы привыкли думать, состоит из механических единиц, подобных тикам часов, которые мы можем сосчитать, поскольку все они одинаковы. Этот счёт приходит от гипарксиса, вдоль которого мы регистрируем повторение ‘того же самого’. Это время изображается линией и эта линия отмечает причинность или то, что называется ‘термодинамическим временем’, поскольку оно имеет лишь одно необратимое направление.

Актуализация подчинена двум основным влияниям. Одно из них представляет собой эту самую причинность, где всё происходящее исходит из того, что уже происходило ‘в прошлом’. Другое влияние — это потенциал в вечности.

А теперь мы подходим к несколько щекотливому вопросу. В той схеме, которую мы пытались грубо отобразить и понять, в каждый данный момент существует множество возможностей. Но лишь одна из них всех реально актуализируется или ‘выбирается’. Причём, если мы говорим о ‘выборе’, то очевидно здесь уже должен вовлекаться некий аспект воли или осознанности — таких вещей, которые обычно полагаются психологическими и субъективными. На самом деле, здесь оказываются сваленными в одну кучу различные понятия ‘случайности’, ‘причинности’ и ‘осознанного выбора’. Случай имеет отношение к квантовой механике, также как к теории игр. О причинности мы уже говорили ранее, но здесь следует иметь в виду ещё и ‘теорию хаоса’, в которой неуловимо тонкие паттерны могут возникать из простых законов. Сознательный выбор — называемый нами ‘волей’ — это то, что мы обычно предполагаем за собой, хотя, следуя гурджиевскому представлению, Беннет его рассматривает скорее в качестве исключения.

Отбор или выбор имеют смысл только если при этом реально сосуществуют примерно равные альтернативы по линии причинности. Для лучшего понимания,при этом можно представить некую сущность, как имеющую различные возможные версии себя, подобно линиям ‘мультиверсума’, о которых говорит современная физика. В отношении самих себя, если у нас не осознания нашей многозначной ценности, тогда и никакой выбор невозможен. Это состояние, которое Беннет называет ‘вечная слепота’. В этом состоянии мы полностью связаны путями прошлого и будущего. Как Т.С.Элиот сказал об этом в «Четырёх Квартетах»:

«В прошлом и в будущем
Сознанью почти нет места.
Сознавать значит быть вне времени,
Но только во времени помнится
Миг в саду среди роз.
Миг в беседке под гулом ливня,
Миг сквозняка при курении ладана, -
Только между прошедшим и будущим.
Только времени покоряется время.»

То, что некоторые описывают как прикосновение совести — есть фактически проявление контакта с некой альтернативной реальностью в вечности.

Но что именно создаёт возможность этого контакта? Эту возможность даёт третье измерение времени — гипарксис. Очевидно также, что гипарксис может приобретать некий диапазон значений и быть принципиально измеримым.

Для неоплатоников, таких как Прокл, существовало три возможных способа становления: причинный (causal), гипарксический (hyparchic) и участвующий (participative). В причинно-обусловленном образе действия человеком управляют внешние импульсы и прошлое. В участвующем действии человеком управляют высшие принципы, предоставляющие ему себя. Гипарксическое действие — это наша собственная способность быть. Вечность реально управляет лишь тем, что уже разрешено или возможно. Сила или способность приведения высших возможностей в действие исходит от гипарксиса. Включая в себя одновременно природу времени и вечности, гипарксис может заключать в себе перемены для достижения большего постоянства.

Как мы уже отмечали, актуализация вдоль линии термодинамики является необратимой, причинное время расходует изначально доступный потенциал. Истощённые пружины останавливаются. Сожжённый однажды уголь больше не может гореть. В простом маятнике происходят колебания между кинетической или актуальной энергией — по мере взмахов балансира — под действием потенциальной или накопленной энергии — максимума, приостанавливающегося на мгновение. Но это движение постепенно теряет свой импульс.

Но есть также процессы, создающие некий новый потенциал, подобный образованию тяжелых элементов в сверхновых звёздах. Будучи живыми организмами, мы воспринимаем такие потенциалы в качестве пищи. Подобные осцилляции маятника создают характерный образ, показывающий роль гипарксиса в вопросах регуляции между временем и вечностью.

«Лишь времени покоряется время» /вспоминая вновь Элиота/.

Если бы существовали лишь время и вечность, тогда все потенциалы терялись бы в актуализации — точно также, как лорд Кельвин предполагал в конце девятнадцатого века, что нашу вселенную ожидает ‘тепловая смерть’ и она закончит своё существование, став рассеянной и инертной. Здесь можно как раз вспомнить идею Гурджиева, говорившего о негативном влиянии времени на место обитания Бога, Солнце-Абсолют, с постепенным уменьшением этого места в потоке Безжалостного Геропасса (времени актуализации).

Гипарксис даёт возможность игре вселенной быть сыгранной вновь!

«Ненаставшее и наставшее / Всегда ведут к настоящему» /Четыре Квартета/.

~ • ~ • ~

/ по материалам статей Энтони Блейка,
(see: http://anthonyblake.co.uk) /

перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
2-май-2018 12:20 pm
Мышки на картинке просто чудесные!
2-май-2018 12:27 pm
Ага, почему-то здесь показались в тему для иллюстрации )
2-май-2018 02:04 pm
Тоже не могу коротко словами сказать.
Картинка словно этот текст весь целиком, и слов не надо ))
2-май-2018 12:53 pm
время - круг
настоящее - кратчайшее расстояние между двумя произвольными точками на окружности
2-май-2018 01:04 pm
ну, первое понятно: всё циклично, время - это дыхание..

а вот что в вашем понимании "настоящее как кратчайшее расстояние между произвольными точками (времени)"?
2-май-2018 01:56 pm
я так себе представляю
психологическое настоящее.
Для человека это несколько секунд памяти и антиципации, переживаемые как актуальное здесь и сейчас.
А у мухи это всего пара мгновений, поэтому для мухи (если бы мы могли посмотреть на мир ее глазами) все происходит как при замедленной съемке. Невооруженной рукой прихлопнуть муху почти невозможно, для нее мы слишком мееедленные. А для камня (если б он мог воспринимать) мы наоборот были бы слишком быстрыми.
Настоящее можно сравнить с доской для серфинга на волне времени.
У мухи она совсем коротенькая, у человека длиннее.
А вечность - это кратчайший путь между двумя крайними точками на окружности, то есть диаметр.
4-май-2018 05:08 pm
У Сведенборга читаем:

162. Хотя на небесах все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не менее у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и пространстве<...>

163. Если ангелы не знают, что такое время, хотя у них все идет последовательно одно за другим точно так же, как и на земле, и даже без всякой разницы, то это происходит оттого, что на небесах нет годов и дней, а вместо них изменения состояний (любви и веры - plusquamprefekt); где годы и дни, там и времена, а где вместо них изменения состояний, там одни состояния.

164. Время для нас существует потому, что солнце, двигаясь от одного градуса зодиака к другому, образует так называемые времена года, а обходя землю, образует так называемые времена дня; и те и другие в определенные сроки. Небесное же солнце поступательным движением своим и кругообращением не образует годов и дней, а в неопределенные сроки - кажущиеся изменения в состояниях (любви и веры - plusquamprefekt)
5-май-2018 09:52 am
Точно, спасибо. Да, у Сведенборга много интересных мыслей на эту тему — хороший материал для размышления. Ещё уместное, например, ранее о том самом соотношении времени и состояний (статусов) в различных мирах:

154. Под изменениями состояния ангелов разумеются изменения в них относительно любви и веры, а затем мудрости и разумения, следовательно, относительно состояний их жизни и того, что относится к ней; а как жизнь ангельская есть жизнь любви и веры, а потому мудрости и разумения, то и состояния их относятся к тому же и называются состояниями любви и веры и состояниями мудрости и разумения. Теперь будет сказано, каким образом эти состояния (status) меняются у ангелов.
155. Ангелы не находятся постоянно в одном и том же состоянии относительно любви и, следовательно, в одном и том же состоянии относительно мудрости, ибо всякая мудрость их происходит от любви и согласна с ней. Иногда они находятся в состоянии горячей любви, а иногда в состоянии любви не столь сильной; оно убывает постепенно от высшей степени и до низшей. Когда ангелы в самом высшем настроении любви, тогда они находятся в свете и тепле своей жизни, или в состоянии ясности и удовольствия; когда же они находятся в наименьшей степени любви, тогда они в тени и в холоде, или в состоянии тьмы и неудовольствия; от последнего состояния они опять возвращаются к первому и т.д. Эти изменения хотя и следуют одно за другим, но с разнообразием; они чередуются, как перемены света и тьмы, тепла и холода или, как ежедневно в мире, утро, полдень, вечер и ночь, с постоянным разнообразием в продолжение года ...
5-май-2018 10:58 am
Да, но при этом надо учитывать, что Сведенборг понимал под "любовью" и "верой" (термины, не столь любимые 4-путчиками :). "Любовью" Сведенборг называл состояние, в котором у духа есть желание творить благо (давать другим то, что другие хотят), а "верой" называл принятие истин, т.е. высказываний о том, как творить благо. Большинство же из нас, да и многие мистики, под словом "любовь" понимают лишь эмоциональную составляющую: радость, восторг и т.п. Сведенборг же не придает значения эмоциональной стороне любви.

Кстати, есть аналогии между идеями Гурджиева и Сведенборга, например "магнетический центр" = "духовный тайник, внутреннее начало", "сущность" = "господствующая любовь", рассуждения о том, что материальное солнце во много раз холоднее тепла, исходящего от Господа и др.
5-май-2018 09:53 am
...И далее о соотношении времени и вечности, также как о важном различии понятий «к вечности» и «от вечности»:

167. Так как ангелы не имеют никакого понятия о времени, то они и о вечности иного понятия, чем люди на земле; ангелы постигают вечность, как бесконечное состояние, а не как бесконечное время. Я однажды думал о вечности и мыслью о времени мог постичь, что значит: вовеки, в вечность, т. е. что это значит – не иметь конца; но не мог постичь, что значит: от века, от вечности, ни, следовательно, того, что делал Бог от вечности до создания; находясь посему в тоске, я был вознесен в небесную сферу и в то состояние постижения вечности, в котором находятся ангелы. Тогда мне стало ясно, что о вечности не следует думать по времени, а по состоянию и что тогда только можно постичь, что значит от вечности; как это и было со мной.

+ Об опасности быть целиком поглощённым физическим восприятием этого мира и времени:

169. Природный человек думает, что он лишится всякой мысли, если у него отнять понятие о времени, пространстве и о всем вещественном, потому что на этом основаны все мысли его; но да будет ему известно, что мысли его настолько же конечны и узки, насколько они зависят от времени, пространства и всего вещественного. И напротив, тем более бесконечны и широки, чем менее они зависят от этих условий, ибо в той же мере ум возвышается над плотским и мирским, вот откуда происходит и ангельская мудрость, которая такова, что ее называют непостижимой, ибо она не доступна мысли, основанной на подобных понятиях.
5-май-2018 03:24 am
См.
Математические аспекты изучаемой проблемы
П.В. Полуян "НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ АРЕАЛЬНЫХ МНОЖЕСТВ" http://beskonechnost.info/mathematic/39-novoe-ponimanie.html
и New Understanding of Time Based on the Concept of Areal Multitudes http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16824
5-май-2018 10:59 am
Интересно, да, и идея использования ‘ареальных множеств’ кажется вполне уместной в подходе к пониманию природы времени.

Что до субъективности или объективности времени, также как споров о сотворении его Богом или предсуществовании, могу только сказать, что Гурджиев в своей космологии, с точки зрения ‘объективной науки’, как раз определял время как ‘Уникальную Субъективность’, которая в этом своём качестве, в определённом смысле, неподвластна и противостоит Богу, так что даже само сотворение мира Богом одной из целей ставит именно задачу нейтрализации негативного влияния времени на его место пребывания, Солнце-Абсолют.
5-май-2018 05:24 pm
...Когда ангелы в самом высшем настроении любви, тогда они находятся в свете и тепле своей жизни, или в состоянии ясности и удовольствия; когда же они находятся в наименьшей степени любви, тогда они в тени и в холоде, или в состоянии тьмы и неудовольствия; от последнего состояния они опять возвращаются к первому и т.д. ...
Похоже на солнце )))
15-май-2018 11:57 am - Относительность понятия Времени
Anonymous
Добрый День! Хотела Вам выслать кое-что по теме об относительности понятия времени, а именно: свои комментарии к главе 16 Вельзелвула, но это не для широкого круга. Эта тема последнее время очень волнует меня. Возможно Вы найдете что-то интересное в ней для себя и мы можем как-то обменяться информацией и результатами размышлений. Так совпало, что Ваша тема о времени появилась практически одновременно с моей работой над этой главой, вот я и подумала, что это могло бы что-то значить :) Ваш блог я обнаружила случайно и недавно. Он мне очень понравился. Спасибо за Вашу Работу! Но, к сожалению, я не смогла найти способов связи с Вами, в настройках отсутствует мэйл, а у меня нет аккаунта в LJ. Поэтому, если интересно, скиньте мне Вашу почту на: shura2000@list.ru И еще раз, огромное Вам спасибо за ценный, а порой просто бесценный материал, собранный в Вашем блоге!
15-май-2018 07:41 pm - Re: Относительность понятия Времени
Спасибо за добрые слова! Да, может это и не случайное совпадение..) Интересно, я Вам напишу..

PS: Действительно, похоже в ЖЖ поменялись настройки безопасности и журнальный имэйл в профиле исчез (спасибо, что обратили внимание - восстановил его)
page loaded at: 16:30 GMT