?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Путь к свободе: медитация и безвременность 
27-янв-2018 06:11 pm
[ продолжение беннеттовской темы, начало здесь. ]


~ • ~ • ~

Меня тут спрашивали о блэкауте, который может возникать как в медитации, так и в упражнениях собранного состояния, когда наступает гиатус [ лат. hiātus - зияние ] или разрыв в сознании.

Существуют различные пути, каждый из которых может привести к прерыванию сознания. Такое возможно при простом блуждании внимания. Человек начинает думать о завтраке или ему приходит какая-то другая ассоциация. Это всего лишь блуждание ума, означающее, что вместо того, чтобы быть в упражнении, мы находимся в поверхностном слое нашей личности.

Также бывает, что мы просто засыпаем — из угла раздаётся лёгкое похрапывание. Иногда человек не просыпается до тех пор, пока люди не начнут двигаться. Ум не блуждает, человек спит, подобно обычному сну в постели, и может даже видеть сны.

Об этих двух способах потери контакта знают все. Третьим видом как раз является то, что я и называю гиатусом. В нём происходит реальный разрыв сознания — блэкаут — где наше сознание просто исчезает, а потом снова возвращается. Одной из характерных вещей для этого состояния является то, что человек никогда не знает, как долго оно длилось — исчезал ли он на секунду, минуту или полчаса... Иногда гиатус в буквальном смысле длится всего секунду, но когда мы возвращаемся обратно, может оказаться, что он продолжался любое количество времени.

Это состояние транса. В санскрите оно называется самадхи, а по-арабски — сушупти.

В медитации есть три основные части: дхарана, дхьяна и самадхи. Дхьяна является собственно медитацией или местом, где мы позволяем медитации захватить нас, в которой мы начинаем с образа или мантры, позволяя им взять нас с собой и привести к состоянию спокойствия. В состоянии четвёртой дхьяны сознание уже пребывает безо всяких мыслей. Но иногда возможно проскользнуть за пределы этого дальше, в самадхи.

Из самадхи возможно выйти тремя способами. Прежде всего, из него можно выйти точно там же, где вы вошли. В этом случае, вы обнаруживаете себя сидящим на том же месте, но не знаете ни сколько это длилось, ни что произошло. Это настоящий гиатус или разрыв в сознании. Вы просто вышли и зашли снова. Иногда человек может переноситься в другое место. Он обнаруживает себя где-то ещё и вынужден встряхнуться, спрашивая себя: "Но где это я?" и осознать "Я здесь, в этом теле".

Другой способ выхода из самадхи — это когда оно переходит в сон. Вы пробуждаетесь из этого сна и хоть знаете, что спали, вы также знаете, что это был не обычный сон.

Что же на самом деле означает самадхи? Оно означает выход из времени в вечность, из времени в безвременье. Это как раз то состояние, которое мы обычно называем смертью. В санскрите её называют ещё маха самадхи. А Гурджиев называл священным раскуарно. Вместо пребывания в том, что мы называем потоком времени, мы переместились в другом направлении вне времени и время остановилось для нас. Проживший до 136 лет Шивапури Баба ежедневно проводил определенное количество времени в этом состоянии. Если человек знает, как это делать, то это один из секретов продления жизни. Извне это выглядит подобно приостановленной оживлённости. У человека, который реально выходит из времени, могут быть приостановлены даже его основные телесные функции. Он прекращает дышать, а его тело становится холодным. Когда это состояние заканчивается, все функции возобновляются, что приводит людей в небольшое замешательство.

Между нашим обычным бодрственным состоянием — когда мы осознаём только текущий момент — и состоянием полного самадхи существуют различные промежуточные этапы, в которых наше ощущение времени меняется и мы приобретаем свободу выбора.

Основная трудность в понимании безвременности заключается в том, что всё, за что мы способны ухватиться, что доступно нашему наблюдению и о чём мы можем думать, целиком приобрело времени-подобный характер. А когда мы соскальзываем в это другое состояние — состояние безвременности — в нём нет ничего, за что бы мы могли удержаться. Но по мере того, как вы приобретаете опыт и это погружение в самадхи становится чем-то регулярно приходящим к вам через медитацию или в вашем упражнении собранного состояния, вы постепенно начнёте обнаруживать, что существует также некое другое состояние сознания, в котором вы можете быть одновременно в состоянии самадхи и обладать при этом знанием вещей. Тогда вы сможете знать вещи совсем иным образом, в сравнении с обычным знанием. Многое из этого описано в Палийском каноне Трипитака в терминах различных видов восприятия. Формальным образом, всё это представлено так, как если бы эти восприятия происходили одно за другим. Это действительно очень интересно и эти описания оказали мне огромную помощь.

Главной особенностью подобного вхождения в другие миры является то, что различные времена сосуществуют вместе. Время при этом приобретает гораздо более глубокое содержание. Это очень важно и нам реально необходимо учиться жить более чем в одном мире.

~ • ~ • ~

The Way To Be Free: Part III.
Meditation and Timelessness..

(Talks and Conversations with Students
by J.G. Bennett)

перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
27-янв-2018 03:39 pm
Сушупти - не арабское слово.
27-янв-2018 04:03 pm
Да, мне тоже так казалось, не знаю, почему Беннет так считал: "It is called in Sanskrit 'samadhi' and in Arabic 'sushupti'."
27-янв-2018 04:56 pm - Приветики!
Иногда остаётся только жалеть, что включился в навязанный темп и ритм жизни, и просто вынужден задавать себе командами промежутки времени медитации, лишая себя необходимой расслабленности.(
28-янв-2018 09:29 am - Re: Приветики!
Эт да, тем более, современный ритм жизни часто совершенно сумасшедший и хорошо, если в нём удаётся задавать себе такие промежутки времени.. Но с другой стороны, как говорят, именно естественные условия, в которых мы находимся, часто являются наиболее оптимальными для нашего развития.
27-янв-2018 08:29 pm - Спасибо за перевод
В предыдущей записи многие комментаторы недоумевали: для чего нужна медитация? По-моему в этой записи есть точный ответ: ради погружения в состояние самадхи с последующим выходом в другие миры. Кроме того, медитация продлевает жизнь и улучшает общее состояние здоровья.
28-янв-2018 09:30 am - Re: Спасибо за перевод
Ага, можно наверное, в этом смысле медитацию считать этаким необходимым посредником для установления связи между мирами и достижения за счёт такой связи общей гармонизации различных частей нашей природы.
28-янв-2018 05:54 pm - Re: Спасибо за перевод
...с последующим выходом в другие миры.

Есть еще народная забава "выход в астрал". Это не то же самое?
28-янв-2018 08:58 pm
Anonymous
Самадхи в обычном состоянии ничего не меняет, есть показательный фильм - Самсара (2001) реж.Пан Налин, многие его уже смотрели
Может способность удержать равновесие, также как понятие которое описаное у Кастанеды как "остановка мира"
28-янв-2018 10:26 pm
Да, фильм помню - действительно показательный в этом смысле..

А самадхи - это фактически просто состояние когнитивного транса, однонаправленной сфокусированности. На бытие «внешнего человека» оно, конечно, прямого влияния не оказывает, но эту самую «остановку мира», по определению, вызывает:

1. Однонаправленность (дхарана) есть непоколебимость ума.

2. Продолжение умственного усилия есть медитация (дхьяна).

3. Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (Осознание).

/ Патанджали, гл. 3 /

- Anonymous - Развернуть
8-фев-2018 05:46 pm
Приветствую! Много лет назад мы были виртуальными френдами, потом мною ЖЖ был заброшен и мы, разумеется, потерялись. После многолетнего отсутствия нахожу Ваши записи по-прежнему очень интересными! (Взаимность не обязательна)
8-фев-2018 10:28 pm
Спасибо и взаимно, привет! Я кажется догадался, чья Вы ипостась) Хотя вообщем, не так много лет прошло, но они какие-то перенасыщенные событиями и ритм такой, что меня тоже в последнее время с трудом хватает, чтобы изредка "выныривать" здесь.. Тем более, особенно рад старым френдам (френдессам), умным и хорошим собеседникам(цам))
23-фев-2018 08:20 pm
Здесь описано трансовое состояние, а не самадхи. В самадхи осознавание не прекращается. В самадхи, напротив, нет другой психической деятельности кроме осознавания.
24-фев-2018 01:49 pm
Ну, насколько я понимаю, даже просто в переводе с санскрита 'самадхи' означает состояние транса, погружения.. Да и само такое осознание ума не означает автоматически присутствия осознания, скажем, чувств или телесных восприятий, которые в этом состоянии просто исчезают. Например, цитируя одно из подобных описаний, характерных в том числе и для адвайты:
"Когда ученик погружается в Нирвикальпа Самадхи, абсолютно все мысли и идеи исчезают … Возвращаясь в физический мир через несколько часов и даже дней, некоторое время человек не осознает себя и окружающую действительность, неспособен выполнять свои ежедневные обязанности, не помнит себя."
24-фев-2018 03:01 pm
Ну, насколько я знаю, термин "самадхи" не переводится. Вообще. :-) Он такой, какой он есть, и значит то, что он значит. Да, в ситуации с НИРВИКАЛЬПА самадхи подобные проблемы с телом могут существовать. Но это совершенно не значит, что человек себя в нем не осознает. Он тело не осознает, и мысли, и эмоции. Просто потому что их больше нет. И по возвращению он просто не может ими какое-то время управлять. Но осознавание там обязательно есть. Если нет его, то нет вообще ничего - смерть.
27-май-2018 09:36 am
В самадхи, напротив, нет другой психической деятельности кроме осознавания.

:)
В самадхи нет делателя, посему нет никакой деятельности. )

Да, это осознавание, но без осознающего и осознаваемого. )
(Удалённый комментарий)
page loaded at: 20:00 GMT