?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Идея сопротивления 
11-мар-2017 01:50 am
[ Полезные темы из сборника "Exchanges Within", интересные скорее в качестве хорошего материала для размышления, чем в виде источника неких готовых ответов… ]
~ • ~ • ~

Вопрос: Можете Вы рассказать подробнее о сопротивлении? У меня такое чувство, что сопротивление является чем-то изначально встроенным в нас, а сам я беспомощен перед его лицом. У меня нет контроля даже над тем, чтобы, сохраняя спокойствие, пытаться отследить или увидеть, откуда приходит это сопротивление. Всякий раз я вижу, как оно по прежнему легко захватывает меня. И очень трудно работать, встречая его в лицо.

Лорд Пентланд: Вновь мы приходим к той исходной точке, о которой Вы сказали сейчас в конце. Работать очень трудно. В каком-то смысле, это будет сейчас моей отправной точкой. Работа — это роскошь. Я не смешиваю её с обычными жизненными трудностями. Если это роскошь, если мы говорим о работе, направленной на то, чтобы сохранять присутствие в жизни, которая и без того полна трудностей, то можно ожидать, что эта работа будет особенно трудна. Прежде всего, я исхожу из этого.

Но все возникающие трудности в работе почти всегда создаются мной самим. А у меня, постоянно сталкивающегося со всевозможными трудностями ведения обычной жизни, не будет возникать особого желания для подобной роскоши — "для души" или чего-то другого, как бы вы это ни называли. Эта фабрика всегда поддерживает лишь саму себя. Реальной энергии для работы при этом остаётся немного. Так что я действительно привык уже полагаться на идею работы, относящуюся к моему пониманию сопротивления. Вы следите за моей мыслью?

Работа для меня начинается там, где я есть — в проблемах обычной жизни. Я разделяю это желание сопротивления, противостояния. Не хочу сказать, что вижу всё в точности так; я лишь осознаю что-то в качестве работы, когда существует нечто, против чего я могу работать. Для меня подтверждением тому, что есть работа, является само наличие борьбы. Хотя в этом утверждении уже присутствует ложное понимание, поскольку моя работа заключается в том, чтобы сохранять присутствие в моей жизни — а для этого не требуется никакого сопротивления.

Проблема в том, чтобы найти нечто в себе, некую энергию, некое присутствие, которое не нуждается во всех этих жизненных трудностях, которое может просто быть здесь, в данном моменте. В каком-то смысле, всё является сопротивлением. Хотя с другой стороны, ничто не создаёт этому сопротивления. В определённом смысле, всё должно с этим соотноситься. Но если всё будет ощущаться как сопротивление, я просто буду не в состоянии этого сделать.

Всё начинается с подобной, стоящей передо всеми нами проблемы необходимости некого утверждения в относящемся к работе усилии. Я должен пытаться снова и снова. Хотя, как вы наверное помните, обычно мы говорим, что это сопротивление также является мной. Не знаю, насколько это будет полезно сейчас для вашего понимания, обычно у нас просто нет времени думать о подобных вещах. Но в работе против чего-то мы часто испытываем особое удовлетворение, что создаёт трудность уже совсем иного рода — когда всё становится чрезмерным.

Чем больше вы думаете об этом с точки зрения силы и чем меньше думаете в терминах позитивного и негативного, тем лучше. Я вижу, что существует некая борьба. И я знаю одновременно, что возможность моего подхода к этому вопросу зависит от того, может ли сила участвовать в этом непосредственно? Подлинное осознание себя живым настолько близко к самой жизни, что оно подобно прямому проявлению силы. Но грань для понимания здесь очень тонкая.

Когда используются явные обоснования подобного рода для общей идеи сопротивления и того, что возможно ему противопоставить, эта тонкость в понимании исчезает. Это снижает общее качество работы, делая её менее полезной. И также это делает саму работу очень уязвимой, вплоть до предрасположенности к насилию. Когда жизнь приходит ко мне насильственно, поскольку я не живу к ней достаточно близко, то я не могу использовать предоставляемые ею возможности. Напротив, я буду и реагировать при этом также с позиции насилия.

Нам очень нужна такая открытая конфронтация с жизнью. Поэтому пытайтесь. Этого невозможно достичь сразу, поскольку сейчас мы все пока зависим от подобного переживания сопротивления, вызывающего в нас чувство того, что мы вновь вернулись к работе. Но как видите, мы должны идти дальше, за пределы этого, поскольку сама эта зависимость становится у нас на пути. Она создаёт в нас ощущение того, что из-за этого сопротивления мы не можем работать. И мы никогда не подходим к третьей силе, хотя она всегда именно там, где я есть.

~ • ~ • ~
"Exchanges Within"

/ Questions from Everyday Life
from Gurdjieff Group Meetings with
John Pentland in California, 1955–1984 /

перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
11-мар-2017 06:32 am
Спасибо, Андрей. Очень хорошее и полезное упоминание о сопротивлении и в связи с этим невозможности подойти к третьей силе, а топтаться на одном месте. Хорошее направление в Работе))
11-мар-2017 09:16 am
Да-да, точно, Ирина. Сама тема неоднозначная — без борьбы ничего не даётся, только она способна создать в нас требуемый магнетизм, связанный с желанием работать. Но далее необходимо нечто большее, вместо топтания на месте и цепляния за результаты.. Как в вашем журнале уместная цитата из Гурджиева в эту тему: "Любите работу ради работы, а не ради того, что она приносит".
11-мар-2017 09:33 am
Да, мне тоже нравится это высказывание. Я его хорошо понимаю и не только понимаю, а стараюсь этим жить. Если говорить об обычной ежедневной будничной работе, стараюсь делать ее добросовестно и хорошо, а не халяй-валяй! Если делать что-то лень и чувствую яростное сопротивление к работе, то подключаю "третью силу", вспоминая Мюннхгаузена, который поднимал себя за шнурки и за волосы. Даю себе команду "не спать!")) Потом и в самом деле чувствую какой-то волшебный прилив сил и "купаюсь" в нем.
11-мар-2017 02:05 pm
Хм, точно, история Мюнхаузена в этом плане очень характерна, да :) В том числе, и в смысле "волшебного прилива сил", если поднять себя удаётся.. И да, это как раз хорошее качество понимающего толк в реальных ценностях Обывателя, проявляющееся в ежедневной будничной работе
11-мар-2017 04:43 pm - Не хочу никого катать!
По окончании переписки хочу вас позабавить, Андрей:нарисовала однажды ослика...
http://tilopam.livejournal.com/132566.html?mode=reply#add_comment
11-мар-2017 08:29 pm - Re: Не хочу никого катать!
Хехе, спасибо, хороший натюрморт получился, жизненный!)
12-мар-2017 07:08 am - Re: Не хочу никого катать!
Как мощно закончил ))) Прям всё объяснение сжал в одном предложении ))))
12-мар-2017 02:53 pm - Re: Не хочу никого катать!
"И мы никогда не подходим к третьей силе, хотя она всегда именно там, где я есть."

Точно, Игорь, мы обычно ходим "вокруг да около", и именно из-за своей врождённой "слепоты в отношении третьей силы". Как в Вие: "Поднимите мне веки!" ))
5-сент-2017 06:39 pm
"И мы никогда не подходим к третьей силе, хотя она всегда именно там, где я есть."
Чтобы могло быть этой третьей силой? Сопротивление, пассивная сила - это механические ассоциации, или забывание. Присутствие, активная сила - усилия сохранять сознательность. Благодаря этому происходит борьба, но что может означать "подойти к третьей силе"?
5-сент-2017 10:39 pm
Ну, я бы всё-таки считал здесь третьей силой именно 'присутствие'. Оно не является активной силой конфликта и не пытается преодолеть сопротивление, скорее оно является согласующей стороной здесь (а в следующей, восходящей триаде может становиться уже пассивной силой, создающей восприимчивость)
6-сент-2017 06:27 am
Anonymous
Да, это согласуется с этим:
"Проблема в том, чтобы найти нечто в себе, некую энергию, некое присутствие, которое не нуждается во всех этих жизненных трудностях, которое может просто быть здесь, в данном моменте."

"И мы никогда не подходим к третьей силе, хотя она всегда именно там, где я есть."

Активной силой будет тогда "противодействие жизни", которое помогает "обнаружить" это присутствие.

"а в следующей, восходящей триаде может становиться уже пассивной силой, создающей восприимчивость"

А остальные силы этой триады известны?
6-сент-2017 05:16 pm
Ну, можно строить предположения дальше, но не знаю, насколько это полезно. В эту тему можно почитать ещё пояснения Джерри Брюстера из последней заметки:
https://larkin-donkey.livejournal.com/219834.html
page loaded at: 17:22 GMT