?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Конец одиночества 
26-авг-2016 02:08 am
/ или размышления о судьбах нового поколения Веб 2.0 /
~ • ~ • ~

Одиночество это не отсутствие компании, а печаль по её отсутствию. Потерянная овца одинока; пастух — нет.

Интернет, в его современном состоянии, является настолько же могущественной машиной по производству одиночества, как и телевидение в качестве индустрии скуки. Если шесть часов у телевизора в день постепенно формируют в вас склонность к скуке, то сотня сообщений в день, неспособность посидеть спокойно, также легко создают предпосылки к одиночеству, вместе с неспособностью побыть наедине с собой.

Естественно, определённая степень скуки и одиночества всегда ожидаема, особенно среди молодых людей, учитывая изменившуюся социальную среду и крайнюю степень истощения человеческого окружения. Но современные технологии усиливают эти тенденции многократно.

С прежними технологиями, раньше мы также звонили своим друзьям, но не делали этого по 100 раз на дню. Или устраивали периодически встречи с друзьями, но не могли собрать их всех вместе, как только захотим (хотя бы по той причине, что не всегда могли их отыскать).

Если скука является самой сильной и характерной эмоцией прошлого поколения TV, то одиночество — самая выраженная из эмоций нового Веб-поколения. Если прошлое утратило умение быть в тишине, способность к бездействию, то новое Веб-поколение утратило умение быть одному, способность к одиночеству.

Что же оно потеряло, с утратой одиночества? Прежде всего, возможность для наблюдения и изучения самого себя, что должно быть основой для духовной жизни. Генри Торо, описывавший свой опыт такой самоизоляции и сосредоточения на самом себе, называл это рыбной ловлей "в Уолденском пруду нашей собственной природы, с насаживанием темноты в качестве наживки".

Что ещё утрачено, так это связанная с этим качеством склонность к продолжительному чтению. Интернет вернул нам обратно текст в теле-визуальный мир, но он вернул его уже совсем на других условиях, диктуемых этим миром — а именно, через переназначение допустимых интервалов нашего внимания. Чтение теперь означает лишь пролистывание и беглый просмотр по верхам — когда пять минут, проведённые на одной Веб-странице, уже считаются вечностью. Это далеко не то чтение, которое описывала Мэрилин Робинсон: нежданная встреча со вторым "я" в тишине ментального уединения.

Впрочем, мы и сами более не верим в одинокий разум. Ныне действующая психологическая модель — и это не должно уже вызывать удивления — ориентируется на включенный в сеть или социальный ум. Эволюционная психология объясняет нам, что наш мозг развит для того, чтобы интерпретировать сложные социальные сигналы. В качестве достоверного социально-научного индекса, выражающего дух времени, Когнитивисты говорят нам, что "наше принятие решений находится под сильным влиянием социального контекста". Неврологи говорят о "проницаемости ума", функционирующего на основе процесса "глубокой имитации". Психологи — что "мы организованы посредством наших привязанностей". Социологи — что наше поведение определяется "силой социальных сетей". Конечный подразумеваемый смысл данной модели заключается в том, что не существует никакого другого ментального пространства, за исключением социального (и современная социальная наука здесь вполне согласуется с постмодернистской критической теорией).

Одна из наиболее поражающих вещей в отношении того, как молодые люди сегодня относятся друг к другу — это то, что они похоже больше не верят в существование упоминавшейся выше "темноты" Торо... Сегодняшние молодые люди, похоже, чувствуют, что могут сделать себя полностью известными друг другу. У них отсутствует ощущение существования в себе собственных глубин и сакральной ценности поддержания этого пространства скрытым. Но лишь когда такое чувство есть, приходит понимание, что именно одиночество даёт нам возможность укрепить внутреннюю целостность и исследовать эти скрытые внутренние глубины.

~ • ~ • ~

Из статьи "The Chronicle of Higher Education: The End of Solitude"
перевод: larkin_donkey
/ William Deresiewicz, 2009 /
Комментарии: 
26-авг-2016 04:44 am
бегство от одиночества для людей настолько привычно что современные средства связи просто его усилили, сделав более явным этот всеобщий страх. "Скука" тоже открыта ещё нашей литературой в "лишних людях" Если рассматривать "скуку" как отрицательную эмоцию, то это только неправильная работа центров (у Гоголя лекарство от скуки-"хорошенько пообедать"); а вот с бегством от одиночества сложнее, так как это не просто страх, а именно "буфер" некое привычное действие личности в нас
26-авг-2016 04:36 pm
да, точно. вообщем-то, средств бегства от одиночества всегда было предостаточно, современные технологии, по сути, лишь канализируют это внутреннее желание для различных утилитарных целей.. Правда предлагаемые суррогаты, которые должны якобы избавить от ощущения одиночества, никак не действуют на более глубокие уровни, где находится этот страх, скрытый за "буферами"..
27-авг-2016 02:35 am
наверное "страх" в этом случае и есть проявление "буфера"-"не влезай убьёт"-в одиночестве ум человека неизбежно возвращается к себе, как библейский пёс на блевотину, а это влечёт за собой открытие тех сторон, которые мы совсем не хотим видеть, что в свою очередь вызывает страдание (Угрызения Совести-на чём и настаивал Ашиата Шиемаш) С этой точки зрения показательно что цивилизация ступает как раз по пути "кресла в туалете" т.е. создания всё более изощрённых средств ухода от действительности
26-авг-2016 07:09 am - О влиянии телекоммуникационных сетей.
Пользователь ltraditionalist сослался на вашу запись в своей записи «О влиянии телекоммуникационных сетей.» в контексте: [...] У в Конец одиночества [...]
26-авг-2016 09:24 am
Я не понял, тема в воздухе что ли летает? 8-)
26-авг-2016 04:36 pm
Видимо, это как раз "жгучий вопрос дня", внушающий некий общий психоз :)
26-авг-2016 11:50 am
Еще подумалось, что автор это писал еще до того, как появились в продаже дешевые коммуникаторы с вКонтактами, Фейсбуками, Твиттерами и прочими "благами" цивилизации. А они ухудшили ситуацию на порядок.

Мне думается, что тут дело в инерции культуры. Наивно думать, что можно ее сдвинуть с помощью технических приспособлений. Она сама кого угодно сдвинет себе на пользу. Так скорее всего будет и в этот раз. Просто в какой-то момент народ "переест" общения, его "стошнит", и на какое-то время попустит. А потом все начнется по новой с новой "игрушкой".
26-авг-2016 04:42 pm
Эт да, всякие твиттеры с фэйсбуками тогда уже цвели вовсю, но с телефонов популярны были только текстовые чаты. Тогда не захлестнуло ещё народ волной мобильных соц.сетей с коммуникаторов.

Вообще, интересно, что подсели и стали воспринимать эту среду как норму уже многие из тех, кто раньше сторонился и смотрел на увлекающихся как на сумасшедших. Доступность и удобство тут берут, конечно, своё. Далее, вполне возможно, будет действительно или откат, когда народ "переест", или же плавный переход на более "естественные" формы, с появлением новых "игрушек"..
29-авг-2016 09:12 am
Есть еще один момент. Может пройти расслоение. Кто-то проснется из этого "кошмара", а кого-то он просто "убьет". Хорошая иллюстрация - "Пакемоны" - это уже одержимость, граничащая с клиникой. Понятно, что ее сейчас активно пиарят, но хотя бы малейший инстинкт самосохранения должен быть.
26-авг-2016 04:47 pm
PS: Времени пока не было, но удалось посмотреть фрагмент твоей лекции по 1й главе Апокалипсиса, который ты в журнале выкладывал.. Обсуждать не готов, надо будет потом целиком посмотреть, но весьма интересно получилось — даже если что-то кажется излишне категоричным, но получился хороший материал для размышления
29-авг-2016 09:09 am
Да, мне говорили про категоричность формулировок. Потом с женой (а она в курсе всего, что я делаю) обсуждали данную тему, и можно ли что-то с этим сделать. По-хорошему нужно взять вызывающий вопрос символ, рассмотреть все варианты его трактовки и применить все эти варианты к тем местам текста, где он встречается. В результате будет видно, какой из них смотрится наиболее логично. Но это по-уму. А в реальности, можешь представить, какое это количество информации и какой объем работы - почти научный труд. И при этом, никогда не знаешь, какой именно из символов захочет уточнить тот или иной человек. Вобщем, проделав в свое время эту работу для себя, я не нашел ничего лучшего, как почти все выкладки забыть (мозг ведь не резиновый). Вот и получилось, что получилось. :-)

По поводу "послушать целиком", согласен. С практической точки зрения "Церкви" имеют на порядок большую ценность, чем вводная глава. А что касается дальнейших событий (на Небесах), то для подавляющего большинства они не представляют ценности, потому что в жизни они с этим никогда не сталкиваются. Скажем, я бывают там очень редко. А совсем последние события, так вообще не знаю, что означают. Максимум, что могу, это интеллектуально применить метод подобия.
26-авг-2016 01:54 pm
Anonymous
> Одиночество это не отсутствие компании, а печаль по её отсутствию. Потерянная овца одинока; пастух — нет.

В оригинале:

> That is precisely the recognition implicit in the idea of solitude, which is to loneliness what idleness is to boredom. Loneliness is not the absence of company, it is grief over that absence. The lost sheep is lonely; the shepherd is not lonely.

Имхо, solitude - уединенность; lonelyness - одиночество.
Соответственно, и название работы, наверно: "Конец уединения".
26-авг-2016 04:40 pm
Да, спасибо за уточнение, я первую фразу опустил, а вместе они как раз хорошо определяют разницу.

Но в отношении духа времени, мне кажется, "конец одиночества" здесь всё-таки правильнее, пусть лучше так будет. Как автор уточняет по этому поводу:

> ..Not long ago, it was easy to feel lonely. Now, it is impossible to be alone.
26-авг-2016 07:02 pm
Хороший текст. Спасибо.
28-авг-2016 12:28 pm
Интересный текст. Особенно последний абзац впечатлил, про "темноту" Торо. Согласна, что уединение нам нужно для того, чтобы украпить внутреннюю целостность. Впрочем, этого же можно достичь и пообщавшись с друзьями юности. Главное, вырваться из контекста повседневности, из суеты и рутины.
И кроме того, социальные сети дают нам возможность рассказать то, что при обычном общении часто просто невежливо. Не будешь же душить вечно занятую подругу, вырвавшуюся к тебе в гости раз в полгода, графоманскими стихами или просмотром бесконечных фоток из путешествий. А здесь найдутся охотники до вышеперечисленного и ободрят тебя доброжелательным комментарием.
28-авг-2016 08:03 pm
Да, конечно, во всяком деле важнее разумное отношение. Новые технологии создают также и новые инструменты, расширяющие круг и возможности нашего общения, которые вполне можно использовать во благо. В том числе, и для того, чтобы через общение с близкими по духу людьми чувствовать себя менее одинокими, с возникновением общего чувства сопричастности.
26-окт-2016 04:01 am - Конец одиночества
Пользователь val000 сослался на вашу запись в своей записи «Конец одиночества» в контексте: [...] of Higher Education: The End of Solitude" William Deresiewicz, 2009) * (Оригинальный пост) [...]
page loaded at: 20:03 GMT