?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Фрагментарность 
15-май-2016 10:59 pm
[ как тема для размышления ]

Мы являем собой великое множество различных, часто совершенно несвязных и противоречащих друг другу "я".
В простых её формах, эту свою "фрагментарность" легко можно разглядеть и опознать в любом из центров, как то:
интеллектуальный — постоянная путаница, непонятные назойливые ассоциации, мелькающие обрывки мыслей...
эмоциональный — тревожность, беспричинная спешка, чувство разделённости, ощущение брошенности...
двигательный — неосознаваемые нервные движения, постоянная напряжённость, нечувствительность...

Это состояние фрагментации хорошо описывает известный миф о расчленённом Сетом на кусочки теле Осириса. Непрерывные удары и трение друг о друга рассыпанных центробежной силой и стремящихся в разные стороны частей создают в нас постоянный источник неосознанного страдания. Хотя, пребывая в таком состоянии фрагментации, мы фактически даже не способны ничего реально переживать (во многом, из-за действия специальных компенсаторов-буферов между этими частями). А значит и само подобное страдание является совершенно бесполезным. Его реальное переживание и осознание становится возможным только после того, как уже сделаны какие-то шаги возвращения к целостности.

Но целостности просто не откуда появиться, пока меня влечёт центробежной силой, пока я смотрю лишь в сторону нового внешнего опыта, не пытаясь почувствовать и соприкоснуться с существующей фрагментацией. А переживание такого соприкосновения часто далеко не из самых приятных, из-за ощущаемого конфликта различных частей. Поэтому чаще всего оно автоматически гасится ещё в зародыше, создавая видимую иллюзию непрерывности или "бесшовности" перехода между различными фрагментами.

Для реального восприятия всех этих неприятных противоречий различных частей необходимо пытаться удерживать их какое-то время в пространстве внутреннего опыта. Если это удаётся в течение достаточного времени, то само такое принятие, реальное переживание фрагментации может стать толчком, вводящим в действие более глубокое внимание и создающим предпосылки для движения в направлении целостности. Одновременно, это как бы создаёт внутреннее притяжение, добавляя к обычной центробежной силе центростремительную — стремление к внутренней целостности, инициируемое и поддерживаемое внутренним магнетическим центром.

Подобное сравнение помогает наглядно представить и понять ещё один существенный принцип. Поскольку изначально эта центростремительная сила неизмеримо слабее, для формирования баланса разнонаправленных сил, мне неизбежно придётся жертвовать чем-то, перестать держаться, отпустить какие-то вещи, за которые я продолжаю отчаянно цепляться, но которые служат препятствием общему движению к целостности.

Другой характерной чертой фрагментированности является общая тенденция активного ожидания некого будущего результата. Это активное ожидание легко может трансформироваться в просто маниакальную тягу к достижению результатов, которая, фактически, становится некой формой утверждения любой из расчленённых частей. Как правило, это ложное утверждение опирается на стремление к внешнему одобрению, желание придать себе большую значимость, чувствовать себя лучше, более счастливым...

Но всё это лишь усиливает раскол в психике, а кроме того, откладывает "на потом" ту, пусть небольшую, но реальную работу, которую возможно сделать сейчас. Подлинным результатом работы может быть лишь сама работа, а она всегда существует только в настоящем. Тогда как ожидаемый "результат в будущем" всегда является лишь "фантазией на тему работы" одной из отдельных частей — а это значит, что он отделяется от реальной работы и я вновь оказываюсь в той же ловушке противоречий различных частей — реально я пребываю и должен присутствовать здесь, но хочу и воображаю себя находящимся "там"...

В этом смысле, можно сказать, что любой момент работы содержит в себе собственную награду -- в растущей осознанности, новом качестве восприятия других людей и вещей, знании себя таким, каков я реально есть... Хотя как раз в этом отношении у нас всегда предвзятое мнение, весьма далёкое от реальности. Что и не удивительно. Знать себя таким, каков я есть в любой данный момент времени, вещь часто малоприятная — обнаруживающая множество нелицеприятных сторон, включая гнев, страх, раздутое самомнение, воспалённое самолюбие, etc... Моя же предвзятость желает видеть в себе лишь хорошие стороны. При виде подобных "непарадных достопримечательностей", что-то внутри меня начинает протестовать: "Чёрт возьми, и каким же образом видение всего этого безумия, противоречий, жестокости можно называть работой?"

Но подлинной задачей самонаблюдения как раз и является осознание внутренних противоречий всего этого безумия и пробуждение совести. Если я действительно могу увидеть свою ситуацию прямо и безо всяких прикрас, тогда я могу чуть продлить сам момент осознания — пусть ненадолго, но достаточно, чтобы почувствовать угрызения совести от такого своего состояния и желание обновления. Что может дать дополнительный импульс и позволить затронуть следующую часть, пробудить внутреннюю потребность дышать свободнее, быть чуть более открытым к тому, что вокруг и внутри меня. А это освободит пространство для появления действительно нового утверждения, вместо обычных форм ложного утверждения расчленённых частей.
Комментарии: 
15-май-2016 10:25 pm - Фрагментарность человека
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в своей записи «Фрагментарность человека» в контексте: [...] ности или "бесшовности" перехода между различными фрагментами. ( Для реального восприятия . . . [...]
16-май-2016 03:38 am
Блин, в такой фрагментарности вдруг обнаруживаешь истинный смысл слова "целомудрие"... Мудрость в цельности восприятия и понимания...
16-май-2016 04:30 am
Хм, а действительно - хорошее сравнение!
16-май-2016 04:04 am - ???? :)))
"""Но подлинной задачей самонаблюдения как раз и является осознание внутренних противоречий всего этого безумия и пробуждение совести.

какое отношение имеет совесть к осознанию противоречий??
16-май-2016 04:34 am - Re: ???? :)))
ну, прежде всего, непонятно, откуда следует вопрос о такой связности? (в процитированной фразе об этом ничего не говорится). и потом, откуда вам известно, что имеет к совести отношение, а что нет?
16-май-2016 05:51 am
в книге Успенского так и сказано: если человек внезапно осознает все свои противоречия, он может сойти с ума
16-май-2016 10:47 am
да тут и не внезапно когда осознаешь, тоже нехило разрывает..
16-май-2016 06:05 am
Вера без практики - мертва... думается, к этому, вполне приемлемому наблюдению, недостает примера, с которым можно было бы работать... относить что к чему... ведь все это пришло от "самонаблюдения"...

А работа и заключается в приведении "непарадных" достопримечательностей в паРАДНЫЕ... тут без примера не обойтись...
16-май-2016 04:20 pm
Верно, diostiya, хотя это именно "тема для размышления" — не "самонаблюдение", а скорее, побуждение к наблюдению, дающее некоторую структуру видения.. Причём, не обязательно верную, возможно, субъективную или ошибочную, требующую проверки на собственных "примерах, с которыми можно было бы работать"... А чужие примеры красиво смотрятся в беллетристике, но в подобных вещах действуют скорее усыпляюще (в лучшем случае, в виде желания "лайкнуть" или "отлайкнуть"=)
16-май-2016 08:36 am - Фрагментарность
Пользователь x4l сослался на вашу запись в своей записи « Фрагментарность» в контексте: [...] Оригинал взят у в Фрагментарность [...]
16-май-2016 10:29 am - Фрагментарность
Пользователь redjit сослался на вашу запись в своей записи « Фрагментарность» в контексте: [...] Оригинал взят у в Фрагментарность [...]
16-май-2016 10:45 am
по-моему это постоянное шизоидное разрывание.. причем чем больше осознаешь, тем больше тонкостей и конфликтов между фрагментами

вплоть до того, что видишь их неизбежность.. то есть невозможность крайностей, всегда будут какие-то фрагменты которые конфликтуют, просто при недостаточной чувствительности этого не замечаешь, а при развитой все это прочувствуешь

переживания состояний стали не полярные, а каким-то коктейльными.. вроде идешь в сторону общего вектора, но всегда есть больные места, которые противоположно направленны..
16-май-2016 03:48 pm
точно, рост восприимчивости просто сильнее обнажает те же противоречия, которые обычно не видны за буферами и которые в психотерапевтических практиках чаще пытаются, наоборот, замазать и сгладить (что и понятно, шизоидов и так по нашей жизни хватает=)
16-май-2016 04:28 pm

"Во многом знании много печали, и умножающий знание умножает скорбь".

- Это вероятно психологический опыт.

Самопознание необходимо и неизбежно, но известно , что излишний самоанализ, самокопание ведет к депрессии.
16-май-2016 05:53 pm
Возможно, что вполне достаточно с наибольшей точностью определить, что? с тобой происходит... в момент времени, когда происходит... и этого будет достаточно, чтобы напряжение (или + или - ) сошло на нет...

именно депрессия подсказывает, что путь самокопания не верен... тут под самокопанием подразумеваю самобичевание... действительно, уместно про печаль от знания... типа грешности человеческой природы :))
17-май-2016 04:16 am
у психологов-философов можно встретить выражение "человек отличается от животных сознанием". Замечательно. Значит, животное охотится, общается и тд,, будучи без сознания?:)))

В общем, если кратко. "Сознание есть и у животных, самосознанием обладает только человек" (УШИНСКИЙ). Это действительно коренной отличительный признак. Ни одно животное не способно сказать "Я". С самосознанием связаны язык-речь и абстрактное (понятийное) мышление.Далее - духовная жизнь (религия, философия...), которой также нет у животных. Тело, душа, дух...
17-май-2016 08:16 am
Как примеры к уже сказанному выше ("Можно вспомнить хотя бы дельфинов, которых, хоть и без особых успехов, но изучают давно, у которых есть соответствующие качества абстрактного мышления, свой сложный коммуникативный язык и даже собственные имена, которые они сами себе "придумывают" в детстве"):

"Язык дельфинов помогает им решать проблемы сообща"
http://scientificrussia.ru/articles/yazyk-delfinov-pomogaet-im-reshat-problemy-soobshcha

Плюс, внятные комментарии по общему состоянию вопроса:

"Почему язык дельфинов до сих пор не расшифрован?"
http://alazor.livejournal.com/70943.html
http://alazor.livejournal.com/71551.html
17-май-2016 04:06 pm - Фрагментарность
Пользователь andrelubertsy сослался на вашу запись в своей записи « Фрагментарность» в контексте: [...] Оригинал взят у в Фрагментарность [...]
17-май-2016 06:43 pm - Ушинский:
Мнение же некоторых естествоиспытателей, напр., Фогта, что у жи
вотных есть дар слова, показывает только, что эти ес-
тествоиспытатели не понимают, что такое дар слова.
Если бы у животных был язык, то мы могли бы выу-
читься этому языку, как выучиваемся языку дикарей,
потому что язык есть обобщение явлений, а обобщение
может быть только одно и, следовательно, общее для
человека и для животного.
Способность самонаблюдения, или иначе — самосо-
знание, находит себе прямое выражение в слове, и где мы
не находим такого выражения, там не имеем никакой
причины предполагать и самосознания. Но, конечно,
признание такого отличия человека от животных, —
отличия, подтверждаемого фактами вроде слова, науки
и искусства, не годится для материалистической фило-
софии (т. 111, стр. 432—434).
17-май-2016 10:01 pm - Re: Ушинский:
ну, у Ушинского, как мне кажется, был в целом правильный подход к этому, основаный как на самонаблюдении, так и на неком целостном взгляде на психологию возможного развития человека, включающем все его уровни. И в отношении самосознания, в его описании мне кажется интересным ещё тот факт, что, он говорил о нём, фактически, как о "промежуточном" качестве сознания (по его мнению, присущем только человеку), как уровне, вводящем нас в сферу духа. Это как раз соответствует гурджиевскому представлению о 4х уровнях сознания, где самосознание является третьим возможным уровнем. Правда он гораздо менее оптимистичен в этом смысле, говоря о нём, как о качестве, которым человек должен был обладать по праву рождения, но которое ему практически недоступно в его нынешнем состоянии..

Насчёт же наличия этого качества (самоосознания) у других существ я бы не был столь категоричен. Тот же Гурджиев определял его как законное качество, доступное всем "трёхмозгным" существам во Вселенной (созданным "по образу и подобию"). Мы привычно относим к этой категории только себя, считая себя особенными и чуть ли не единственными, но кто знает.. Может быть, наша роль гораздо более скромная?
20-май-2016 04:38 am
А переживание такого соприкосновения часто далеко не из самых приятных, из-за ощущаемого конфликта различных частей. Поэтому чаще всего оно автоматически гасится ещё в зародыше, создавая видимую иллюзию непрерывности или "бесшовности" перехода между различными фрагментами.

Обращу внимание на один маленький момент. Вот эта неприязнь на самом деле является ничем иным как еще одной мыслью, которой мы когда-то были обучены (обусловлены). И стремление сбежать от этой неприязни - это тоже всего лишь еще одна мысль, которой мы тоже были обучены. Иначе говоря, если хочешь добиться быстрого результата, то этим мыслям тоже надо уделить достаточно внимания. Только в этом случае они наскучат. И когда это произойдет, в сознание ХЛЫНЕТ поток подавленного невротического материала, который больше не будет ничем сдерживаться. Да, это будет период ада, но к счастью, он не вечен. Такой период называется Фиатирской церковью.

Edited at 2016-05-20 04:42 (UTC)
27-май-2016 05:27 am
Поздравляю Вас с праздником Дня Рождения !
Хорошего настроения и хороших людей рядом !
27-май-2016 09:20 am
Спасибо за поздравление!
28-май-2016 12:38 pm - Накопление энергии. Активное внимание
Пользователь napoli сослался на вашу запись в своей записи «Накопление энергии. Активное внимание» в контексте: [...] пресловутой mindfulness, одно упоминание о которой раньше вызывало у меня изжогу. Ссылка в тему [...]
page loaded at: 20:03 GMT