?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Сострадательный Идиот и Абсолют 
17-апр-2016 10:53 pm
[ из книги "Игра Иллюзии" Чогьяма Ринпоче ]
~ • ~ • ~
Студент: Поясните, Ринпоче, Вы говорили о сострадании, как плохом лекарстве для эго. И в то же время, Наропа в ряде случаев явно опровергает наше определение сострадания.

Трунгпа Ринпоче: Существует два различных типа сострадания. Есть реальное сострадание — прямое, абсолютное сострадание. Но есть ещё и другой его вид — то, которое м-р Гурджиев называет "состраданием идиота", являющееся невротическим состраданием — лицемерный способ попытки тайного исполнения вашего желания. Это ваша фактическая цель, но вы создаёте при этом благообразную видимость человека щедрого и беспристрастного.

Студент: Что такое абсолютное сострадание?

Трунгпа Ринпоче: Это видение ситуации такой, как она есть, непосредственно и совершенно. Если вам придётся быть грубым, вы так и поступите. Другими словами, сострадание идиота содержит в себе, своего рода, опиум — сострадательный идиот постоянно пытается быть хорошим и добрым — а абсолютное сострадание является более буквальным, более разборчивым и более определённым. Вы готовы обидеть кого-то, даже если не желаете вреда ему или ей, но вы можете причинить боль.

Именно поэтому, путь в буддистской традиции берёт своё начало не с учения о сострадании, махаяны, а с учения малой колесницы, хинаяны. В хинаяне вы пытаетесь собрать себя вместе. И лишь когда соберёте и выстроите прочное основание, появится возможность для начала использования вашего сострадания. Вы не можете просто работать с самого начала на уровне абсолютного сострадания. Необходим длительный путь развития в этом направлении.

~ • ~ • ~



"Illusion's Game"
The Life and Teaching of Naropa
by Chogyam Trungpa, 1994
перевод: larkin_donkey
Комментарии: 
17-апр-2016 08:30 pm - Сострадательный Идиот и Абсолют
Пользователь nektosteen сослался на вашу запись в своей записи «Сострадательный Идиот и Абсолют» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сострадательный Идиот и Абсолют [...]
18-апр-2016 04:57 am
вот смотрю сейчас, может это не совсем о "собрать", а о том, чтобы отдать всю шелуху, которая мешает пропускать свет?
18-апр-2016 06:43 am
эт да, но вообщем, это связанные вещи — освобождение от буферов (шелухи), поддерживающих наше состояние фрагментированности — развитие (собирание себя) в направлении целостности..
19-апр-2016 08:31 am
да, наверное. как две стороны одной медали, или как-то ещё.

тут ещё такой момент - "недеяние" и "делание из "я" - оно как-то тоже связано, если не одно и то же вообще. ведь попадая в поток, о каком "я" может быть речь? всё происходит наилучшим образом и где здесь "я"?

в теории я, конечно, профан. единственным оправданием разводить дебаты служит возможность посмотреться в зеркало, за что и благодарю сердечно)
19-апр-2016 03:34 pm
ну, тут "теория" — вещь достаточно условная... и, думаю, нам всем (тем более, раз речь о идиотах=) очень нужна эта возможность "посмотреться в зеркало" (так что, взаимное спасибо)

"недеяние" и "делание из "я" — конечно, они связаны, особенно учитывая, что реально 'делать' мы не способны) но всё не "происходит наилучшим образом" — всё просто происходит.. а чтобы что-то изменить, нужно нечто большее...
20-апр-2016 08:42 am
в потоке ничего менять и не нужно - выбора нет, потому что и быть не может, как-то так. именно поэтому и "недеяние" и "наилучшим образом". возможно, мы о разном?
20-апр-2016 04:37 pm
в потоке нас влечёт инерция его собственного движения, так что, да, можно сказать, что "недеяние" позволяет потоку увлечь нас "наилучшим образом".. вопрос, куда и насколько это совпадает с нашими интересами? тем более, фактически через нас проходит множество разнонаправленных потоков, которые, если вспомнить аналогию 2х рек, формируют два основных течения. Но даже при переходе в нужное русло всегда остаётся место для выбора между различными течениями:

"..Попав туда, с этого момента она уже в другой жизни и, следовательно подчиняется уже другим законам.. Закон этот тоже механический, как и в первой реке: попав на поверхность, капля тяжелеет и опускается. В глубине она теряет в весе и идет вверх. Плыть по поверхности для нее добро, находиться в глубине - зло. И тут многое зависит от умения и от усилия. В этой реке разные струи; надо попасть в нужную струю, плыть поверху возможно дольше, чтобы подготовив себя, приобрести возможность попасть в другое русло и т.д..." (с) "Взгляды из реального мира"
20-апр-2016 05:22 pm
да, это всё красиво и правильно. Но. "Да будет воля твоя, а не моя" - это то, что есть, может быть?
20-апр-2016 09:14 pm
ну, может быть и так), если это действительно искреннее стремление, а не очередной самообман... А кроме того, можно вспомнить, что сама Воля эта нисходит в мир актом творения, но обратный путь она не гарантирует (и в каком-то смысле, он становится "путём против Бога"). Движение вниз, под горку, обычно не требует усилий, следуя общим законам инерции и гравитации. В движении же наверх, каждый шаг может требовать определённых усилий - противостояния общей силе гравитации (или психологически - отождествления). Поэтому, думаю, не случайно этой силе, помогающей движению вверх по эволюционной лестнице, Гурджиев дал такое название, как "сознательный труд и намеренное страдание".
21-апр-2016 06:11 am
Согласна, путь наименьшего сопротивления, это не наш путь)) Нужен внутренний компас, это да. Помимо этого, по моим наблюдениям, пути этой самой волей избираются порой такие, куда бы сам ни за что не полез. "Наилучшим образом" - стоит, наверное, уточнить, для кого или для чего, но не для личности, в любом случае. Для личности как раз наоборот при таком раскладе бывает полный или частичный п-ц.

25-апр-2016 09:44 am
В свое время у нас в группе была метафора относительно природы "движения вверх" - галсирование корабля против ветра. :-) Постоянно менять направление движение от крайности к крайности, при этом держа в голове направление, в котором нам в итоге надо плыть.
25-апр-2016 03:35 pm
Класс, ну да, очень наглядная метафора в этом смысле! :)
18-апр-2016 09:02 am
то о чём сказано как о "реальном сострадании" относится к Симпатичному Сострадательному идиоту, а "лицемерный" это Антипатичный Сострадательный идиот, кроме того есть ещё средний вид Сострадательного идиота, который в разных условиях поступает то так, то иначе. Сострадательный идиот является следующей ступенью после Безнадежного, т.есть он замечает окружающих, он видит других. Симпатичный Сострадательный идиот может подняться на следующую ступень если поймёт что он не всегда может помочь, что для настоящей помощи нужно видеть картину в целом, избегая "медвежьих услуг"-это видимо и подразумевалось под "абсолютным состраданием"
18-апр-2016 04:28 pm
ну да, хорошее дополнение.. Действительно, как раз про "симпатического"(сочувствствующего) сострадательного идиота Гурджиев говорил, что это идиот, в котором есть подлинное сострадание, желание помочь, и он проявляет его не в открытую, не "на публику".. Когда же он осознает, что не обладает достаточным 'бытием' для того, чтобы помочь другим, это осознание позволяет ему, как бы "низходя к безнадёжному", приобрести что-то как для себя, так и для возможности реальной помощи другим.

У Трунгпа же, по моему, здесь упоминание "сострадательных идиотов", скорее, просто некий общий штамп в традиционном недуалистическом подходе "абсолютного понимания".
19-апр-2016 03:40 am
Для меня было настоящим открытием это взаимодействие "идиотов" потому что очень легко просто распределить их по отсекам и прикрепить каждому определённые свойства. Но подлинность их свойств открывается именно во взаимодействии по закону триад; например триада Безнадежный(-)Сострадательный(+)Стеснительный(=) Именно "стеснительность" не позволяет Сострадательному идиоту взглянуть и на себя как на Безнадежного и тоже нуждающегося в помощи
Схожий с гурджиевским обычай тостов оказывается есть у масонов, также произносится тост за определённый "градус" от первого до тридцать третьего.
19-апр-2016 03:42 pm
Ага, точно, размещение их по триадам как раз очень хорошо показывает процесс в динамике..

И насчёт передачи у масонов интересно — действительно, некая преемственность получается..
20-апр-2016 01:32 am
ГИГ говорил кажется о тибетском происхождении лестницы "идиотов" возможно масоны использовали тот же источник, хотя сомневаюсь чтоб их понимание было настолько же глубоким, скорей всего это внешнее подражание
20-апр-2016 06:53 am
Ну да, масоны скорее всего просто скопировали общую идею сакральных трапез (типа христианской агапы), как создающую чувство сопричастности..
20-апр-2016 07:20 pm
мне кажется они всетаки обсуждают градации "относительного". где в движении к "абсолютному" пропадают все личностные элементы в акте сострадания. в пределе акт сострадания, как мне видится, перестает быть "активностью" превращаясь в "пространство".
20-апр-2016 09:49 pm
ага, точно, очищенная от посторонних (персональных) примесей эмоция сострадания как бы становится "абсолютной", формируя некое общее пространство понимания.
25-апр-2016 09:34 am
Что это за книга "Игра иллюзий"? В первый раз слышу о таком произведению Трунгпы.
25-апр-2016 03:38 pm
Видимо, её просто ещё не переводили. А в ангельском варианте она шла в одном издании с "Безумной Мудростью". Можно (с гугловскими купюрами) вот здесь почитать:

"The Collected Works of Chogyam Trungpa: Vol.5: Crazy Wisdom; Illusion's Game; …"
27-апр-2016 05:03 pm
Ух ты, tnx, сильно - всё собрано!)
28-апр-2016 09:41 am - No title
Пользователь joy_and_void сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] ло мне вчера и другую точку зрения на вопрос Оригинал взят у в Сострадательный Идиот и Абсолют [...]
page loaded at: 07:48 GMT