?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
О практике вопрошания 
20-фев-2016 07:01 pm
[ Из интервью Дж. Нидлмана "Духовность и интеллект" ]:

~ • ~ • ~
Настоящее вопрошание являет собой огромную моральную трансформирующую силу. Именно эта практика вопрошания была у Сократа — он выяснял истину, искал, ставил вопросы. И он знал, как это нужно делать. Это не просто задавание вопросов в поисках быстрого, готового ответа или объяснения, а сам процесс выяснения — постановки вопроса, открытия — который раскрывает нечто в человеческом существе, никак не затрагиваемое нашей культурой. А значит, оно никак не связано со сферой нашей деятельности — занимаемся ли мы тем или этим. Каждый человек имеет в себе некий потенциал к страстному стремлению выяснить истину, который и является трансформирующей силой. Именно это я делаю, неважно где я есть. Я пытаюсь...


ДЕСЯТЬ ВЕЛИЧАЙШИХ ВОПРОСОВ СЕРДЦА:

1. Одни ли мы во Вселенной? (Есть ли Бог?)

2. Кто я такой?

3. Зачем мы живем?

4. Почему мы страдаем?

5. Является ли смерть концом?

6. Почему существует зло?

7. На что мы можем надеяться?

8. Что доступно нашему знанию?

9. Что мы должны cделать?

10. Как мы должны жить?

~ • ~ • ~

[ перевод: larkin_donkey ]
Комментарии: 
21-фев-2016 08:18 am
Андрей , в своём блоге Вы хорошо , с практической стороны 4 пути , описывали "Пассивное вопрошание"
21-фев-2016 12:54 pm
Да, точно, Игорь -- действительно важный момент здесь, который надо учитывать. Очень к месту ты вспомнил... Обычные наши вопросы не ведут никуда, поскольку реальному ответу просто некуда прийти - место уже занято нашим самолюбием, которое ищет лишь те ответы, которые будут питать его...
21-фев-2016 01:07 pm - пассивное вопрошание
[ нашёл) - стоит наверное повторить здесь, как важное дополнение ]

Хоть мы и способны с готовностью демонстрировать собственное невежество в малозначимых для нас областях, труднее всего даются простые сущностные вопросы, в которых даже само правильное вопрошание способно принести реальное понимание в поисках истины. Возможно, как раз потому, что нам стыдно признаться самим себе, что "король-то голый" даже в таких внешне простых вопросах.

Если представить триаду действия сил, то обычный наш вопрос является активной силой. Чаще всего мы спрашиваем, чтобы показать себя в лучшем свете, продемонстрировать собственное знание или же принизить кого-то. Соответственно, сам ответ тут выступает пассивной силой, с самолюбием ложной личности в качестве нейтрализующей силы, питающих вместе наше тщеславие и самовосхваление, как результата.

Правильно же задаваемый вопрос всегда должен быть пассивным, если мы спрашиваем с подлинным желанием узнать и найти истину, в пассивном и ожидающем состоянии. Тогда сам ответ становится активной силой, а результат - получаемое объяснение - нейтрализующей. В такой "правильной" триаде нечто проясняется и способно сформировать новое пространство для появления следующего вопроса. Соответственно, и наше понимание сможет расти далее, в серии подобных триад.


[ http://larkin-donkey.livejournal.com/50122.html ]

Edited at 2016-02-21 13:07 (UTC)
29-фев-2016 04:03 pm - Re: пассивное вопрошание
Иначе говоря, вопрос бывает искренним и неискренним. В последнем случае вопрос имеет под собой иную цель чем ответ. В первом же случае вопрос задан именно с целью получить ответ. Соответственно и внутренние процессы в человеке протекают иначе.
29-фев-2016 04:51 pm - Re: пассивное вопрошание
Ну да, пожалуй. В искреннем вопросе мы настраиваемся на получение ответа, к которому не привязываем собственных активных ожиданий (требований, каким должен быть этот ответ)
1-мар-2016 09:38 am - Re: пассивное вопрошание
Да, и именно поэтому мы становимся бдительными. Настоящий вопрос создает белое пятно в уме, и ум начинает чувствовать себя неуютно. У него возникает потребность это пятно заполнить. И тогда начинается поиск (сиречь, активицируются ИЧ центров). Причем, все это происходит естественным путем.

А неискренний вопрос имеет целью получить от собеседника конкретную реакцию. Единственное, что он может включить это ИЧ ДЦ, да и то не всегда.

Вот я и думаю, что да - Сократовский подход может оказаться очень даже полезным. Часто намного более полезным, чем самые подробные ответы. В этом я имел возможность убедиться на своем опыте. То есть, умение ставить интересные цепляющие вопросы - это может быть очень полезным навыком для четвертопутчика.

Edited at 2016-03-01 09:43 (UTC)
1-мар-2016 08:59 pm - Re: пассивное вопрошание
Точно. И этому навыку, конечно, надо учиться, чтобы вопросы исходили из правильной части в нас, а не служили лишь пищей для ложной личности. Плюс, самому вопросу тоже требуется время, чтобы созреть и стать насущным, чтобы мы реально ждали и искали ответа на него...
21-фев-2016 10:59 am
Разделяю.
Любой, даже самый маленький вопросик, простирающийся за пределы маленького мирка, первый шаг к Пробуждению.
21-фев-2016 12:59 pm
Именно, и каким бы он маленьким ни казался, он может помогать формировать и расширять пространство нашего понимания..
22-фев-2016 10:39 am
похоже что обычный вопрос уже содержит в себе ответ: мы просто хотим подтвердить своё мнение; очень хорошо выражено ГИГ: "не выкладывайте свой вопрос, спрашивайте, выкладывать можно сигарету, а не вопрос" Слова Крестителя: "уготовайте путь Господень! правы творите стези Его" если учесть что это "глас в пустыне" получается что это ответ Я на вопрошание Крестителя...
18-апр-2016 04:02 am - О практике вопрошания
Пользователь val000 сослался на вашу запись в своей записи «О практике вопрошания» в контексте: [...] Что доступно нашему знанию? 9. Что мы должны cделать? 10. Как мы должны жить? * (Оригинальный пост) [...]
9-сент-2017 01:09 pm
Мне представляется, что я знаю ответы на все эти вопросы, кроме седьмого. Он мне не понятен. Есть ссылка на оригинал?
9-сент-2017 03:27 pm
Понял, интересно, Валерий. Хотя тут тоже ещё всё зависит от ответов — сами подобные вопросы иногда более самоценны, а ответы на них должны скорее дополнять их, не закрывая самих вопросов.

На видеозапись интервью я уже давал ссылку здесь:
https://larkin-donkey.livejournal.com/185893.html

+транскрипт беседы:
SPIRITUALITY AND THE INTELLECT with JACOB NEEDLEMAN
http://www.williamjames.com/transcripts/needle.htm

Но там не перечислялись и не разбирались сами вопросы.

Просто список самих вопросов в оригинале можно найти здесь:
http://www.jacobneedleman.com/blog/2016/2/14/the-ten-great-questions-of-the-heart

А вместе с неким разбором — наверное, только в его книге на Амазоне (у меня её нет):

"Sorcerers" by Jacob Needleman
https://www.amazon.com/Sorcerers-Novel-Jacob-Needleman/dp/1939681472
9-сент-2017 04:57 pm
В девятом вопросе употреблено очень старое слово. Возможно в 7-м слово hope можно перевести иначе. Например, на что мы можем "рассчитывать". Что-то оно значило другое для автора. Кроме слова "расчитывать" оно может быть архаичным "ощущением доверия" или "доверием":

archaic
a feeling of trust.

То есть возможны варианты:
Чему мы можем верить?
На что мы можем расчитывать?
и
Чему мы можем доверять?

Edited at 2017-09-09 17:00 (UTC)
9-сент-2017 06:22 pm
Ну да, пожалуй. Тем более, такая архаичность могла быть намеренной, поскольку в новелле действие происходило в 50х годах. Хотя, я так понимаю, у него как вопросы, так и ответы звучали по разному, в зависимости от контекста. Например, ниже цитата из блога Нидлмана, где он связывает 7й вопрос с вопросом страдания, приводя следующую цитату из книги:
(As Reflected in the Questions of the Heart)

Why do we suffer?

What can we hope for?

It now dawned on Eliot that Max favored anything that could bring him a sense of remorse about himself—not guilt, not regret, not passionate vows to do better next time, all of which Max dismissed in no uncertain terms. Only remorse about what he was, with no possibility of doing anything about it, but only feeling it more and more.
9-сент-2017 06:28 pm
Наверно, лучше оставить как было, хотя вопрос явно выбивается из списка.
9-сент-2017 01:31 pm
У многих, наверное, получится трактат на каждый ответ:)
Мне милее краткость, односложность. Но трудно сформулировать:)
9-сент-2017 03:28 pm
Ну да:) По жизни, мы как раз и пытаемся подобные вопросы закрыть целыми трактатами с мириадами закрывающих эти вопросы ответов — что позволяет нам оставаться в иллюзии комфорта и ясности. Но настоящие ответы должны как раз не закрывать, а скорее дополнять подобные вопросы, оставляя их открытыми.
9-сент-2017 06:53 pm
Про иллюзию - понравилось:) Так и есть...
page loaded at: 08:19 GMT