?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
О роли сознания в квантовой механике 
1-окт-2015 12:50 pm
Как сказал о квантовой механике один из её разработчиков, Нильс Бор:
"Если квантовая механика вас глубоко не шокировала, вы пока не поняли её.
Всё, что мы называем реальным, сделано из вещей, считать реальными которые нельзя."
И в этом смысле, "шокировать" учёных она продолжает до сих пор:
"Несмотря на непревзойдённый эмпирический успех квантовой теории, даже само предположение, что она может быть истинной в буквальном смысле, как описание реальной природы вещей, до сих пор воспринимается с цинизмом, непониманием и даже яростью."
[ Тим Фолджер, "Квантум Шмантум", 2001 ]

Одним из самых красивых и впечатляющих экспериментов в истории квантовой механики, а возможно и всей науки, считается, ставший уже классическим, опыт с дифракцией электронов или фотонов на пластине с двумя щелями, поставленный Клаусом Йенсоном в 1961 году. В популярном изложении, вот неплохое его описание от мультпрофессора Квантума:



Помимо собственно демонстрации дуальной природы объектов, эксперимент наглядно показывает ещё и роль наблюдателя при изучении квантовых систем. А именно, как в данном опыте: когда наш наблюдатель, не веря своим глазам, пытается всё-таки "разглядеть", действительно ли частицы проходят одновременно через обе щели, они вдруг, каким-то мистическим образом, меняют своё ветреное поведение и пытаются вести себя как добропорядочные частицы, проходя только через одну из щелей (так называемая редукция или коллапс волновой функции -- исчезновение при измерении дифракционной картинки чередующихся полос).

Естественно, такое безобразное поведение частиц физикам надо как-то объяснить. Причём, желательно, безо всякой мистики. А поскольку "пристальный взор наблюдателя" в подобных экспериментах, фактически, исполняют приборы, проще всего это объяснить физическим воздействием самой системы наблюдения на исследуемую квантовую систему. В такой интерпретации, по одной из гипотез считается, что подобное воздействие другой, "большой" системы вызывает процесс нарушения квантовых свойств исследуемой системы -- необратимый с точки зрения термодинамики процесс, названный "эффектом декогеренции".

Но это всего лишь одна из популярных попыток объяснения так называемой "проблемы квантового измерения" (QMP), так и не решённой за 80 лет существования квантовой теории. Она так и не даёт покоя исследователям. Одни считают её некой псевдопроблемой, другие - единственной тайной и самой серьёзной из угроз самим основам теории.. А угрозой она является, поскольку её существование нарушает и попирает саму доктрину здравого смысла реализма, полагающего мир в целом независимым от наблюдения.

В этой связи, довольно интересны новые попытки изучения этой проблемы в серии экспериментов по исследованию психо-физического взаимодействия с использованием оптических интерферометров. В этих опытах "пристальный взор наблюдателя" исполняют уже не приборы, а намеренно фокусируемое внимание испытуемых разной степени подготовки (в смысле способности к концентрации внимания). По понятной причине несоразмерности объекта наблюдения и наблюдателя, сама концентрация тут возможна только в виде акта воображения. Участникам предлагалось мысленным взором представить, что они могут видеть движение фотонов в интерферометре. Или другие варианты (кому как проще): "объединиться" с оптической системой в созерцании, либо мысленно пытаться блокировать одну из щелей, либо мысленно пытаться направить лазерный луч на одну из щелей... Голос компьютера задавал различные схемы следования и периодичность (~15-30 секунд) циклов концентрации и деконцентрации внимания (типа, "направьте внимание.." / "можете расслабиться"). Соответственно, сравнивалось поведение интерференционных паттернов между состояниями сфокусированного и отсутствующего внимания...

Полную работу, описывающую результаты первой серии этих исследований, можно скачать здесь:
" Consciousness and the double-slit interference pattern: Six experiments", Phys. Essays (2012).
(как физику, когда-то занимавшемуся аналогичными исследованиями, мне сама постановка и методики показались весьма основательными)

Понятно, что интерпретировать полученные результаты, при желании, можно по разному.
Но в целом, как видно на графиках ниже, они показывают очень неплохую корреляцию:
1) волновой редукции (снижения интерференции) от направления внимания;
2) зависимости результатов от качества внимания (способности к концентрации).






Комментарии: 
1-окт-2015 10:05 am
Люди ложки гнут усилием воли, а тут какие то фотоны... )
1-окт-2015 10:18 am
Они может и гнут, но пока бездоказательно ;)
Как автор пишет в абстракте к своей работе:

"Подчёркивается, что квантовой механике не требуется никакой психофизический ингредиент для объяснения результатов измерений. Поэтому парапсихологам не стоит использовать изложенное в качестве поддержки возможности психокинеза, а искать собственные, более убедительные объяснения".
1-окт-2015 12:25 pm
Прекрасно!
Убедительное доказательство существования энергии мысли.
1-окт-2015 08:17 pm
Да, действительно, кажется весьма наглядным и убедительным!
1-окт-2015 01:02 pm
Мне думается, что квантовая механика стала человечеству доступна (опытами электронов и фотонов) не для того, чтобы мы ломали головы над объяснением такого "поведения"... а как представление существования чего-то, что не стоит объяснять, потому что это природное явление служит образцом для подобия...

Это как и в мире "грубой материи" существуют факты, которые можно сравнить только с квантовой механикой... которые тоже не надо объяснять... то есть, они - факты - существуют не для объяснения, а для ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - в смысле -
3. Сценическое зрелище, спектакль. // Что-л., что напоминает спектакль.
4. Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии). // Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании.

И почему-то хочется привести пример с Ихласом... можно сказать, что под "подведенной чертой" прошлой темы есть человеческий опыт... всматриваясь, мы видим как бы прохождение фотонов через одну щель - пытаемся найти разные определения, объяснения, а на самом деле это, как для человека -- суметь в себе различать состояния внутренней чистоты и "грязности", как бы... чистота - ни с чем не сравнима, потому что с ней пойдет сравнение... а "грязность"... по сравнению, похоже на состояние "я что-то не то съел"... наверняка у всех был опыт пробования или ядения чего-то некачественного, отчего организм сразу дает такое знать...

Наверное это к тому, что читая про попытки докопаться до "природы вещей", я чувствую это "что-то не то съела - не надо было есть"... м-да... дожились... до сравнения Библии с квантовой механикой :)

М-да... похоже, я - не в струю... но пришло же! к тексту...

1-окт-2015 05:27 pm
Про электроны и фотоны очень интересно .
Андрей , как Вы считаете , сколько времени живут эти частицы?
1-окт-2015 06:56 pm
:))... есть только миг... между прошлым и будущим... именно он - называется Жизнь...
1-окт-2015 08:10 pm
Ну, тут вопрос, о каком времени мы говорим, Игорь? Если о собственном субъективном, то можно только предполагать (в соответствии с тем, что мы знаем о субъективном восприятии времени в разных мирах)

А так, вообще, и электрон, и фотон могут жить непредставимо долго для нашего восприятия (теоретически, гораздо больше известного времени существования нашей вселенной). Если вспомнить про "древний свет" (реликтовое излучение) -- то он живёт с зарождения вселенной. Но оба они могут быть и мгновенно поглощены ("есть только миг"...)
2-окт-2015 05:54 am
Да , я забыл про объективное и субъективное время , спасибо что напомнили )))
1-окт-2015 07:59 pm
Просто у каждого представления, минимум, есть свой зритель с одной стороны сцены и автор с актёрами с другой... Если спектакль действительно является примером объективного искусства, то участники его как раз и пытаются донести до возможного зрителя некое знание, которое они считают важным (библейские сюжеты, в этом смысле, как раз вполне подходят). Просто у каждого спектакля и каждого вида знания своя аудитория, но принцип один. У кого-то несварение от квантовой механики, у других - от Библии, и т.д...

> не для того, чтобы мы ломали головы над объяснением такого "поведения"...

А бесполезно убеждать - в крайнем случае, найдут другую сферу приложения и всё равно будут ломать.. :) А если 2 головы будет, то как в анекдоте: одну сломают, другую потеряют... =)
2-окт-2015 07:53 am
Если пришло сравнение со спектаклем для одного зрителя... то здесь интересен зритель... верит? или не верит в то, ЧТО? представляется и КАК? представляется... донесли ли? правдоподобно идею произведения... а тут, как Вы заметили, каждому - свое понимание...

Хм... потерять голову - не знать, как поступить... а сломанная голова наверняка сулит искажения... которые чувствуются НЕискренностью...
1-окт-2015 08:06 pm
А с предыдущей нашей темой эту действительно можно связать. Скажем, если представить, что наше сознание также обладает квантовой природой, и, по аналогии с этим экспериментом, на пути его поставлены 2 щели (истина/ложь, искренность/фальшь, чистота/грязь...), то:

В какую из щелей будут устремляться кванты нашего сознания?
Будут ли они проходить одновременно в обе щели, оставляя причудливые аберрации в интерферометре стороннего наблюдателя?
Что будет происходить в том же случае, но когда в нас будет присутствовать внутренний наблюдатель?
2-окт-2015 07:23 am
Интересная мысль!... две щели дают на экране... как! это напоминает штрих-код на покупной бирочке товара, которая дает возможность автоматом различать конкретную характеристику среди прочих...

Но если обстреливать две щели шариками... наверное это похоже на просто отличия добра и зла... то это как бы равносильно обстреливанию квантами ОДНОЙ щели... когда пристальное внимание должно увидеть... КАК БЫ... что нет ни добра, ни зла - все едино... есть только их определение словами - как штрих-код, а мы это чувствуем... по ощущениям, волнами...
28-окт-2015 07:03 pm - о влиянии "наблюдателя" на ход эксперимента :)
28-окт-2015 09:07 pm - Re: о влиянии "наблюдателя" на ход эксперимента :)
ну, это не совсем то :) у всех подобных экспериментов общее слабое место - в роли "наблюдателя" 100% выступает проходящий через квантовую систему поток частиц (фотонов или электронов). и альтернативное объяснение тут всегда будет, типа следующего: "наблюдатель" тут не причём, просто в системе появилось дополнительное взаимодействие с частицами внешнего мира, разрушающее квантовые эффекты данной системы.

такие эксперименты уже поставили на поток и даже на основе их пытаются лепить какие-то квантовые приборы, типа использующих квантовый эффект Зенона в кристаллической решётке.

здесь же интересна как раз попытка исследовать влияние сознания и внимания реального наблюдателя, как познающего субъекта..
20-фев-2016 07:15 am - О роли сознания в квантовой механике
Пользователь kseniya_f сослался на вашу запись в своей записи « О роли сознания в квантовой механике» в контексте: [...] Оригинал взят у в О роли сознания в квантовой механике [...]
20-фев-2016 12:19 pm
действительно, очень толково и в тему!..

"в сознательном состоянии (обычного сознания) мы видим только одну классическую картинку мира… отключая ее мы можем проникнуть в квантовый мир, где действуют другие законы сознания и общая картина формируется суперпозицией разных макросостояний…"
page loaded at: 03:05 GMT