Фрагмент из "Встреч в Париже", как материал для размышления. Довольно сильный текст, утверждения которого могут казаться чрезмерными...
Впрочем, это не вопрос веры, а как раз наоборот -- из разряда того, чему нельзя верить, к чему надо относиться осознанно и только в практическом ключе. По сути, вопрос этот ставится в различных формах во всех традиционных "путях". Но он одновременно затрагивает наши глубочайшие убеждения, ставя их все под сомнение и перемещая нас на "запретные", глубоко скрытые территории, которые так и останутся скрытыми, если мы не будем пытаться исследовать воды этих глубин. Хотя не факт, что результат будет соответствовать предлагаемому и нашим собственным мыслям по этому поводу. Эти открытия могут быть самыми неожиданными...
~ • ~ • ~

...И в то же время, вещи эти требуют пояснений, которые пошли бы на пользу всему миру. Соответственно, я собираюсь объяснить это вам и одновременно для всех.
Вспомните, как часто я говорю, что вы должны быть внутренне свободны. Вы должны понимать, что это значит — быть свободным. Не отождествляться ни с чем. А наиболее важная составляющая нашего рабства обусловлена кристаллизованными в нас факторами, относящимися к посторонним, к взаимоотношениям с чужими, незнакомыми нам людьми. И для обретения возможности быть свободным, первейшая работа, в практике эзотерических школ всех времён, начинается с постановки вопроса, связанного с решением следующей задачи: "Декристаллизовать все те факторы, которые были допущены и обусловлены взаимоотношениями с другими". Исключениями здесь являются кристаллизованные факторы, касающиеся родственников одной крови — отец, мать, брат, сестра, etc.... Всё это одна кровь, одна семья, такие факторы не следует прерывать. Но все остальные факторы этого типа должны быть декристаллизованы; необходимо стать абсолютным эготистом. Всякая любовь или уважение, в любых их проявлениях, к кому бы они не были направлены — всё должно быть ликвидировано. Необходимо, чтобы любовь была трансформирована в безразличие. Вам надо особенно воздействовать на себя и работать, чтобы никогда не вступать в тесный союз ни с кем.
Внутренне, вы не должны испытывать ни любви, ни почитания, также как симпатии либо антипатии. Я говорю — внутренне, не внешне. Внешне вы должны играть свою роль. Но не внутренне. Всех для вас посторонних необходимо отвергнуть, сохранив лишь людей одной крови.
Боритесь всеми способами. Вы знаете самих себя лучше, чем я вас. Вы знаете, как воздействовать на себя, какие мысли и сентименты требуются, чтобы противостоять, чтобы достичь декристаллизации этих факторов. Соответственно этому приступайте, а если будете видеть, что у вас не получается, я вам помогу и скажу, что вам необходимо делать. Истина остаётся истиной.
Все вовлечённые во внутреннюю работу должны избавиться от любых факторов подобных контактов, хороших или плохих, какими бы они ни были. Необходимо быть свободными, полностью свободными от контактов с чужими. Я повторяю, за исключением родственников одной крови. Для них не требуется предпринимать никаких мер по изменению качеств связи. Мы должны сохранять неизменным контакт с нашими отцами, матерями, дядями, etc. Это одна кровь. Чужие принадлежат другой крови, другому источнику; внутренне они должны быть для нас полностью безразличны. Необходимо осободиться от них. Не должно быть никакого рабства. Внешне, вы можете играть свою роль и делать то, что является необходимым. Это ваше дело. Человек должен стремить не отождествляться внутренне и играть требуемую роль внешне.
Вопрос: Но если человек не позволяет себе симпатии ко всем, не лишимся ли мы таким образом способности к проявлению сентиментов, в особенности побуждающих нас к раскаянию, которые могут помочь нам восстановить наше прошлое и которые являются важным фактором в работе?
Гурджиев: Для этого вам вполне достаточно людей одной крови. Вы совершили множество ошибок по отношению к ним; угрызения вашей совести должны быть направлены именно к ним.
В: Но у меня нет семьи.
Г: Даже кого-то одного будет достаточно. В своей прошлой жизни вы сможете найти предостаточно материала для угрызений совести по отношению к этому человеку...
~ • ~ • ~

[ from "Meetings at 6 rue de Colonels-Renard, Paris", 1938 ][ перевод:
larkin_donkey ]
вообще на каком то уровне понимания ума проблемы и чаяния других не кажутся уже чем то "важным" или "не важным". Такого вопроса вообще не стоит. Этот уровень рефлексии просто распадается и заменяется законами иного синтаксиса. Появляется несвязанность старым синтаксисом, та же свобода. Но это не всегда мешает любить людей, мир, жизнь, помогать, сострадать...
Потому что все было бы хорошо, если бы не одно НО... я сразу его почувствовала, когда услышала: ВЫ ДОЛЖНЫ... можно сказать, что я увидела зерно в своем плевеле...
Пле́вел (лат. Lólium) — евразийский род цветковых растений семейства Злаки. Большей частью это луговые растения и полевые сорняки, которые нередко также встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях. Некоторые виды используются как кормовые и газонные травы... lolium Вергилий называл злостный сорняк[1]... В русский язык слово «плевел» попало из церковнославянского (в значении «сорняк»), при том, что в древнерусском языке имелось аналогичное слово с полногласием — «половел» в том же значении[2]... Во многих языках плевел называют «ржаной травой»
Почему не "испытать", потому что сэнсэй как раз предлагает испытать - достичь чего-то собственными силами... сам-то он эти силы не прилагал - ему пришло состояние "декристализации", которое он ДОЛЖЕН БЫЛ описать в точности, потому что было очень важно человечеству ЗНАТЬ, что ТАКОЕ существует... существует именно в том образе, что описывает сэнсэй и это он ИСТИННО ГОВОРИТ... но никакие человеческие усилия не приведут к этой картине мира, просто потому, что такого невозможно достичь потому, что невозможно достичь НИКОГДА... снизу... потому что это дается СВЫШЕ... сэнсэй дал ОПРЕДЕЛЕНИЕ, по которому можно узнать (встретить знакомое) состояние которое вдруг пришло... но не узнать - в смысле, своим умом и усилиями достичь... допускаю возможность существования "отличников", но они как бы будут гордиться своими достижениями... это как типа отличия напитка растворимого кофе от натурального... ну, то есть, знатоки кофе растворимый не употребляют - большая разница им этого не позволяет... как бы... можно даже сказать, что сэнсэй сам пользует натуральный продукт, а предлагает качественный заменитель...
М-да... а я, как бы, себя имею "знатоком", который по запаху сразу определит... получается, что первые слова, которые меня насторожили - ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫ, и есть тот запах отличия... я, вот, не сразу заметила про "внутреннюю свободу"... то есть, сперва согласилась... а потом мне вздумалось "примерить", так ли? есть внутренняя свобода, когда находишься в красочно описанном пространстве... и пришла мысль, что картинка более описывает именно внешнюю свободу - никто тебе не мешает, не докучает, не попадается на глаза чем-то отвлечь... я себя чувствую как в изоляции от внешнего мира... а для чего?... чтобы внутренний мир стал как натянутая струна... как бы... отзывающуюся на внутреннюю вибрацию... как бы только на то, что мне нужно в данный момент времени... получается, что это и не свобода, а наоборот - долг... я как бы должна быть на посту, чтобы пропускать "по пропускам", которое придет чувством, ощущением, мыслью не только с внутренней, но и с внешней стороны... то есть, я нахожусь в социуме, хотя для него меня там нет... а проще сказать - социуму до меня нет никакого дела... вот такое впечатление от этой внутренней свободы, потому что я как бы "на связи" с Высшим...
Ну, в общем, как я понимаю, изложенное может говорить о том, что слова "должны быть, должны понимать, должны избавиться, должны направить, должен стремиться"... ну и другие "должности" - это как плевела, которые скрывают зерно... отделить плевела от зерен - дать возможность явлению самой декристализации... когда тебе придет свобода знать чем? ты можешь послужить Всевышнему... как бы...
Смешно, что слово sor nyak - с венгерского - ЛИНИЯ ШЕИ... слышится мне, что по старославянски шея - ВЫЯ... вы-я... и от Библии жестоковыйный (слав.) - букв. "с негнущейся шеей". В перен. смысле - строптивый, упрямый... и смешно, что я замечала за собой - это "должны" так и норовит высказаться в разговорной речи... как бы свидетельствуя, что без него - не обойтись... бывает и так... но как говорят: предупрежден - значит вооружен... вот ДОЛЖЕН ЗАМЕТИТЬ - на таких условиях я его "беру на работу"... как бы... тут "гнуть шею" не надо, когда смотришь вперед...
С "декристаллизацией" -- да, это связано с качественным переходом, но тут надо понимать контекст. Возможно, как раз "кристаллизация" является конечным этапом пути ("кристальной души" человек). Но чтобы прийти к этому, придётся расплавить сначала все те "плевелы", про которые вы говорите, на огне осознанного страдания. Это как бы последствия "грехопадения", кристаллизованные и передающиеся из поколения в поколение особенности нашей психики. Или, как их называл Гурджиев -- кристаллизованные последствия некогда внедренного в нас, но более не существующего, органа "кундабуфер"...
А насчёт "должен-должен-должен" -- да, это вы хорошо заметили... Впрочем, что же вы хотите?:) Это же школа... Тут ведь сенсей как раз и нужен ученику, чтобы лупить его палкой, пока тот не поумнеет... Ученик может и рад бы сам, но самому ему себя слишком жалко, вот и приходится искать себе и нанимать на работу человека с палкой :))
Я вот как раз читал только что эти парижские беседы и поражался тому, насколько высокий уровень Работы там задается. Ходы там, в общем-то, понятные, но практически невыполнимые — не хватает ни воли, ни внутренней связности даже чтобы начать пытаться. Если, например, из Гурджиева-по-Успенского удается брать какие-то практические вещи в свою работу, то планка, которую задает сам Гурджиев в этих вот беседах, вызывает острое чувство собственной неподготовленности к такого уровня Работе.
И согласен с оценкой -- действительно, темы бесед создают обманчивое впечатление -- вроде, кажутся простыми для восприятия и понятными, а практически им следовать очень тяжело. Но большей частью, это всё-таки темы для индивидуальной работы в конкретном контексте, поэтому могут быть полезны больше в восприятии общей перспективы Работы...
К этому замечу, что, исследуя наши последние коменты нашла, что Вы (в том длинном) писали "то, что сами думали"... а про Селивера -- Вам ПРИШЛО... поэтому и заинтересовало, как бы... а вот последний (коротенький) - это явно! Вам пришло "после первой" :))))
Это я к чему... вот в Вашем длинном коменте есть то "что Вы сами думаете", а про Селивера - Вам ПРИШЛО... потому меня и заинтересовало, как бы... а в коротеньком - это явное ПРИШЛО... как после первой рюмки :))))
Наверное очень важно настроить сознание на определенную цель именно вопросом... это как компас, без которого не обходится ни один поход в неизвестность... стоит придерживаться именно его - сверять свое состояние, как бы... чтобы не сбиться с пути... Я - Путь, Истина и Жизнь... это Иисус говорил...