?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
О роли сознания в повседневной жизни 
5-сент-2015 09:06 pm
Как я писал в комментарии к прошлой заметке: современная психология пока, к сожалению, не так далеко продвинулась в изучении реальных феноменов сознания и внимания. Хотя, конечно, у неё на вооружении сейчас появились ранее недоступные методы исследований и приборы. Но, как говорил Гурджиев: "до реальной психологии нам ещё далеко, пока необходимо изучать механику"... Хоть он говорил это не по поводу официальной науки, но думаю, к ней это можно отнести также в полной мере.

Ниже, в эту тему, хороший материал для размышления по результатам современных исследований ("материал для размышления" — не в смысле состояния дел в современной психологии, а сама по себе интересная работа, с выводами, очень хорошо соответствующими гурджиевскому определению "форматорного центра" или "формирующего аппарата", осуществляющего функцию псевдосознания нашего обычного "бодрственного" состояния).
~ • ~ • ~

"Согласно новой "теории пассивных фреймов", опубликованной в журнале "Behavioral and Brain Sciences", сознание — тот внутренний диалог, который, как кажется, управляет нашими мыслями и действиями — имеет гораздо меньшее влияние на нашу жизнь, чем люди обычно верят в это. Сознание служит лишь некой пассивной средой передачи, а не осуществляющей контроль активной силой. Фактически, сознательная мысль подобна переводчику, лишь помогающему общению участников, говорящих на разных языках."

Переводчик лишь предоставляет нужную информацию, но не является реальным участником, выдвигающим аргументы в споре или действующим в соответствии с разделяемым знанием. Таким же образом, и воспринимаемая в нашем сознании информация не создаётся самим сознательным процессом, и реакция на неё не идёт через сознательный процесс. Сознание является лишь посредником и выполняет гораздо меньше работы, чем вы думаете.

Сознание, согласно теории пассивных фреймов, намного более рефлексивно и менее целенаправлено, в сравнении с общепринятым мнением о нём, навязываемым нам "житейской мудростью". Поскольку человеческая мысль воспринимает своё собственное сознание как нечто, просвечивающее, просеивающееся через все наши желания, мысли, чувства и физические действия, люди воспринимают своё сознание, как осуществляющее (явный либо неявный) контроль над всеми этими мириадами импульсов. Но в реальности, сознание выполняет одну и ту же простую задачу вновь и вновь, лишь создавая впечатление, что оно делает больше, чем фактически, в соответствии с его ролью.

Мы долго считали сознание решающим проблемы и имеющим множество движущихся частей, но оно является более базовым и статичным. Фактически, эта теория весьма контр-интуитивна. Она идёт вразрез с нашими обычными представлениями и мыслями о ней.

"Свобода воли", которую люди обычно приписывают своему сознательному уму — как идея о том, что наше сознание, как "решающее", руководит курсом наших действий — подобная свобода воли не существует. Вместо этого, сознание лишь транслирует информацию для контроля "намеренными" действиями или целенаправленной двигательной активностью, вовлекающей в работу скелетно-мышечную систему.

Если сравнивать сознание с Интернетом, мы можем использовать Интернет для покупки книг, бронирования отелей и выполнения многих тысяч других задач. Взятое за чистую монету, это может казаться невероятно действенным и впечатляющим. Но в реальности, субъект, сидящий перед лэптопом или кликающий по кнопкам на смартфоне, лишь запускает определённое шоу, в виде заранее подготовленного ролика — Интернет создан как раз для того, чтобы исполнять подобные базовые процессы, не требуя для этого наличия собственной свободы воли.

"Теория пассивных фреймов" бросает вызов также интуитивной вере в то, что одна сознательная мысль ведёт к другой. Как говорит автор теории: "Одна мысль даже не подозревает о другой, они часто просто действуют в соответствии и имеют доступ к одной и той же бессознательной информации. У вас появляется одна мысль, а за ней следующая. И вы думаете, что к новой мысли вас привела предыдущая, но похоже, что в реальности процесс идёт совсем иначе".

Авторам потребовалось более 10 лет на разработку теории. "Первой из причин, почему потребовалось такое длительное время, является то, что такие вещи психологически трудно принять вначале. Причина как раз в том, что люди путают сознание с тем, для чего, как они думают, это сознание используют. Также, большинство подходов в изучении сознания фокусируются на восприятии, а не на действии".

Эта теория имеет серьёзные последствия для изучения ментальных расстройств. Со слов автора работы: "Почему в вас присутствуют страстные желания и мысли, которые кажутся неподобающими? Потому что, в определенном смысле, система сознания не знает, что вы не должны думать о чём-то. Генератор желаний в нас просто не знает, что некое желание является неуместным для наших мыслей или происходящего действия".

Изучение сознания является сложной и запутанной проблемой, из-за присущей изучению внутренней трудности, требующей приложения сознательной мысли к изучению самой себя. "Подавляющую часть своей истории, человечество занималось охотой и собирательством и было озабочено более неотложными проблемами, требующими быстрого исполнения намеренных действий. Соответственно, и сознание эволюционировало больше для задач подобных типов действий, чем понимания себя"


~ • ~ • ~


Комментарии: 
5-сент-2015 06:15 pm
спасибо...
5-сент-2015 06:47 pm
да, рад что полезно..
6-сент-2015 03:45 am
"Подавляющую часть своей истории, человечество занималось охотой и собирательством"-именно так и работает форм. аппарат. Эти "охотники и собиратели" ему что на ухо шепнули?!
6-сент-2015 07:39 am
Классическая точка зрения современной науки, тут не требуется даже прислушиваться.
И да -- именно так он и работает... :)
6-сент-2015 01:18 pm - О первостепенной роли языка в формировании человека.
Пользователь ltraditionalist сослался на вашу запись в своей записи «О первостепенной роли языка в формировании человека.» в контексте: [...] У в О роли сознания в повседневной жизни [...]
6-сент-2015 01:23 pm
"сознание — внутренний диалог"
http://ltraditionalist.livejournal.com/683228.html
6-сент-2015 04:12 pm
Ну да, хорошо сказано по поводу первичности языка...
Сознание может казаться независимым феноменом, но сам его уровень определяется именно языком. Чтобы стать человеком, надо прежде всего овладеть языком человеческим. Учёному необходимо освоить язык науки, музыканту - музыки... То же самое и в нашей внутренней жизни -- мы можем прийти к другим уровням сознания, изучая язык эмоций, etc.
6-сент-2015 04:02 pm
Чей перевод?
6-сент-2015 04:17 pm
Мой, Валерий (часто ленюсь просто указывать на таких текстах=)
6-сент-2015 05:45 pm - О роли сознания в повседневной жизни
Пользователь meixon сослался на вашу запись в своей записи «О роли сознания в повседневной жизни » в контексте: [...] http://larkin-donkey.livejournal.com/169908.html#comments [...]
7-сент-2015 07:58 pm - О роли сознания в повседневной жизни
Пользователь kosh_ko сослался на вашу запись в своей записи « О роли сознания в повседневной жизни» в контексте: [...] Оригинал взят у в О роли сознания в повседневной жизни [...]
8-сент-2015 06:14 pm
первая проблема дискуссий на тему "сознание-мышление" это еще сырой универсально-понятийный аппарат (одна теория непонимает другую), отстуствие обоюдопонятной терминологии.

как по мне так внутренний диалог это попытка предания всему тому что прет из подсознания какой то рациональной законченности (формы). кристализация интуиционной взвеси в слова. это череда объяснений, ярлыков в контексте того "где" себя ощущает человек. это прорисовка "себя" в новом пространстве. листание инвентарного списка и подбор ролей подходящих ситуации.

"мышление", по сути, это компиляция исходного когда в исполняемый код, понятный операционной системе которая видоизменяется от ситуации к ситуации.

"свобода воли" старый и плохой термин. скорее надо говорить о "вероятности" воли. значение вероятности может варьироваться, но 100% гарантии что все пойдет "как планировал" никогда нет.

//занималось охотой и собирательством
это очевидно. род деятельности сформировал мыслительный аппарат (операционную систему). у охотников (кочевников) она совсем "по другому" работает чем у пахарей (живущих оседло).

p.s.
я полистал работы этого парня (автора "теории пассивого фрэйма") он спец по когнитивной психологии что собственно и объясняет его теорию и материал который он пытается оформить в ее рамках.
8-сент-2015 07:59 pm
ага, тут действительно пока ещё общая проблема в слабо проработанном языке (понятийном аппарате) для подобных теорий.

насчёт внутреннего диалога - пожалуй.. хотя, кроме рационализации подсознания, по моему, он играет ещё важную роль в удерживании/стабилизации определённых эмоциональных состояний (чаще негативных), с залипающими на них фрагментами "я" нашей психики.. соответственно, прекращение подобного диалога = невыражение отрицательных эмоций = интеграция сознания за счёт ослабления его фрагментации.

> "свобода воли" старый и плохой термин. скорее надо говорить о "вероятности" воли...

ну да, говорить о "свободе воли" в отсутствие единой воли - довольно бессмысленно.
"вероятность" воли тут звучит правильнее - как суперпозиция желаний многих "я"...

//занималось охотой и собирательством
> ... род деятельности сформировал мыслительный аппарат (операционную систему). у охотников (кочевников) она совсем "по другому" работает чем у пахарей (живущих оседло).


точно. видимо, каждая модель жизни выделяет из бесконечного многообразия реального мира какие-то свои сущностные связи, по которым строится восприятие и сознание.
9-янв-2016 07:54 pm
интересные темы у вас поднимаются. Правда язык этих тем довольно труден для восприятия без базовой подготовки. Так что возможно буду комментировать невпоад или слишком по наивному )
Что касаемо конкретной темы, то стоит видимо отделять сознание людей, как некого общества и сознание индивидуального отдельного человека. Ведь родись и вырасти отдельный человек вне человеческого общества, у него не будет и человеческого сознания.
10-янв-2016 09:40 am
взаимно, и буду рад, если какие-то темы покажутся интересными..

а разные слои сознания действительно непросто разделить. Человек - существо социальное, и формируемое средой человеческого общества его личностное сознание - вещь довольно случайная и легко изменяемая.. Но в индивидуальном сознании, напрямую не связанном с влиянием социума, тоже не просто выделить то, что относится к нам самим, от связей, сформированных наследственной генетической памятью (материальная часть сущности), также принадлежащих человеческому обществу на некой другой шкале..
page loaded at: 23:59 GMT