из книги "Утраченное Христианство", Дж. Нидлмана:
~ • ~ • ~

"...Но, продолжив чтение, я вдруг осознал, что здесь затрагивается нечто совершенно иное, касающееся взглядов отца Сильвана на взаимоотношения между идеями и практикой.
На протяжении всего манускрипта он постоянно предупреждает об опасности слепой веры, слепой практики, не имеющей определённого уровня интеллектуального понимания. "От интеллекта нельзя отказаться, оставить без надзора", — пишет он — "до тех пор, пока он сам не поймёт, почему он должен быть отставлен и сможет сам теоретически с этим согласиться. А для этого, сначала в уме должно быть развито определённое отношение к необходимым идеям — посредством чистого восприятия, на протяжении длительного времени... Тогда и только тогда станет возможно приступить к следующей стадии практики. Но сначала эго должно сделаться заинтересованным в своём собственном "уничтожении"... Не обладая должным интересом и правильным отношением, человек никогда не сможет вынести эмоциональное напряжение, вызываемое смещением внутренних пластов его природы и необходимое для установления правильных взаимоотношений между эго и волей. Вместо этого, он будет отступать в бесконечном повторении былых усилий, попадая в ловушку воображения или даже скатываясь к насилию разного рода. В любом случае, дальнейший прогресс будет остановлен."
~ from: Needleman, Jacob. "Lost Christiantiy" (2003).
Но речь как раз о постепенном росте понимания в балансе между знанием и бытием. Иначе человек не будет способен выдержать тяжести создаваемого работой страдания -- состояния, которое христианские мистики называли "чёрной ночью души" -- раскаяния, чувства вины, отчаяния от неспособности что-то изменить в себе... Без правильного понимания, человек будет скатываться или к глупому самобичеванию, или насилию, или будет пытаться пройти эту стадию по касательной, в поисках убежища..
1. Есть "эгоизм", укоренённый во всех смертных, как "последствия внедрения одного малоизвестного органа". И против этого эгоизма метод возможен лишь один (со слов Гурджиева): единственной надеждой спасения человечества было бы внедрение органа, сходного с Кундабуфером, который заставил бы людей осознавать близость собственной смерти,также как смертности всех его окружающих -- это единственное средство разрушения человеческого "эгоизма", являющегося источником их ненависти к другим существам и главной причиной всех "ненормальностей этой планеты".
2. И есть то качество, которое Г. определял как "подлинный эгоизм", который необходим для того, чтобы я в последствии мог стать "настоящим альтруистом", а не нынешней слабой, сентиментальной его пародией. И такой "эгоист", если он достаточно разумен и объективен, будет понимать, что его собственное благополучие, в конечном счёте, зависит от благополучия, баланса и гармонии во всём его окружении.
Пробудившиеся (условный термин) проходят вышеупомянутое в разной степени потрясения. Некоторое моменты, как представляется, могут быть преодолены только в процессе драмы. Сейчас снова в острой форме проживаю подобный этап и прикольность в том, что умом всё почти понимаю, но...
Если подумать, то само стремление "быть эгоистом" -- качество, почитаемое и оправдываемое (тайно, либо явно) многими из тех, кто довольно презрительно смотрит на так называемые религиозные или "спиритуальные", альтруистически-благотворительные, etc типы... Это как бы признаваемое неотъемлемое "право" нашего времени... быть "свободной" личностью... делать то, что я хочу... Что можно воспринимать как в негативном, так и в позитивном ключе (например, в гурджиевском: "свобода есть ответственность").
?? Главным отличием от животных в этом контексте можно как раз назвать осознавание человеком своей смертности. Т.е., наш природный эгоизм как бы уже в курсе...
> то мы по естественной потребности самосохранения начинаем искать выход...
А почему мы до этого его не искали, раз природный эгоизм в курсе?
По моему, тут наш эгоизм вполне на коне и весьма активно ищет...
Трансгуманисты вон уже вовсю заявляют, что мы стоим на пороге достижения практического бессмертия. И главный вопрос для них, успеем ли "мы", наше поколение, его достичь. Гурджиев в этом контексте явно "не в формате" со своими методами и идеями..