?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Во благо всего человечества... 
20-май-2015 11:03 am
~ • ~ • ~
"Гурджиев велел нам всякий раз, приступая к новому упражнению, давать следующий обет — "это упражнение будет мною использоваться не для себя, но во благо всего человечества". Это посвящение, 'добро-желание-для-всех', такое трогательное в своём намерении, произвело на меня потрясающий эффект. Впервые в жизни я чувствовала себя по-настоящему делающей что-то для всего человечества, прикладывая усилия, чтобы сделать вверенную мне одну из его молекул совершеннее. Сам смысл этой Работы, изначально представлявшейся мне излишне поглощенной собой, эгоцентричной, вдруг распустился, подобно дереву жизни, охватывающему мириадами своих ветвлений всю человеческую семью. Подразумеваемое значение этого ошеломляло. Одними своими усилиями для Бытия, пусть лишь на волосок, но я могла помочь спящему человечеству приблизиться к Богу. Я верила в это. Всякий раз, произнося этот обет перед началом упражнения, я верила, что делая что-то для собственного внутреннего мира, я буду делать это и для 'всего человечества'. Это было моим первым переживанием Мистического Тела Христа, о котором мне тогда не было известно ничего, но с понятием которого я встретилась много лет спустя, как с чем-то уже давно знакомым, хоть и вечно скрытым своим покровом безмерной тайны".

~ из книги: Kathryn Hulme, "Undiscovered Country", ch. 7.

[ перевод: larkin_donkey ]
Комментарии: 
20-май-2015 08:22 am
О! Как раз вчера начал перечитывать Ваш перевод книги Kathryn Hulme "По ту сторону поведения" )))
20-май-2015 08:27 am
Отлично, Игорь, я тоже кстати всё собираюсь её перечитать ))
20-май-2015 03:39 pm
А где он опубликован?
20-май-2015 04:15 pm
Здесь же в журнале, посмотрел сейчас - как раз начал ровно 2 года назад.)
Они довольно большие по объему, но я их разбивал по темам, начало с оглавлением здесь:

Кэтрин Халми, "Беседы с Гурджиевым -- По ту сторону поведения".
http://larkin-donkey.livejournal.com/104090.html
20-май-2015 03:39 pm
Замечательно!
22-май-2015 03:58 am
Чисто ваджраянский подход. :-)
22-май-2015 12:17 pm
Ага, точнее даже, подход, утвержденный канонами всего современного буддизма. Из школ с классической мотивацией "пробуждения ради личного спасения", наверное, сейчас только Тхеравада осталась..
22-май-2015 12:21 pm
Не соглашусь. В чань и дзен, насколько я знаю, вопрос подобным образом тоже не ставится. Да, там есть представление о единстве жизни, но вот посвящение заслуг... это фишка сугубо ваджраянская. По крайне мере в буддизме. Откуда она перекочевала в Православие - отдельная интересная тема. :-)
22-май-2015 03:56 pm
Почему? Это фишка вроде изначально махаянская, включая чань-дзен, хотя может в ваджраяне это как-то по особому акцентируется:

"Махаяна — Большая колесница буддийского пути, где буддисты решают достичь Пробуждения во благо всех живых существ (бодхичитта)."

> Откуда она перекочевала в Православие - отдельная интересная тема...

Возможно, как раз в буддизм (в толковании махаяны) она перекочевала уже позже из христианства. )
По крайней мере, по канону, деятельное желание блага ближнему ("возлюби ближнего своего") является одной из основных его заповедей.

В изначальном буддизме, если взять, скажем, Палийский Канон, нет даже намека на это (что надо стремиться стать бодхисаттвой во благо всех, вернуться в сансару, etc)... Наоборот, там очень настойчиво и многократно повторяется, что цель - освобождение и никакой другой цели быть не может ("Я учу только одному: вот страдание, вот освобождение, вот путь.")
22-май-2015 05:37 pm
Не-не-не. Бодхичитта - это Бодхичитта. Она возникла как закономерный эффект понимания природы работы проективного ума. "Другой" - это то, как я его воспринимаю. Если он выглядит злым, то только потому, что зло есть во мне. Отсюда следует вывод - надо научиться жить в мире с миром.

Но посвящение заслуг - это совершенно другая фишка. В ней делается следующий шаг - раз весь мир является результатом работы проективного ума, то значит, на него можно воздействовать путем обращения к миру. Такое, своего рода, трансформация через убеждение. Это уже йогачара. И методы тут от йогачары.
22-май-2015 08:33 pm
Ну правильно, так это же и есть то, что называется "относительной бодхичиттой" или бодхичиттой намерения: "создание устремления к достижению состояния самьяксамбудды с мотивацией принести максимальную пользу всем без исключения живым существам".
22-май-2015 09:05 pm
Да, это обет бодхисатвы. Но посвящение заслуг осуществляется НЕ бодхисатвами, а обычными практикующими. Практика посвящения заслуг выходит за приделы Нёндро. Я понимаю, что на первый взгляд это близкие вещи. Но между ними есть существенное различие. Посвящение заслуг относится к категории так называемых искусных методов. Классическая Махаяна ими не занимается. Там все достаточно топорно. Другое дело йогачара.
23-май-2015 08:38 am
Ну да, не спорю. Я говорил лишь о самой идее. Понятно, что у неё есть как уровни, так и формы представления. Можно, наверное сказать, что все они в практике исходят от одной некой идеальной формы (если вспомнить Сократа с его "миром форм")

> посвящение заслуг осуществляется НЕ бодхисатвами, а обычными практикующими

Правильно, и насколько я понимаю, определение относительной бодхичитты как раз включает любую альтруистическую активность непросветленного ума.


Edited at 2015-05-23 08:52 (UTC)
23-май-2015 09:29 am
Хорошо. Тогда обобщу. Буддизм Махаяны состоит из двух ветвей: Мадхьямики и Йогачары. В первую входят Чань, Дзен и отчасти Ньингма. Во вторую входят отчасти Ньингма, и полностью остальные школы тибетского буддизма. Практика посвящения заслуг характера в основном для философии Йогачары. В школах же Мадхьямики акценты расставлены иначе. Хотя и в том и в другом случаях используется подход культивирования бодхичитты, как процесса трансформации проективного ума.
27-май-2015 04:22 am
С Днём Рождения!
Здоровья и счастья Вам!
27-май-2015 07:10 am
Спасибо за поздравление, Валерий!
page loaded at: 12:03 GMT