?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
О природе Времени. Или почему жизнь коротка? 
19-окт-2014 02:20 am
[ Хороший материал для размышления, из групповых бесед А.Р. Орейджа ]

~ • ~ • ~

Почему наша жизнь так коротка? Почему недоступна нам нормальная человеческая жизнь, продолжительность которой должна быть три или четыре столетия. Ответ на этот вопрос можно разделить на две основные составляющие:

  1. Вопрос времени.

  2. Вопрос 3х центров.

С точки зрения центров можно сказать, что мы подобны часовому механизму, заводящемуся при помощи трёх пружин. В зависимости от наследственности и окружения периода формирования, завод этот может различаться, но все три пружины изначально взводятся на продолжительность хода не менее двух или трёх столетий.

Что же нарушает работу часового механизма, заставляя пружины раскручиваться гораздо раньше отведённого срока?
Проблема в неработающем в нас должным образом "регуляторе".

Что же это за регулятор?
Таким регулятором в нас должно являться специальное усилие самоосознания.

Подобное усилие, начинающееся с ответственного возраста (17-18 лет), должно автоматически гарантировать исправный "ход" организма в течение всего отведённого для его нормальной работы времени. Гурджиев рассказывал про нескольких таких людей, которых он встречал, открывших для себя эту идею будучи ещё детьми и использовавших её во благо своего бытия.

Вопрос: Что мы называем Временем?
Ответ: Длительность раскручивания витков пружин.

Нам всем знакома разница в ходе времени когда мы спим и когда бодрствуем. И также знаем мы или можем представить себе опыт и впечатления человека, чью голову окунули и удерживают под водой.

Какими свойствами обладает Время в сновидениях?
Какова взаимосвязь между интенсивными переживаниями и отсутствием осознания движения времени?
Или наоборот, когда мы пассивно ждём чего-то и время кажется идущим очень медленно.
Интенсивный опыт укорачивает время, тогда как отсутствие опыта удлинняет его ход.
Как сказал Эйнштейн: "Чем больше происходит событий, тем меньше времени".

Предположим, что перед вашими глазами дерево, и оно предстаёт последовательно во всех своих фазах роста, как в ускоренной съёмке. Что вы будете чувствовать относительно времени?

Период вплоть до возраста ответственности обычно проходит в нас нормально, с постепенным развитием, последовательно закручивающим в нас, одну за другой, все пружины. Младенчество, детство, период полового созревания; далее зрелость (муже- или жен-ственность). Преждевременное половое созревание считается ненормальным, поскольку должны быть последовательно пройдены все серии становления. Но период зрелости сейчас обычно являет собой беспорядочные фазы, безо всякой очерёдности. Гурджиев говорит, что время для современных людей идёт нормально вплоть до возраста ответственности, а позже оно начинает "выкидывать коленца". Это происходит из-за того, что три основных центра в нас действуют не под надзором, а случайным образом, в ответ на всевозможные случайные стимулы извне. К ответственному возрасту действующий естественный регулятор удаляется из организма. С наступлением новой стадии, новый регулятор должен прикладываться уже самим индивидуумом.

Различие между спящим и бодрственным состояниями заключается в том, что в бодрствующем состоянии три наших центра являются магнетически связанными. Кроме наличия таких связей, существует ещё взаимный гипнотизм центров -- тенденция каждого из центров имитировать работу двух других. Как пример: ненужные подёргивания или нахмуривание бровей, etc во время размышлений. Такая активность моторных центров является излишней; кроме того, подобный взаимный гипнотизм приводит к большим бесполезным тратам энергии. А отсутствие такого рода гипнотизма как раз является частичным объяснением скоротечности хода времени во сне.

Вплоть до (и включая) период юности в нас происходит закручивание пружин; после чего начинается их спуск и мы действуем уже на полученном заводе. В раннем детстве магнетические связи центров ещё не сформированы, так что период бодрствования ребёнка примерно соответствует нашему спящему состоянию. По мере того, как формируется магнетическая связь центров, ребёнок начинает понемногу "пробуждаться". И тогда ему уже невозможно вести себя с той же "детской непосредственностью" -- то есть, действуя только из одного центра. Каждое его действие будет уже вовлекать в работу другие центры.

Является возможным нарушить эти связи, например, при помощи наркотиков. Но такого рода воздействия на инстинктивный центр бывают настолько вредоносны, что часто уже становится невозможным восстановление нормальной связи или сам инстинктивный центр может полностью разрушиться.
Поэтому в качестве регулятора связей предпочтительнее использовать другое средство -- психологический препарат УСИЛИЕ.

Время являет собой потенциальность опыта. Длительность времени определяется заведённой пружиной каждого центра; а Объективное Время равно числу единиц жизненного опыта, потенциально содержащихся в рассматриваемом центре. Какова вместимость его хранилища, сколько возможностей доступных впечатлений нашего опыта содержит в себе каждый центр? События этого опыта могут следовать одно за другим или с интервалами, последовательно или одновременно. А время нашей жизни будет определяться скоростью, с которой исчерпываются все эти потенциальности -- на основании собственного опыта, то есть -- субъективно.

Иногда трудная ситуация или несчастный случай заставляют нас "отматывать" за короткое время (за несколько минут или несколько дней/месяцев) буквально годы "завода" потенциального опыта. Но интенсивность переживания ещё не делает этот опыт "нашим". События этого опыта разворачиваются для нас, но происходят они обычно слишком быстро для того, чтобы мы одновременно осознавали, а следовательно извлекали пользу из них -- слишком быстро для возможности использовать.

Именно в этом смысле время является личным. Это не означает, что если бы все существа имели исправно работающий регулятор, то и время хода их часов было бы одинаковым. Просто при этом каждый мог бы извлечь для себя максимальную пользу.

Сейчас весь проживаемый нами опыт ненормален, поскольку из-за неисправного регулятора любой случай может в любой момент растратить все наши потенциальные возможности -- в двигательной активности, в чувствах, либо в мыслях. Когда же мы регулируем активность процессов, мы становимся способными выбирать, а значит можем правильно использовать Время. В выражении "у нас в запасе очень мало времени" мы подразумеваем, что очень мало потенциальных возможностей остаётся неизрасходованными.

Люди сейчас используют в качестве основной единицы измерения времени один год -- цикл обращения нашей планеты вокруг солнца. Древние народы использовали для этого более длительный период. Мы взяли год в качестве основного цикла из-за задаваемых им сезонов природы. Наш инстинктивный центр привязывается к сезонам. Но кроме его циклов, существуют также эмоциональные и интеллектуальные сезоны. Существует, к примеру, определённый эмоциональный сезон, который длится 99 лет. Период интеллектуального года же простирается на одну эру цивилизации. В какой интеллектуальный сезон я рождён? В каком эмоциональном сезоне нахожусь сейчас? Инстинктивный год существует для детей; эмоциональный -- для артистов; интеллектуальный -- для настоящих учёных. Некоторые в древние времена использовали сезоны большей для себя значимости, вместо общих внешних.

Понять Время возможно, но это знание всегда будет относительным. Время нельзя ни постичь разумом, ни почувствовать.

В различных космосах везде действует своё время. Сам элемент времени везде одинаков и определяет порядок разворачивания опыта в октавах процессов. Одинаков и характер взаимодействия их со временем, единственным различием является разная длительность. Все явления взаимосвязаны и объединены в бесчисленные октавы. И лишь Время стоит отдельно -- Уникальная Субъективность. Эта Субъективность есть потенциальность опыта.

Там, где происходит какой-то процесс, не важно какого масштаба, Время всегда будет смешивать себя с ним. Для существа, живущего в капле воды, Время "само становится микроскопическим" и даёт этим существам ту же последовательность и то же гармоническое соотношение их опыта, что и нам или существам других космосов. Все они также рождаются, растут, женятся, болеют, умирают, уничтожаются. И также у них бывают свои зима, весна, лето.

Время никогда не начинает существовать объективно и также никогда оно не может являться объектом. Оно есть Бесконечный Потенциал, Субъективность, потенциальная Цель и претворение. Время есть абсолютный потенциал всего опыта.

Ни один из нас не живёт полностью своего естественного периода существования, также как не имеет нормального переживания Времени. Причина этому в ненормальности раскручивания спиралей трёх наших главных центров, поскольку их активность не координируется единым регулятором. Из-за этого мы лишены нормального понимания Времени, какое могли бы иметь, если бы наше развитие было нормальным, а переживания не были бы быстрее, чем мы их в состоянии использовать.

[ from A.R. Orage's group talks, 21 Feb 1927 ]


Комментарии: 
20-окт-2014 07:39 am - Орейдж о природе времени
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в своей записи «Орейдж о природе времени» в контексте: [...] ным объяснением скоротечности хода времени во сне. О природе Времени. Или почему жизнь коротка? [...]
21-окт-2014 10:43 pm
Длительность времени невозможна без памяти. Память определяет прошлое. Прошлое дает осознание, что мы жили. Но все это ничего не значит, если не прорваться к вневременному. Во вневременном настоящее превращается в вечность. Вечность же не имеет начала во времени. Настоящее есть то, в чем мы существуем. Прошлое и будущее имеет в нас иллюзорное существование, да и вечно прибывающее настоящее, существует только как приходящее. Потому для человека не имеет смысла разница в годах пока он не столкнется с вечностью, он пребывает во сне бесконечности, не знает смерти. Знающий о вневременном теряет сон. Обладающий вневременным - бессмертен и только бессмертный обладает жизнью в настоящем.

Edited at 2014-10-21 22:59 (UTC)
22-окт-2014 07:00 am
> Вечность же не имеет начала во времени...

Верно, но только если брать с поправкой "не имеет начала в нашем времени".
А так, многое зависит от того, о каком времени и какой вечности идёт речь. Опыт вневременного, как чего-то строго перпендикулярного нашему времени, доступен нашему переживанию в определённых местах внешнего и внутреннего пространства -- например, в кафедральных соборах или в определённом внутреннем усилии, связанным с перемещением восприятия.

Edited at 2014-10-22 07:10 (UTC)
22-окт-2014 07:04 am
Вообще, мы сейчас понятие "вечность" воспринимаем совершенно абстрактно, также как и само ощущение времени в нас деградировало. Но раньше это восприятие было совсем другим. Скажем, христианские мистики в своём опыте выделяли целых 5 категорий длящейся вечности. И только пятую высшую категорию (Aeternitas) выделяли как абсолютно вневременную.

То же относится и к обычному времени. Скажем, понятие "момента" у нас сейчас выхолощено, воспринимается абстрактно, несмотря на все словеса о "пребывании в настоящем моменте". Раньше же этот 'момент', как понятие, являлся вполне определённым периодом, связанным с процессом распознавания хода времени, и его длятельность составляла полторы минуты. В этом смысле, можно представить себе, что такое "пребывание в текущем моменте" -- задача для нас сейчас, близкая к невозможной.
31-окт-2014 04:01 pm
время линейное перестает иметь смысл когда "ничего не происходит" (это понятие именуется вечностью). подобный опыт можно получить в медитациях. когда до определенной степени пропадает разделение на событие/явление и наблюдателя. "наблюдатель" становится пространством.

но "есть" еще "время" многопоточное. в идеале с бесконечным количеством "событийных" потоков. в нем все "происходит" одновременно. мего пространство :)впрочем это уже другая тема.. мистическая.
5-ноя-2014 11:33 am
> ...когда "ничего не происходит" (это понятие именуется вечностью)

то есть, тогда получается, вечность всегда "несобытийная"? (по крайней мере, в отсутствие сознательного наблюдателя)

не углубляясь даже в разные "мистические многопоточности", в этом смысле, очень интересно ещё различие в восприятии времени ребёнком и взрослым.

ребёнком время воспринимается как что-то близкое к вечности, на фоне множества событий, так или иначе его затрагивающих.

в восприятии взрослого всё по другому, здесь время действительно начинает "выкидывать коленца".. причём, даже отставляя в сторону медитативный опыт и обычные "коленца" одноцентровой гиперактивности, ещё одна характерная закономерность:
чем в более сознательном состоянии мы находимся (а соответственно, и в состоянии большей ответственности), тем быстрее происходят события, а время в восприятии часто буквально сжимается и рушится.
10-ноя-2014 01:29 am
//то есть, тогда получается
где то так. если событием называть изменение состояния.

//ребёнком время воспринимается как что-то близкое к вечности
а есть где то попытки это исследовать? мне кажется из своего опыта и тех ситуаций с детьми через которые проходил, у детей с абстрактными понятиями (а время из их числа) "проблемы" уменьшаются по мере взросления. обучение речи и речевому мышлению этому очень способствует. у детей время используется "очень научно", как шкала последовательности событий. а вот психологический аспект (нетерпение, результаты всяческих афектов) накладывается позже.

// а время в восприятии часто буквально сжимается и рушится.
вы имеет ввиду психологический аспект восприятия времени? если я "спокоен", то между событиями со своей "внутренней длительностью "нет дыр в восприятии времени, когда я витаю в прошлом или будущем. и мне не надо ничего сжимать или растягивать все идет последовательно и "монотонно" :)) вернее время внесобытийное выпадает из восприятия совсем. просто события "случаются". и все.

аха! собственно да. согласен про деток. и про нервных взрослых. первые живут только событийным временем,а вторые скачут между разными формами его восприятия в меру возбуждения :))
page loaded at: 00:26 GMT