?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Пространство и время в нашем восприятии 
5-сент-2014 03:35 pm
Пространство и время всегда тесно переплетены в нашем восприятии.
Но какова природа возникновения этой взаимосвязи в человеческом разуме?

Изучение её во взрослых показывает существование некого асимметричного взаимоотношения между ментальными представлениями об этих базовых измерениях нашего опыта. А именно: наши представления о времени в гораздо большей степени зависят от восприятия пространства, чем наши пространственные представления зависят от времени.

Согласно теориям метафорического умственного представления, эта асимметрия формируется за счёт определённых паттернов в метафорическом языке. Так в языках, подобных английскому, практически невозможно говорить о понятиях категории времени, не используя при этом слова, выражающие (линейные) пространственные образы: отпуск может быть длинным или коротким, встреча в запланированном расписании перенесена вперёд или назад, дедлайны могут маячить впереди или остаться позади. Когда же мы говорим о пространстве, понятия времени мы при этом используем гораздо реже. Например, мы можем сказать "я живу в нескольких минутах от станции", но можем сказать то же вне всякого времени - "в нескольких кварталах от станции".

В отличие от линейного представления времени в пространстве, характерного для английского, греческий язык использует более сложные концептуальные связи времени с пространством, не линейные, а изображающие время, как некую накапливаемую субстанцию 3х-мерного пространства. Поэтому по-гречески можно формулировать те же вопросы о времени, избегая двусмысленных слов типа 'длинный' или 'короткий'.

Прообразом такой асимметричной связи в языке является аналогичная асимметрия в период формирования речи. Обычно, дети осваивают пространственные термины гораздо раньше их временных аналогов. К примеру, используют здесь и там для определения мест пространства раньше, чем начинают использовать сейчас и тогда для указания на моменты времени. Вопрос "где?" они осваивают раньше вопроса "когда?", часто путая смысл и отвечая на вопрос "когда?" в значении "где?".

Space and Time in the Child’s Mind

Для изучения природы формирования такой взаимосвязи с развитием умственных способностей, Стэнфордский университет и университет Аристотеля в Салониках провели одновременно исследование взаимосвязи временных и пространственных стимулов среди групп детей в возрасте 4-6 и 9-10 лет. Участники эксперимента видели перед собой пару мультяшных улиток, следовавших параллельным курсом, и должны были оценить, какая из улиток прошла больший путь (относительное расстояние) или какая из них путешествовала дольше (относительная длительность).

Когда их просили оценить расстояние, ни у кого из детей не возникало проблем, чтобы игнорировать время. Но когда их просили оценить время, они были не способны игнорировать пространственную составляющую события. Прошедшие большее расстояние улитки ошибочно воспринимались, как двигавшиеся более длительное время. Дети использовали физическое расстояние для измерения хода времени.

Все результаты показали устойчивую асимметрию в восприятии различных измерений. Для одного и того же стимула, пространственная информация влияет на оценку времени гораздо сильнее, чем временная информация на пространственную оценку. Причём, паттерн такого восприятия был устойчивым и независимым от всех вариаций в возрасте участников, также как различных типов лингвистической структуры вопросов и получаемых ответов. Полученные данные демонстрируют также связность, с общим пространственно-временным восприятием у детей и взрослых.

[ по материалам журнала "Cognitive Science",
"Space and Time in the Child’s Mind: Evidence for a Cross-Dimensional Asymmetry"
source: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1551-6709.2010.01094.x/full ]
Комментарии: 
5-сент-2014 12:31 pm - Пространство и время в нашем восприятии
Пользователь inthebalanceru сослался на вашу запись в своей записи « Пространство и время в нашем восприятии» в контексте: [...] гического кольца "СВЯЗЬ" Оригинал взят у в Пространство и время в нашем восприятии [...]
5-сент-2014 02:18 pm
//Согласно теориям метафорического умственного представления,
каким например? у социологов я парочку находил. зиммель например, среди французов есть еще пaра имен.

//Когда же мы говорим о пространстве, понятия времени мы при этом используем гораздо реже.
зависит от контекста. если пространство это "карта" то время выходит на первый план у меня. например "мне надо оказаться в определенном месте" и я говорю "когда" я там "буду".

//раньше вопроса "когда?"
со своим сыном решал эту проблему часами на руке :)

//Дети использовали физическое
как мне кажется, тут скорее проблемы с абстрактным мышлением в этом возрасте. время это абстракция (особенно без часов), поэтому детям с ним сложнее.
5-сент-2014 03:01 pm
//Согласно теориям метафорического умственного представления,
/ каким например? у социологов я парочку находил. зиммель например, среди французов есть еще пaра имен.

ну, они там по тексту на многие источники ссылаются (библиография в конце). конкретно по асимметрии восприятия:

According to theories of metaphorical mental representation, representations of time and quantity depend asymmetrically on representations of space. (e.g., Lakoff & Johnson, 1999, "Philosophy in the fiesh: The embodied mind and its challenge to western thought.")

//Когда же мы говорим о пространстве, понятия времени мы при этом используем гораздо реже.
/ зависит от контекста. если пространство это "карта" то время выходит на первый план у меня. например "мне надо оказаться в определенном месте" и я говорю "когда" я там "буду".

кстати, да. многое зависит от внутреннего приоритета в восприятии..
в этом смысле, почему-то вспомнилась)) идея деления людей на 2 расы - "каинов и авелей", "кочевников и земледельцев", про которую вы говорили недавно. как раз в тему: номадизм, как стремление поставить пространство выше времени, и наоборот...

//раньше вопроса "когда?"
/ со своим сыном решал эту проблему часами на руке :)

//Дети использовали физическое
/ как мне кажется, тут скорее проблемы с абстрактным мышлением в этом возрасте. время это абстракция (особенно без часов), поэтому детям с ним сложнее.

возможно, с абстрактным мышлением.. а может просто из-за недостаточного материала личного опыта -- типа аккумуляции причинно-следственных связей, постепенно формирующих некое внутреннее измерение/восприятие времени..
5-сент-2014 03:54 pm
//кстати, да. многое зависит от внутреннего приоритета в восприятии..
ключевое слово "дуальность" мышления. время существует когда есть субьект и обьект (цель, например). есть отправная точка и "граница". поэтому всегда в такой модальности мышления встает вопрос "а что за грнаицей?". и дуальное мышление пасует. вынуждено, как иуда, вечно страдать и скитаться в поисках границы.

//а может просто из-за недостаточного материала личного опыта
это кстати и есть основная причина того что абстрактное мышление как правило "появляется" к 11-14 годам. социальные роли его бысто создают. его можно "прокачать" у детей, например навыками программирования (есть компьютерные игрушки (http://creator-al.livejournal.com/531884.html) цель которых создать сценарии персонажу, которые должны в "будущем" привести его к какойто цели).

//Дети использовали физическое расстояние для измерения хода времени.
кстати еще, так на вскид, вспомнилось на тему. у нас в школе довольно плохо преподавали математику и физику. такие понятия как изменение величины, скорость изменения величины и тп лежали только лишь в поле алгебры. вся красота, а самое главное простота и изящность физики, химии из-за этого теряется. эти науки превращаются в каких то непробиваемых по сложности монстров.
5-сент-2014 06:55 pm
эт да. и видимо, какое понимание - такое и преподавание. всё вроде на месте, но не хватает какого-то важного элемента, чтобы картинка ожила..
page loaded at: 16:46 GMT