?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Активное мышление 
10-авг-2014 12:47 am
[ попытка некой систематизации... ]

Что такое подлинное, активное мышление?
Каковы его признаки, качества, отличия от обычного реактивного мышления?

Наше мышление больше напоминает клоуна с попугаем на плече, достающим из коробки карточки случайных ассоциаций. То, что мы обычно называем "мышлением" -- лишь внешняя бесполезная мозговая активность -- бесконечные бездумные думы. Более глубокое мышление нам даётся с большим трудом, наш ум активно сопротивляется такому погружению, предпочитая привычные пространства кристаллизованных форм и реакций. Мы можем начать намеренно думать над серьёзным вопросом, но как только вопрос сформулирован, мысль обычно тут же теряет силу и рассеивается. Причём, источник такой лени и немощи находится не в теле, а в самом уме. Направленному активному мышлению наш ум предпочитает витание в праздных фантазиях.

Для непосредственного наблюдения за активностью ума необходимо присутствие освобождённого внимания, плюс, занятие позиции беспристрастного наблюдателя ("что думает во мне?", вместо "я думаю"... мысли приходят и уходят, но я стою в стороне от них, отделённый).

Характерные качества мыслей, доступные наблюдению:
- мышление образами и словесное мышление;
- тяжёлые мысли и лёгкие мысли;
- длинные мысли и короткие мысли;
- общий ритм или колебания мысли;
- и т.д., и т.п.

Кроме всех подобных внешних проявлений, важнейшим внутренним фактором, определяющим качество нашего мышления, является внимание. Любое движение по шкале мышления, особенно в направлении от реактивного к активному, проще понять как раз с точки зрения связи мышления и внимания.

Когда я пытаюсь наблюдать себя, я постепенно начинаю замечать направления движения своего внимания.
Внимание подобно швейной игле, увлекающей за собой нити мыслей различной длины и толщины.
Всего существует три категории внимания:

1. В состоянии рассеянного внимания, мои мысли скачут хаотически, связываясь в короткие, прерывистые нити, влекомые случайными ассоциациями.
2. Второй возможностью является привлечение внимания стимуляцией извне, либо интересующим предметом или темой. До тех пор, пока сохраняется действие стимула или интереса, поддерживается и моё внимание.
3. И далее, моё внимание может быть намеренно направленным и намеренно удерживаемым.

В отношении мышления, важно ещё то, что даже если "нечто" контролирует моё внимание, но не направляет одновременно деятельность самого мыслительного аппарата, то этот аппарат обычно:
- либо скатывается в направлении притяжения текущего момента;
- либо, получив толчок, начинает новую цепочку ассоциаций;
- либо, что чаще всего происходит, просто следует общим повторяющимся шаблонам мыслей.

После определённой практики в самонаблюдении, эти привычные шаблонные мысли становятся достаточно хорошо узнаваемыми. Паттерны этих мыслей формируют некую, воспринимаемую в наблюдении, защитную сферу вокруг нас. Современная культура требует от нас наличия готовых ответов на всё, но наши мысли обычно не достигают действительно глубоких (вибрационно, более высоких) уровней, способных принести реальное понимание. Они не могут идти дальше (глубже, выше?) именно потому, что застревают как раз в этой области сформированных шаблонов, где мысль формулируется и обретает свой вес (авторитетность), на основе ранее усвоенных впечатлений, образов прошлого и внешних источников, типа современных вики-педий и вики-цитатников от всевозможных "гаутам эйнштейнов".

Таким образом, активное мышление -- это одновременно задание нужного направления моих мыслей и динамическое удерживание данного направления. Вектор этого направления постоянно пляшет под действием всего, притягивающего мои мысли, также как пересекающихся с этим направлением и вызывающих интерференцию случайных ассоциаций.

Это, конечно, лишь попытка общего определения. Само активное мышление может быть чем-то гораздо большим описанного. Но оно не может быть ничем меньшим. В отношении большего, например, возможно одновременное следование двум линиям мысли. Или с ростом способности к концентрации, мы можем начать видеть и размышлять о природе своих естественных наклонностей -- что уже будет сопровождаться добавлением в процесс эмоционального элемента. А это уже как бы следующий этап -- процесс взвешивания, балансировки. Размышление, возникающее в ходе этого процесса, может являться уже началом появления в нас объективного разума.

Чтобы мыслить активно и независимо, я должен на время отбросить и быть способным идти против как собственных ассоциативных идей, так и внешних популярных социологических трендов. По сути, это подобно монашескому отречению ото всего мирского. Но это необходимая стадия, если моей целью является достижение независимости в мышлении. Чтобы мыслить действительно глубоко, я должен прежде всего достичь состояния спокойствия, связанного с особым эмоциональным настроем ума, где надо скорее стремиться достичь освобождения (опустошения) ума, чем реального активного мышления. Это также необходимая промежуточная фаза, переходная область между "оно думает" и мышлением "по существу", сущности, в которой пребывает реальное знание.

Обычное холодное, рациональное, логическое мышление "от головы" являет собой лишь пример механической одно-центровой активности. В нём нет ничего истинно человеческого. По крайней мере, хороший компьютер с такой механической работой справляется сейчас уже гораздо лучше человека. В активное же мышление должны быть вовлечены все части нашей природы, чтобы постепенно согласовать и примирить острые различия противоположных импульсов нашей природы.

Активную мысль всегда должно сопровождать чувство, генерируемое во мне определённой идеей.
И первым шагом здесь является внутренняя оценка (руководствуясь показаниями магнетического центра) и определение существенных различий между идеями, с последующей расстановкой их на некой внутренней карте. Но как говорится, карта - не территория. И к реальному пониманию некоторых идей можно приблизиться только после длительной, тщательной подготовки. К примеру, одной из таких идей является видение человека, как пребывающего в состоянии психологического сна. Всем она известна, но фактически нашей личностью эта идея обычно воспринимается как некая эксцентричная, невероятная блажь. Реальное активное мышление здесь начинается только после собственных длительных усилий, дающих возможность увидеть и способных укрепить во мне желание пробудиться. И тогда это чувство будет способно оживить во мне саму идею и дать силы твёрдо держать направление.
Комментарии: 
11-авг-2014 03:26 pm
//необходимо присутствие освобождённого внимания
ключевой фактор, как мне видится.

а в идеале нужна система работы "с умом", еще лучше вместе с учителем (внешним наблюдателем, экспертом). за волосы самого себя тащить вверх сложно. вот почему я пока остановил свой выбор на буддизме :)
11-авг-2014 07:12 pm
ну да, по сути можно сказать, что всё возможное для нас определяется доступной ёмкостью освобождённого внимания и способностью его удержания.

насчёт школы - конечно, трудно рассчитывать овладеть хирургией головного мозга по самоучителям. а уж в буддизме, в этом смысле, система работы с "умом" выстроена капитально - можно доверить мозги :)
11-авг-2014 11:14 pm
мне кажется школа зависит от "предпочтений" и предпосылок. одному нужен наставник с ворохами задач и вязанкой розг, а другой лбот треснется о косяк и все сразу встанет у него на места :)
12-авг-2014 04:13 am
эт точно. хотя в любом случае, лоб всегда собственный при ударе (всякая инициация есть самоинициация).

по поводу удара почему-то вспомнился отчёт Капицы для британского чиновника по ремонту двигателя:
удар молотком - 1 фунт; точное знание, куда надо ударить - 999 фунтов :)
24-сент-2014 07:20 am
В моем сне это был Эдисон, и дело происходило в США.
24-сент-2014 08:17 am
Ну, я там не был, а историю читал лет 30 назад в сборнике "Физики шутят". Тогда её персонажем был ещё П.Л.Капица :)
24-сент-2014 08:11 pm
Качество истории определяется числом известных личностей, которым ее приписывают.) В конечном счете, проснемся - разберемся, если это для чего-то потребуется.
page loaded at: 08:14 GMT