?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Самонаблюдение 
22-апр-2014 12:35 pm
[ из книги "Реальность Бытия" ]
~ • ~ • ~

Если я хочу понять себя, прежде всего я должен обладать умом, способным к наблюдению без искажения. Это требует от меня полного внимания, которое возникает лишь при появлении реальной потребности узнать, когда ум откладывает в сторону всё для того, чтобы наблюдать. Я никогда не наблюдаю себя в действии. Никогда не вижу своего механического функционирования, а тем более не вижу своей тяги к механическому действию. Мне необходимо увидеть и осознать все окольные пути внутренней механики, препятствующие моему желанию наблюдать себя. Этот вид наблюдения есть начало самопознания.

Я желаю осознать каждую мысль и каждое чувство в себе, но внимание моё постоянно блуждает. Ни одна мысль не является законченной, ни одно чувство не получает завершения. Мои мысли скачут, мои чувства вертятся туда-сюда между случайными вещами, призываемые ими, подобно безвольным рабам. В этом непрерывном движении я не в состоянии обнаружить какое-либо глубокое значение этих мыслей или этих чувств. Мои реакции должны замедлить свой ход. Но как?

Я не могу подобное спустить просто указом сверху. Это лишь создаст конфликт и подорвёт само усилие. И всё же, когда я концентрируюсь для того, чтобы видеть, такое действие само по себе замедляет скорость этих реакций. Когда внимание не затронуто никаким словом или образом, пребывает за пределами всего известного, моё чувство замедляется. Есть краткий миг перед появлением реакции, в котором я могу разглядеть возникновение моих мыслей и чувств. Я вижу их как факты. Впервые я понимаю, что представляет собой этот "факт" — нечто, что сам я не в состоянии изменить, чего я не могу избежать, нечто что просто есть. Это правда!

Поскольку моим единственным интересом является увидеть, я не вмешиваюсь. И это постепенно открывает мне подлинное значение всех моих мыслей и чувств. Истина утверждается во мне и обретает всемогущество. В этом состоянии моё знание остановлено; есть только поиск. Как могу я познать живую вещь? Только следуя ей. Чтобы познать Себя, я должен быть с Собой. И должен ему следовать.

Гурджиев учил необходимости самонаблюдения, но эта практика, большей частью, всегда понималась неверно. Обычно, когда я пытаюсь наблюдать, существует точка, из которой производится наблюдение. Моя мысль при этом проецирует идею наблюдения, как некого наблюдателя, отдельного от наблюдаемого объекта. Но просто идея наблюдения не является собственно наблюдением. Виденье не есть идея. Это действие, акт виденья. Здесь объектом являюсь я сам, живое существо, которое должно быть узнанным для того, чтобы жить определённой жизнью. Такое наблюдение не имеет ничего общего с позицией фиксированного наблюдателя, рассматривающего некий объект. Это один цельный акт, в опыте которого нет места разделению между видящим и видимым, не существует точки, из которой это наблюдение производится. Лишь тогда может возникнуть чувство особого рода, желание знать. Это особое влечение, которое охватывает всё, что я вижу, и которому ничто не безразлично. Мне требуется видеть. Когда я начинаю видеть, я воспринимаю это с любовью. Больше не разделённый, я пребываю с ним в контакте, интенсивно, всецело. Я знаю. И моё знание является результатом этого состояния. Я пробуждаюсь к тому, что Я есть, прикасаясь к источнику подлинной любви, качеству бытия.

Истину того, что я есть, возможно увидеть лишь с помощью специальной тонкой энергии, особого рода разумности во мне, которая видит. А это требует чёткого баланса во взаимоотношении между моим обычным мышлением и этим виденьем. Одно должно быть подчинено другому, иначе я буду захвачен материалом собственных мыслей.

Внутри меня не должно быть никаких противоречий, как бы малы они ни были. Иначе я не в состоянии видеть. Противоречий, когда одна из сторон хочет знать, что я есть, но с другой стороны ей противостоит работающая лишь ради себя голова, чувствующая лишь ради себя эмоция, плюс, напряжения в теле, отсекающие меня от ощущения. Когда я вижу себя потерянным во тьме, я чувствую потребность в ясности, в видении. Я чувствую необходимость ясно видеть. Это не желание измениться, потому что вчера я чувствовал себя лучше, но чувство совершенно другого рода. Когда оно есть, мало по малу, напряжения в теле сами уходят, разум видит без искания результатов, а наше тело раскрывается для совершенно другого качества. Энергия освобождается и обнаруживается некая внутренняя реальность. Больше нет противоречия. Я вижу, лишь это . . . Я только вижу.

Наблюдение без противоречия подобно следованию быстрому течению, стремительному потоку, в опережающем предвидении осознавая мчащиеся вокруг меня воды, видя движение каждого малого гребня волны. Здесь нет уже времени на формулирование, именование или на суждение. Здесь нет больше места для раздумий. Мой разум становится тихим и чувствительным — очень живым, но спокойным. Он видит всё без искажений. Безмолвное наблюдение даёт рождение пониманию, но эту истину необходимо увидеть. Порядок рождается из понимания существующего беспорядка. Пребывание в нём, с одновременным ощущением присутствия к этому хаосу, постепенно привносит знание о другой возможности, другом порядке вещей.

~ • ~ • ~
~ Jeanne de Salzmann, "The Reality of Being".
перевод: larkin_donkey

Комментарии: 
22-апр-2014 10:19 am - комментарии Жанны Зальцман к випассане
Пользователь inthebalanceru сослался на вашу запись в записи «комментарии Жанны Зальцман к випассане» в контексте: [...] ва могло быть другое учение, другая техника. тсточник - один. Оригинал взят у в Самонаблюдение [...]
22-апр-2014 07:04 pm - ..тонкие наблюдения
Наблюдение без противоречия подобно следованию быстрому течению, стремительному потоку, в опережающем предвидении мчащихся вод, видя движение каждого малого гребня волны. Здесь нет уже времени на формулирование, именование или на суждение.

деполяризация восприятия - очень важный момент. много раз ловил себя что воспрятие идет в терминах "не то не это". тоесть стена между точкой зрения ("мной" как совокупностью абстрагированных опытов) и объектом строится уже во время "наблюдения". я как бы выписываю новый объект в терминах "не", для "ускорения" процесса.

и да, на самом деле такие итерационные броски - восприятие, сравнение, поиск места в существующей картине, перегружают внимание очень сильно и оно угасает. ум старается начать упрощать, категоризировать эти "не огрызки" первичных наблюдений и на выходе каша из абстракций.

в идеале восприятие мне видится не как активность, но как состояние. состояние тотальной открытости..
23-апр-2014 05:23 am - Re: ..тонкие наблюдения
ну да, точно. тут, при простоте общей идеи надо не забывать, что речь идёт о развитии новой 4й функции в нас, которая в обычной жизни редко может быть востребована.. а просто "поймать поток" в любом из наших центров -- задача несложная, которой народ, хоть и не всегда осознанно, но активно пользуется в жизни -- минут 15 настройки и ты "в потоке".
22-апр-2014 08:07 pm
Очень качественный перевод. Благодарствую!
23-апр-2014 05:35 am
Спасибо, Артём! Да, можно будет периодически к этой книге обращаться здесь. Она даёт замечательный материал, который довольно трудно воспринять, а в таких фрагментах его проще рассмотреть.
22-апр-2014 08:12 pm
"Наблюдать себя" - просто один из методов отключения сознания, потому как он заключается в отключении всех внешних раздражителей и сосредоточении на голосе своей души, то есть на Себе.
23-апр-2014 05:29 am
По поводу отключения почему-то сразу вспомнился действенный детский ритуал пионерских галстуков, с вырубанием сознания наложением галстука на сонную артерию.. )

Но гурджиевские техники предполагают всё-таки более взрослый подход, с несколько другой задачей -- не отключения, а превращения сталкивающейся активной силы в пассивную, с превращением активного Do нисходящей октавы творения в пассивное Do восходящей октавы развития.
23-апр-2014 12:18 pm
Хотите сложнее - пусть будет сложнее :)
23-апр-2014 12:57 pm
Конечно, хочется всегда, как проще =) Но, как говорят:

"The plain and simple truth is rarely plain and never simple."
Oscar Wilde
24-май-2014 07:13 am
Я заметил, что когда вспоминаю себя, в Личности сразу отзываются согласные с этим "я" и происходит некоторая реакция: двигательный центр перестает кусать губы или барабанить пальцами, попавшие в луч внимания мышцы расслабляются, осанка выравнивается; мыслительный центр начинает сразу же анализировать происходящее; эмоциональный центр генерирует гордость за себя. Эти реакции Личности на вспоминание себя мешают и часто мгновенно прерывают вспоминание себя. Когда удается не поветись на них и продолжать помнить себя - появляется четкое ощущение, как будто я наездник на бешеной лошади, которая пытается сбросить меня с себя. Как следует правильно относиться к этим реакциям и как правильно с ними работать, чтобы продлить вспоминание себя?
26-май-2014 09:38 pm
Ну да, сравнение с наездником на бешеной лошади хорошее. А сами реакции, вообщем, нормальные и относиться к ним надо спокойно. Пытаясь анализировать, etc, мы перемещаемся в один из центров, который тут же начинает нас уводить по цепочке ассоциаций в сторону. Мы можем или окончательно там потеряться, или вовремя заметить, мягко отстраниться и вернуть центр тяжести восприятия на место. Самовоспоминание - это фактически только одна часть целого процесса. Две других - самонаблюдение и ощущение себя. Обычно они рассматриваются по отдельности, поскольку в практическом плане в нас в начале недостаточно энергии внимания для их комбинирования. Но только объединяя их вместе, мы можем достичь переживания присутствия себя как целого.
27-май-2014 05:18 am
спасибо

1) описанные реакции - это ведь реакции Личности на самовспоминание, верно? то есть какие-то "я" в Личности считают, что тело должно быть всегда расслаблено, поэтому когда происходит сигнал, на который они активируются (самовспоминание, в данном случае), то они делают свое дело. но как это так - ведь в этот момент я вспомнил себя, а Личность все еще продолжает реагировать на внешние воздействия, как и раньше, пока я спал. или же у Меня просто пока нету достаточно силы, чтобы остановить Личность в тот момент, когда Я просыпаюсь?

2) а в чем разница между самовспоминанием, самонаблюдением и ощущением себя?
29-май-2014 09:40 am
По поводу "2)" - это три импульса разной природы, связанные с фундаментальными элементами в нас и транслируемые тремя основными центрами. Обычно между ними мало или нет никакой взаимосвязи. В человеке #4 они постепенно начинают взаимодействовать друг с другом и работать в унисон, формируя целостное восприятие. Соответственно, не во всех в реакциях "1)" надо искать след Личности. Это может быть и реакцией тела на ощущение некого авторитетного для него присутствия -- не воспринимаемого личностью мягкого голоса, как бы говорящего телу: "не двигайся, успокойся". Этим может быть вызвана реакция расслабления. Форматорный центр личности начинает нервничать и пытаться перехватить инициативу, но он не является авторитетным источником для остальных, поэтому его ассоциациям и аналитическим попыткам не стоит уделять особого внимания, а также мягко отстранять их как бы в фоновую область, где они теряют своё значение.
29-май-2014 01:29 pm
спасибо. добьем вопросы:
1) если в момент самовспоминания Я наблюдаю, что в центрах что-то происходит (тело расслабляется или возникает какая-то эмоция или мысль) то что Мне с этим делать? понятно, что если эта реакция мешает дальнейшему осознаванию Себя, то имеет смысл ее остановить (например, если мыслительный центр начинает что-то говорить, то его надо остановить, иначе Я опять усну). но если эта реакция ничем не мешает дальнейшему вспоминанию себя, то нее надо просто наблюдать дальше, позволяя ей быть?

2) можно, пожалуйста, рассказать подробнее об этих трех импульсах?
30-май-2014 09:47 pm
Эти импульсы соответствуют фундаментальным силам, данным нам как 3х-мозгным существам. Они имеют разное проявление в разных частях центров, в высших и низших функциях, но не суть важно. Важно, что для того, чтобы Быть и помнить себя, мы должны объединить эти три силы в совместной работе в заданном направлении, а не их нынешней работе подобно персонажам из сказки о лебеде, раке и щуке. В практическом смысле, в отношении задачи помнить себя, каждая из них должна вносить свой вклад в поддержании активного внимания, формировании "заякоривания", чтобы будить остальных, когда они забывают о задаче. И именно в этом смысле надо рассматривать всё то, "что происходит в центрах". Если это помогает общему поддержанию ощущения Присутствия, то его можно считать полезным. Если работает только на себя - нет.
31-май-2014 09:54 am
но чтобы объединить их, мне нужно увидеть их. пока что я вижу, что есть некоторый импульс вспомнить себя (возможно, это самовспоминание?), затем есть возможность разделить внимание и видеть одновременно внешний мир и центры (возможно, это самонаблюдение?). самоощущение, возможно, это осознавание своего тела, присутствие в своем теле и ощущение, как работа мыслительного и эмоционального центров проявляются в нем?
4-июн-2014 09:20 pm
"некоторый импульс вспомнить себя" не является реальным самовоспоминанием. Более того, он часто может иметь не внутреннюю, а внешнюю природу, как отражение стремления нашего ума. Такое направление импульса, как и само стремление, нормально и естественно для нашего ума, но самовоспоминание не достигается одной мыслью - в ней для этого недостаточно энергии внимания. А наши чувства и тело, наоборот, обычно не заинтересованы во вспоминании себя, этот интерес в них надо ещё пробуждать. И скажем, сознательная практика поддержания органического ощущения тела во время повседневных занятий именно на это направлена -- сформировать привычку удерживать некую часть энергии, позволяющую помнить себя и сохранять определённую независимость во взаимодействии с другими.
page loaded at: 05:43 GMT