?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
апокалипсушки 
24-май-2008 01:05 am
"Без растительных пород Исчезает кислород.
А без оного без газу Задыхается народ.
...По колхозам недород!"
Иваси

[В тему заметки vlapandr "О конце света".]

В ожидании близкого конца света, человечество живёт уже тысячи лет.
Разница только в том, что раньше оно ждало абстрактный, не зависящий от него конец света, как кару за грехи.
Теперь же он нам роднее и ближе, потому что мы и сами считаем себя кузнецами собственного армагеддона.

В этом смысле, идея конца света в умах людей обрела сейчас конкретные материальные формы. И, конечно, она влияет на их социальное поведение. Одни, надеясь спастись, строят/прячутся в подземные бункеры и подводные лодки/ковчеги. Другие стремятся закрыть на всё глаза, в борьбе за свой кусок пирога. Третьи беспощадно спасают мир, неся в него, огнём и мечом, свет демократии и гринписа.

Возможно, правы знаки и пророки, говорящие о грядущем конце света, и мы должны стремиться представлять собой высшее на Земле, как некий магический рычаг, способный качнуть накренившийся маятник в другую сторону. Но в поисках подобного чудесного рычага существует тонкая невидимая линия между подлинной магией и обычной психипатией. И как первое эмпирическое правило -- те, кто твердит о наступающем "конце света" (где спасутся только принадлежащие избранному кругу, правильно чистящие зубы, etc) -- сразу переходят эту невидимую линию.

Чувство собственной важности превращает любую магию либо в безумие, либо в некую гринписовскую сентиментальность, рисующую образ милой беззащитной Матери-Природы, которой противостоит Большой Нехороший Гомосапиенс.

Но можно также предположить, что и сама Великая Природа далеко не так глупа и беззащитна, и отводит нынешнему человечеству гораздо более скромную роль, чем оно о себе думает:

1. Говоря о нашем влиянии на природу её загрязнением, выбросами и т.д., мы сильно преувеличиваем своё значение.
Извержения 2-3 вулканов средней величины перекрывают все выбросы в атмосферу, производимые человечеством.
Да, мы наблюдаем сейчас глобальное потепление, приведшее к повышению средней температуры за несколько десятилетий на 0,6 градуса.
Но, к примеру, извержение всего одного вулкана Кракатау в 1883 году привело к падению средней температуры атмосферы в 2 раза сильнее - 1,2 градуса на *пять лет*. И это далеко не самое мощное извержение в истории.

2. Мы полагаем, со своей атропоцентрической позиции, что исчезновение человечества - это "плохо". Но Великая Природа может иметь свой противоположный взгляд на этот счёт. Она нуждается только в полезных (для себя) организмах, выполняющих (правильно) отведённые для них функции - процессы обмена и взаимоподдержания форм существ и субстанций, должный уровень вибраций и пр. И закон тут прост:

Низкая эффективность = истребление.

Причём, если взглянуть на известную нам историю на протяжении сотен миллионов лет -- саму Великую Природу, похоже, не сильно волнует вопрос, насколько много особей погибнет с течением Времени - безжалостного Геропаса. Например, в разные эпохи, только в результате столкновений с астероидами, уничтожалась весьма значительная часть всех видов, живущих на Земле:

- Ордовикский период (440 миллионов лет назад) - 66% видов
- Девонский (360 млн.лет) - 30%
- Пермский (250 млн.лет) - 90%
- Триасский (220 млн.лет) - 50%
- Палеоцен (65 млн.лет) - 50%

Так что, лучше выкинуть из головы всякую пропагандируемую нынче сентиментальную чушь. В любой момент может случиться Большой БАХ!! И тогда пиши-прощай, неудачник... Об этом надо всегда помнить, но это также говорит и о следующем:

В борьбе с загрязнением внешнего мира, не будет ли иногда полезнее потратить доступную мне энергию на то, чтобы почистить свой собственный внутренний мир, и оставить мёртвым хоронить своих мертвецов?
Комментарии: 
24-май-2008 10:37 am
Спасибо, что поддержали разговор, Андрей.
Да, это в тему, но надеюсь, не в качестве полемики. Ибо...

Вот, что пишете Вы: Мы полагаем, со своей атропоцентрической позиции, что исчезновение человечества - это "плохо". Но Великая Природа может иметь свой противоположный взгляд на этот счёт.

А вот мои слова: "Всё имеет начало и конец. Молодым людям свойственно верить в душе в собственное бессмертие, но людям опытным, знающим, что не только молодость, но и жизнь на удивление коротка, понятно, что нет ничего противоестественного и в коллапсе Вселенной".

Смысл тот же. В отношении к конечности мира мы с Вами сходимся, поэтому хотелось бы подчеркнуть: я хорошо понимаю, что здесь Вы спорите не со мной. Так же, как и далее:

Вполне возможно... И мы должны стремиться представлять собой высшее на Земле, как некий магический рычаг, способный качнуть накренившийся маятник в другую сторону.

Исходя из предшествующего, ясно, что и это комментарий не к моему тексту. Вот, что я пишу в комментариях Патрисии: "Я говорю: расслабьтесь, не спешите, не волнуйтесь. Жизнь представляется мне печальным, торжественным и мудрым танцем ночного мотылька... но кто знает, может быть, и существует способ изменить наше сознание и выйти отсюда живыми?)"

Последние слова - ответ на строчку Джима Моррисона "No one here gets out alive (Никто не выйдет отсюда живым)"

А вот, что в основном тексте: "...сознание конечности бытия наполняет последнее поэзией, заставляя мир звучать подобно щемяще пронзительной и в то же время упоительно торжественной симфонии, и стоит жить только ради того, чтобы услышать её..."

Потому и песня в конце: "Это конец света, каким мы его знаем, а я прекрасно себя чувствую".

Тем не менее, сходимся мы с Вами не во всём. Вы, вольно или невольно, обходите вопрос явно опережающего научно-техническую мысль истощения природных ресурсов, а главное, тему коллапса Солнечной системы (не важно, скоро или не скоро - речь о том, что она не вечна, что не может не влиять на философию жизни) ограничиваясь сравнительно безобидной темой загрязнения окружающей среды и спорным вопросом о глобальном потеплении. Поскольку Вы связали свой текст с моим, происходит подмена тезиса моего сообщения. Хочется верить, бессознательная.

Кроме того, Вы видите проблему в одном, а я в другом.

Вот Ваш текст: мы и сами считаем себя кузнецами собственного армагеддона. В этом смысле, идея конца света в умах людей обрела сейчас конкретные материальные формы. И, конечно, она влияет на их социальное поведение.

Насколько я понимаю, у Вас, сомневающегося в том, что человеческий род не вечен, на социальное поведение людей влияет то, что они сами вбили себе в голову. Внимание Вы обращаете на следующее: Одни, надеясь спастись, строят/прячутся в подземные бункеры и подводные лодки/ковчеги. Другие стремятся закрыть на всё глаза, в борьбе за свой кусок пирога. Третьи беспощадно спасают мир, неся в него, огнём и мечом, свет демократии и гринписа.

Для меня же главное - не грядущий вот-вот Армагеддон - спасайся кто может! - а сама конечность мира. И речь идёт о неосознанной реакции на изменения внешней среды. Иными словами, человек знает о том, что мир не вечен, но не отдаёт себе в этом отчёта на уровне рационального мышления. Отсюда немотивированная агрессия (обращённая как вовне, так и на себя) и гипертрофированное стремление к материальному благополучию, по сути представляюшее собой судорожную попытку купить себе бессмертие: "Знаки эсхатона щедро рассыпаны вокруг нас, однако слишком многие, не осознавая, что угроза исходит из будущего, отвечают на неё агрессией против окружающих, саморазрушением или бессмысленным накопительством..."

А потому моя цель - напомнить о необходимости мужественного отношения к неизбежному концу, адекватного целеполагания и достойного отношения друг к другу. И тема - не наступающий конец света, а необходимость адекватного целеполагания и социального поведения в контексте конечности человеческой цивилизации.

А если уж говорит о магии или какой-то иной возможности "выйти отсюда живым", то разве что в нижеследующем контексте: http://vlapandr.livejournal.com/5310.html
24-май-2008 10:14 pm
Да, Владимир, конечно, я писал это не в качестве полемики, а просто как взгляд на проблемы эсхатологии в умах людей чуть под другим углом.

Вообщем, действительно, наши позиции, хоть и сходны, скажем, в смысле осознаваемой конечности мира, но как раз различны по отношению к реальному влиянию подобных эсхатологических знаков на людей.

На мой взгляд, реакция людей на эти знаки, даже явная -- совершенно поверхностна, и отражается в них причудливым образом, никак не связанным с реальным значением знаков, как проекция заглушаемого страха собственного небытия. Случайно всплывает некий "жгучий вопрос дня", не обязательно эсхатологический, но внушающий общий психоз. И то же глобальное потепление - как раз сейчас такой "жгучий" вопрос, а истощение природных ресурсов - нет - хотя это и, возможно, более актуально.

Также и тема коллапса Солнечной системы. Являясь простой научной гипотезой, она может и не иметь никакого отношения к реальности. Но даже если Солнечную систему действительно ожидает коллапс через 7 миллиардов лет, имеет ли это какое-то отношение к нам лично и к человечеству в целом? Хотя это вполне может являться эсхатологическим знаком при должной фантазии и склонности к абстрактным экстраполяциям. В этой связи можно также вспомнить концепцию термодинамики о неизбежности тепловой смерти Вселенной -- ещё один выдуманный ложный знак, тем не менее, вселявший эсхатологический ужас бессмысленности существования и доводивший людей до самоубийства.

Так что, это не сами знаки конечности мира влияют на людей, а мы сами непроизвольно выбираем их для себя, складывая их таким образом, что они образуют ширму (или кривое зеркало, заставляющее видеть реальность шиворот-навыворот), так, чтобы был менее заметен другой знак, самый нестерпимый для нас.

25-май-2008 01:44 pm
На мой взгляд, реакция людей на эти знаки, даже явная - совершенно поверхностна, и отражается в них причудливым образом, никак не связанным с реальным значением знаков, как проекция заглушаемого страха собственного небытия.

Но страх небытия был всегда, а борьба за выживание - подчёркиваю, неосознанная, под лозунгом успеха и процветания, становится жизненным приоритетом, заставляя людей забывать об элементарных нравственнных ценностях, не говоря уже о духовных.

Также и тема коллапса Солнечной системы. Являясь простой научной гипотезой, она может и не иметь никакого отношения к реальности.

Иначе говоря, Вы допускаете, что и такие изученные явления как рождение и смерть звёзд не имеют универсального характера и некоторым из светил уготована вечность? Вы допускаете, что наше Солнце - по сути дела, perpetuum mobile и термоядерные реакции в его недрах никогда не прекратятся? За счёт чего?

Но даже если Солнечную систему действительно ожидает коллапс через 7 миллиардов лет, имеет ли это какое-то отношение к нам лично и к человечеству в целом?

Но Вы же сами написали по поводу ещё более отдалённой по времени тепловой смерти Вселенной, что гипотеза эта вселяла "эсхатологический ужас бессмысленности существования" и доводила людей до самоубийства.
25-май-2008 10:22 pm
>Но страх небытия был всегда, а борьба за выживание - подчёркиваю, неосознанная, под лозунгом успеха и процветания, становится жизненным приоритетом, заставляя людей забывать об элементарных нравственнных ценностях, не говоря уже о духовных.

Конечно. Но это, скорее, происходит не из-за изменений внешней среды, а как следствие коллапса внутреннего мира современного человека. И внешние знаки лишь дополняют эту картину. Если раньше религии традиционного общества давали человеку утешение, в виде той или иной проекции идеи бессмертия, то сейчас мир схлопывается для него. И неосознанной мотивацией всей нашей активности становится попытка компенсировать этот процесс или, как Вы хорошо сказали, "купить бессмертие". Причём, это уже и не метафора. Бессмертие сейчас - реальный товар. Скажем, за 100-150 тысяч баксов можно обрести бессмертие методом криоконсервации.

И дело тут уже осталось за малым - "заморозить" ещё и мир. Чтобы и через миллион, и через миллиард лет всё сохранить в том виде, в котором желает клиент. Иначе все усилия напрасны...

>Иначе говоря, Вы допускаете, что и такие изученные явления как рождение и смерть звёзд не имеют универсального характера и некоторым из светил уготована вечность? Вы допускаете, что наше Солнце - по сути дела, perpetuum mobile и термоядерные реакции в его недрах никогда не прекратятся? За счёт чего?

Ну, у меня, собственно, нет оснований не доверять астрономии как эмпирической науке. Хотя используемые в ней модели и выводы наблюдений через 10-100 лет могут поменяться на диаметрально противоположные, с новыми открытиями (что уже неоднократно происходило). В частности, нет 100% оснований утверждать, что "работа" нашего светила обеспечивается за счёт термоядерного синтеза (с постепенным выгоранием топлива).

Но я и не считаю, вслед за современной наукой, наше Солнце простым светильником в 1000 Вт/м².
Я разделяю точку зрения, воспринимающую его, также как и Землю, живыми существами, в сфере и частью которых мы являемся.
И, как любые живые существа, включая нас, они также должны иметь свой конечный срок жизни.

Мы не можем заморозить живой мир, чтобы сохранить его вечным.
Но, возможно, как раз для того, чтобы остаться живыми, мы должны вовремя умереть.

>Но Вы же сами написали по поводу ещё более отдалённой по времени тепловой смерти Вселенной, что гипотеза эта вселяла "эсхатологический ужас бессмысленности существования" и доводила людей до самоубийства.

Ну да. И это как раз результат восприятия реальности шиворот-навыворот.
Не осознавая ужас и безвыходность своего собственного положения сейчас, мы, тем не менее, с готовностью переживаем за вещи, часто являющиеся просто нашими фантазиями, и на которые мы уж точно никак повлиять не можем.

25-май-2008 07:11 pm
Лекция "Есть ли жизнь на Марсе". После лекции - вопросы. Мужичонка из заднего ряда тянет руку, тянет-потянет, наконец, его замечают, он задает свой вопрос: "А на Земле жизнь будет?"
Мне тоже кажется, что страх собственного небытия у тех, кто способен еще чего-то бояться, существенней, чем страх возможной гибели каких-то там звезд...
25-май-2008 10:48 pm
Да, отлично сказано!

И в этом смысле, страх собственного небытия, если мы действительно его ещё в состоянии испытать и воспринять сознательно, может трансмутироваться из депрессивной в мощную созидательную эмоцию.
27-май-2008 07:20 am
Не только страх, но и мудрое осознание конечности жизни на Земле.
А Вас, между тем, с днём рождения!
27-май-2008 08:36 am
Спасибо за поздравление, Владимир!

Интересно, в тему, сегодня порадовал спам. Первое пришедшее с утра сообщение гласило:

"Вы всё ещё живы? Странно..."
Охрана
page loaded at: 01:13 GMT