Andrey Koklin (larkin_donkey) wrote,
Andrey Koklin
larkin_donkey

Categories:

подлинное человеческое тело

Как бы в продолжение прошлой дискуссии о роли тела, весьма неплохое представление общей идеи от проф. Нидлмана в интервью журналу "Парабола". Всё переводить не стал, только части относящиеся...

~ • ~ • ~ • ~ • ~
...
P: Несколько лет назад мой коллега сказал, что в духовном поиске, в поиске сознания, наше тело включает в себя всё. В смысле, все возможности заключены в нашем теле. Согласны ли Вы с этим утверждением?

JN: Для чего нам нужно наше тело? — вот в чём вопрос. Наш обычный ум имеет к телу весьма поверхностное отношение. Тогда как само тело реализует все этапы усвоения пищи, регулирует инстинктивные функции и делает прочие вещи невероятной сложности. Наш же неопытный, ничтожный в своём значении ум, очевидно, не руководит ни одним из этих процессов. С помощью кнута мы можем иногда сказать телу, что надо делать, но это всего лишь акт принуждения. Большую же часть времени тело просто следует своим путём, не обращая на нас внимания. В этом смысле, тело гораздо сильнее нас.

Но в опыте медитации вы можете увидеть, что тело, вообще говоря, само желает подчиняться чему-то высшему. Просто большую часть времени оно не чувствует присутствия какого бы то ни было подлинного авторитета, который тело могло бы уважать или хотя бы элементарно понимать. Мы все здесь на Западе, когда пытаемся медитировать, обнаруживаем, что наше тело сопротивляется. Оно хочет двигаться, пытается сообщить нам, что вот сейчас случится что-то страшное, если мы тотчас не сдвинем нашу ногу и т.д, и т.п. Но если медитирующий продолжает пытаться удерживать тело в достаточном покое, тело немного расслабляется; хотя это обычно не заходит особо далеко и не длится очень долго.

В определённом смысле, всё находится в нашем теле, хотя в другом смысле это не так. Между фундаментальными элементами, живущими в теле, может быть очень мало или вообще не быть никакой взаимосвязи. Возьмите, к примеру, брак, где оба супруга в постоянной вражде друг с другом, так что спят даже в разных комнатах. И в то же время, всё это в пределах одного брака. Так что сказать, что всё находится в теле, ещё не значит сказать много.

the true human bodyЯ пытаюсь указать вам на нечто, основанное на опыте. Рано или поздно, но тело начинает проявлять чувство уважения к мягкому голосу внутри него, тихо ему говорящему: "не двигайся, будь спокоен". Телу это начинает нравиться. Оно начинает понимать, что есть в нём что-то ещё, о чём оно никогда не знало. На Западе, в нашем современном мире — я не говорю сейчас о других культурах — тело привыкло получать то, что оно хочет — иначе оно будет внутренне бунтовать и ждать времени, когда оно получит то же самое другим способом, сопротивляясь или становясь отрезанным.

Если же тело работает в рамках определённой духовной дисциплины, в конце концов, оно начинает признавать другой авторитет и оно хочет подчиняться этому авторитету: "Наконец-то появился тот, кому я могу повиноваться. Сколько я ждало этого!" Оно радостно начинает распознавать мастера. А это как раз и есть начало той идеи, что "всё находится в теле". Потому что тогда само тело проникается разумом, неизвестным ранее способом. Не мыслями, нет — совсем другим качеством внимания, которое мы пока не обсуждаем.

Существует множество образов и символов в традициях мудрости, показывающих нам человеческое тело, озарённое некой тонкой энергией, ярким ощущением — тело, наполненное светом. Это и есть настоящее человеческое тело, и такое тело действительно может включать в себя всё. Но это совсем не то тело, которое известно нам и обычно выходит в свет, курит сигару и набивает рот. На самом деле, наше нынешнее тело пока больше похоже лишь на место, из которого должна исходить эволюция. И оно должно быть трансформировано.

P: Для чего нужно тело? Если, как полагают некоторые учения, душа уже совершенна, если приходит она из сфер совершенной реальности и направляется потом к тем же сферам, для чего вообще тогда нужна инкарнация?

JN: Наш разум способен задавать вопросы, найти ответ на которые сам он не может без посторонней помощи. Существуют определённые категории вопросов, которые находят сначала ответ через состояние нашего бытия, и только после этого может быть отражено в словах. Это не уклонение от ответа, просто мы должны помнить, что единственными по-настоящему хорошими вопросами могут быть лишь вопросы, ответить на которые невозможно, потому что они требуют другого состояния бытия, чтобы мы смогли получить ответы на них. Горе нам, если мы перестанем задавать их; но надо понимать, как правильно задавать подобные вопросы. Для чего нужно тело? Возможно, вы могли бы сказать, что оно необходимо в качестве инструмента поиска, чтобы быть частью нашего поиска.

Есть нечто, касательно нашего тела, что является абсолютно и сущностно необходимым в отношении развития человеческих возможностей, из-за чего мы здесь на земле. Если есть причина для этого, есть цель, из-за которой мы здесь, тогда наше тело также должно служить той же цели. Если попытаться взглянуть на это с обратной стороны, то существует известная идея о том, что божественной любви, божественному творению, божественному замыслу необходим человек — существо, способное намеренно позволить целям высшего спуститься в мир материи и жизнь. Но конечно, если человеческое существо способно это позволить, оно может также и не позволить это. Если б мы не могли воспрепятствовать этому, мы не смогли бы и позволить ему.

По сути, мы здесь сталкиваемся с вечной драмой о человеческой свободе. Человек свободен, в смысле обладания им определённой свободой в отношении его возможности стать тем, кем он предназначен быть. Для меня, фактически, это связано с идеей возможной свободы нашего внимания — может быть, единственного реально свободного элемента в человеческих существах. У таких как мы есть, возможность человеческой свободы существует лишь во внимании, позволяющем привнести нужные вляния в наши тела, также как в нашу земную жизнь. Мы становимся инструментами Бога. И в этом процессе одновременно мы становимся и человеком, в подлинном смысле этого слова.

P: Дано ли нам сознание изначально или же это то, что мы должны заработать?

JN: И то, и другое. Кажется, Св. Августин в своё время сказал, что Бог обеспечивает ветер, но человек должен сам поднять паруса. В этом смысле, сознание это благодать. Оно нам дано и нам не надо зарабатывать его. Но суть работы заключается в поднятии парусов или подготовке тела. По сути, подготовке нашего бытия для принятия дара, который всегда предлагался. И все учения великих мистиков говорят нам, что он уже здесь, он ждёт, он взывает, он ближе к нам, чем наша яремная вена, он стучит беспрестанно, говоря: "впусти меня, впусти меня". И всё что вам нужно сделать — лишь открыть дверь. Но открытие этой двери представляет собой значительный подвиг. Это большая работа, требующая от нас борьбы и являющаяся подготовкой для получения этого дара.

[ Interview with Jacob Needleman,
PARABOLA, 30.3, “Body and Soul” ]

Tags: articles, attention, being, body, needleman
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments