?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
между "je" и "moi" или о работе с чувствами и ощущениями 
29-окт-2013 11:30 pm
Оч.хорошее изложение непростой но важной темы от Дж.Г.Беннетта...


[ из записи встречи 17 марта 1949 ]

Есть одна техника, с которой я вам всем советую работать очень настойчиво, пока вы ей не овладеете. Это различение между ощущениями и чувствами — одна из базисных основ практического метода, который м-р Гурджиев даёт сейчас людям для помощи в их работе, и есть много вещей, достичь которых будет просто невозможно, пока вы не приобретёте такое различение в своём непосредственном опыте.

Гурджиев называет это различием между французскими "je" и "moi" — "me" и "myself", "я" и "мой".

Под "je" мы подразумеваем переживание себя, исходящее от наших чувств.
Под "moi" мы подразумеваем переживание себя, исходящее от телесных ощущений.

Обычно, оба они находятся за пределами или ниже порога нашего сознательного опыта. Оба они принадлежат нашему подсознанию, и воздействуют на то, что мы обычно называем своим сознательным состоянием, но только непрямым образом, через ассоциации. Или же прямым, в присутствии процесса особой интенсивности, такого как физическая боль или сильное, яркое чувство. Но даже в этих случаях мы не способны осознать, что подобные вещи относятся к качествам чувства "себя", переживание которого у нас обычно отсутствует.

Не ждите, что вы сходу уловите суть идеи чувствования и ощущения. Вам придётся долго и упорно работать над этим. Начинать надо с того, чтобы стать сознающими ощущения, которые вы обычно не замечаете. Скажем, ощущение от прикосновения, когда ваше тело находится в контакте с чем-то неподвижным. Довольно легко можно следить, например, за ощущением при трении от движения, когда ваша рука скользит по чему-то. Но если ваша рука не двигается, лежит в покое на чём-то, то очень быстро это ощущение от соприкосновения теряется. Вы сами можете легко подтвердить это для себя, проделав этот эксперимент.

В начале трудно бывает сказать, какую позу вы принимаете или в каком положении размещена та или иная часть тела, не двигая ей, не глядя на неё, не делая незаметных микродвижений, чтобы напрячь её, etc. Поэтому необходимо начинать с работы над простыми вещами, подобными ощущению неподвижного контакта вашего тела с внешними объектами. Освоив это, мы переходим уже к более сложным вещам, учимся ощущать позу тела, положение различных конечностей, не двигая ими, не смотря на них, не думая о них и т.д.

Затем вы можете продолжить работу далее уже над внутренними ощущениями, над чувствованием или восприятием активности нервной системы в целом, распределённой по всему телу и постоянно посылающей сигналы обратно в ваш позвоночный столб.

Вам надо над этим работать, пока вы, в любое время, не сможете иметь устойчивое переживание внутреннего ощущения ваших собственных конечностей и различных частей вашего тела. А затем, время от времени, но со всё большей интенсивностью по мере продвижения, таким же образом переживать опыт от ощущения всего тела в целом. Пытайтесь обнаружить, как вы можете приобрести ощущение и осознание жизни вашего тела как целого, не думая о нём, не глядя на него, не будучи зависимым от какого-либо движения или смены позы, не под действием чувства боли или дискомфорта — просто ощущая ваше тело и учась привносить осознание во все части той нервной системы, которая пронизывает тело целиком.

Далее, работайте также над чувствами. Пытайтесь видеть, как состояние ваших чувств есть нечто независимое от ваших мыслей и независимое от этого происходящего в вашем теле процесса ощущения. Пытайтесь видеть, как все результаты вашего опыта выражаются в терминах состояния ваших чувств — состояния приподнятости или депрессии, волнующего азарта, удивления, радости или печали, страсти или отвращения. И пытайтесь обнаружить и увидеть, как вся эта последовательность чувств приходит из одной и той же вашей части, которую вы легко можете переживать как совершенно отдельную от того, что происходит в вашем мозгу и от воспринимаемого вашей ощущающей частью. Причём, для большинства людей эта их сторона немедленно и безошибочно связывается с областью в груди, которую мы называем солнечным сплетением.

Пытайтесь прежде всего видеть, как от этого к вам приходит определённый вид чувства "себя". Это именно то, что м-р Гурджиев называет "je".

Пытайтесь обнаружить, сможете ли вы свести в вашем опыте вместе "moi" и "je" — другими словами, пытайтесь увидеть, можете ли вы одновременно ощущать всю жизнь вашего тела, в то же время испытывая чувство самого себя, присутствующего в нём. Но переживайте это непосредственно и прямо, как присутствующий в вас непрерывный ряд эмоциональных состояний, а не как нечто лишь окрашивающее ваши мысли.

Это трудная задача. Более того, большинству из вас нелегко будет помочь в тех трудностях, с которыми вы можете столкнуться в работе. Во многом, из-за того что вы работаете излишне интенсивно в вашей думающей части. Я очень часто это наблюдал в последнее время в разговоре с людьми на различных встречах. Хотя бывает и наоборот, есть люди, чья чувствующая часть очень буйно реагирует на различные стимулы, но которые совершенно неспособны к переживанию этого "je" — когда через них проносится волна чувств, кажется, что она сносит всё на своём пути, ничего не оставляя за собой. Так что это задача для всех, какой бы свой особенный недостаток баланса они ни имели. Эта работа необходима, особенно в связи с тем, что без неё будет невозможно следовать дальнейшим практическим указаниям, которые люди могут расчитывать получить, если будут стараться и заработают такую возможность.

THE DISTINCTION BETWEEN SENSING AND FEELING
JG Bennett, Thursday, 17 March 1949, Livingstone Hall


Комментарии: 
1-ноя-2013 08:36 am
"пытайтесь увидеть, можете ли вы одновременно ощущать всю жизнь вашего тела, в то же время испытывая чувство самого себя, присутствующего в нём". чувство себя - это "Я - есть"? Гурджиев же не предлагает отождествиться с эмоциями? я не очень понял: вначале автор четко говорит про ощущения в теле (наблюдение за двигательным и инстинктивным центрами) и эмоции (наблюдения за эмоциональным центром). но затем он говорит о чувстве себя, и становится непонятно, то ли автор имеет в виду разделение внимания между Наблюдателем и центрами или же еще о чем-то. пожалуйста, подскажи.
1-ноя-2013 08:37 am
или может перечисленные чувства Гурджиев тоже относит к двигательному и инстинктивному центру?
1-ноя-2013 06:54 pm
Это не отождествление, конечно. Но и не отстранённое невовлечённое наблюдение за активностью центров. Скорее это живое переживание присутствия, причастности (в отношении чувств). Но без идентификации с ними - по крайней мере, по опыту, это скорее обратный процесс - отделение от негативных эмоций и пробуждение жизни, "чувства себя". Фактически, как я понимаю, это гурджиевское 'je' происходит от индуистского 'джива' (от корня "дышать"), подразумевавшего духовное, вечное живое существо.
1-ноя-2013 06:56 pm
чувство себя упоминается в отношении наблюдения и проживания впечатлений инстинктивного или эмоционального центра или обоих?
1-ноя-2013 07:01 pm
ну да, ниже ответил - подразумевается только эмоциональный. вообщем-то (в моём понимании) чувства и эмоции - 2 взаимосвязанных элемента - как приёмник и передатчик или как розетка с вилкой
1-ноя-2013 07:07 pm
возможно, тут небольшая путаница. чувства и эмоции Гурджиев относит к ЭЦ, а ощущения к ДЦ.

В поисках чудесного, глава 6:

«Подходя к вопросу очень широко, можно сказать, что мыслительная функция всегда работает посредством сравнения. Интеллектуальные заключения оказываются результатом сравнения двух или более впечатлений.

«Ощущение и эмоция не рассуждают, не сравнивают. Они просто определяют данное впечатление по его аспекту, по тому, приятно оно или неприятно в том или ином смысле — по цвету, вкусу, запаху. Кроме того, ощущения могут быть индифферентными, т.е. ни тёплыми, ни холодными, ни приятными, ни неприятными, — например, «белая бумага», «красный карандаш». В ощущении белого или красного нет ничего приятного или неприятного; во всяком случае, нет необходимости в том, чтобы с тем или иным цветом было связано нечто приятное или неприятное. Эти ощущения, так называемые «пять чувств», а также ощущения тепла, холода и т.п. суть инстинктивные функции. Чувственные же функции, или эмоции, всегда приятны или неприятны, индифферентных эмоций не существует.
1-ноя-2013 07:24 pm
Ну так правильно - и чувства, и эмоции - это целиком сфера ЭЦ. Но в их отношении друг к другу есть разные взгляды. Более традиционный взгляд делит их по признаку "тонкости" -- эмоции более грубы, чувства более утончённые... Мне же кажется, скорее, что чувства - это орган восприятия, а эмоции - трансляции (но и те, и другие принадлежат одному центру)
1-ноя-2013 06:57 pm
> ... к двигательному и инстинктивному центру?

Нет, конечно. В отличие от ощущений, связаных с работой основной нервной системы (позвоночник и частично голова), чувства Гурджиев относил к деятельности "эмоционального центра" - представленного в теле периферической нервной системой и связанной с дыханием (областью 1го механического толчка). Практика же "чувствования" - это уже работа в области 1го сознательного толчка, связанного с привлечением активного внимания (углерода 12)
page loaded at: 07:56 GMT