?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будущего 
23-май-2013 12:45 am
[ продолжение... начало здесь:
   I. По ту сторону поведения... ]


IV. ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

Единственный Путь Будды. Мы сразу видим, что именно такое беспристрастное безличное наблюдение всех трёх автоматических функций нашего организма, как объективного факта (настолько объективное и не связанное ни с чем называемым нами собой, как например волны в океане) и является той самой четвёртой возможной активностью для человеческих существ.

Этот процесс не является ни физическим действием, ни эмоциональной активностью. Также не должен он быть и мыслью.

Чёткое различение между состоянием осознания чего-то и размышлением об этом — очень важная вещь в этом деле. Также, очевидно то, что для каждого из нас область наблюдения ограничена (конечно в данный момент) нашими собственными телами. К примеру, мы не можем непосредственно осознавать холодный ветер, но мы можем сознавать физическое воздействие, производимое им в наших телах.

Таким образом после рассмотрения, мы делаем вывод, что мы имеем здесь дело с некой реальной четвёртой активностью, возможной для человека, отличающейся от остальных трёх, по крайней мере, в той же степени, как они все отличаются друг от друга. Это не физическое действие, это не чувство, это не мысль. Это осознание / осведомлённость.

Мы не убеждаем самих себя при помощи логики, скажем, что наши руки опираются на горячую плиту; мы осознаём это. На самом деле, задолго до того, как у нас нашлось время для формулирования мысли по этому поводу, мускулы наших рук сократились рефлекторно и данная ситуация была встречена. И теперь нам предлагается чтобы мы были осознающими — только осознать мы должны не плиту, а сам рефлекс. Но не с целью изменения или придания ему нужного направления, а только лишь осознания его, как любого другого движения в природе. Между нами и всем внешним окружением вставлен этот автоматический механизм, наше тело, и исключительно через него, как посредника, мы только и способны воспринимать что-либо из внешней реальности.

В этом и заключается способ, посредством которого "Я" может начать своё существование как отдельная сущность, и возможно достичь некого значения, которое будет реальным. Несомненно, "Я" не в состоянии сразу, если вообще когда-либо, стремиться достичь контроля над этим сложнейшим организмом, за которым стоят миллионы лет биологической и социальной истории. Но "Я" может, по крайней мере, поддерживать с самого начала своё редкое, короткое, независимое существование именно таким образом: "Я" могу наблюдать, в смысле живого, ясного осознания синхронных действий могущественной машины — своего тела, к которому оно находит себя необъяснимым образом прикреплённым.

Мы имеем в себе неиспользуемую способность, посредством которой для нас достижимо прямое знание собственного тела. Это и есть "Прехенсия" Уайтхеда, в её отличии от нашей обычной способности "аппрехенсии", используемой для постижения внешних объектов. Пытаемся ли мы когда-либо использовать эту присущую нам активность? Мы не пытаемся; нам это никогда даже не приходило в голову. Но можем ли мы? Почти несомненно, мы можем. Это человеческая возможность, заржавевшая вероятно от долгого неиспользования.

Если предположить, что эта активность в нас будет инициирована, что же тогда станет с впечатлениями, в следствие нашего детального осознания? В точности как ощущения получаются нашей мускульно-физической системой, формируя её содержание, также и эти впечатления, как мы можем представить себе, начнут наполнять содержанием другую физическую систему ("четвёртую комнату"? - КХ) — таким образом, постепенно актуализируя её, т.е. запуская эту систему в работу. (Современная наука обнаруживает только три системы в человеческом организме, но современная наука ещё слишком молода. Она только недавно обнаружила железы внутренней секреции)

Собственно, ничего удивительного нет в том, что наша гипотетическая система до сих пор наукой не обнаружена. Поскольку, в отличие от системы желез, она никогда не функционировала из-за полного отсутствия содержания в форме впечатлений. Ничто никогда в неё не было положено. Как же тогда что-то может выйти из неё наружу?

Существует одна весьма экстраординарная особенность в характере такой впечатление-порождающей осознанности. Она абсолютно не похожа на те процессы, которые происходят в первых трёх системах, и которые, если они сделались достаточно привычными, могут протекать, как мы обычно говорим, подсознательно.

Те, кто пытается собирать впечатления своего телесного поведения, скоро обнаружат, что этот процесс не может стать привычкой. В равной степени с первым впечатлением, одна десяти-тысячная или одна десяти-миллионная часть должна быть принята сознательно. Это на самом деле некая постоянная характеристика данного типа активности, которая должна, по необходимости, всегда включать в себя аттрибут сознания. Сам процесс никогда не может существовать отдельно от этого активного компонента.

И надо ещё отметить, что не существует необходимости вмешательства со стороны этого типа активности во все остальные процессы, происходящие в организме. Быть осознающим означает просто наблюдать беспристрастно и объективно. При этом совершенно не требуется вмешиваться в работу других функций и не предлагается менять наблюдаемое, поскольку это сделает недействительным сам объект, который мы пытаемся увидеть — не то, что может или должно происходить, но то, что происходит фактически.

Функция этого типа активности сравнима, возможно, с функцией катализатора в химии.

Самонаблюдение, не ставящее целью оказания воздействия, тем не менее, производит некое воздействие, если в нём нет цели поучительства любого рода. Личная осознанность имеет тенденцию немедленно уменьшать степень и интенсивность постоянной интерференции между остальными тремя системами. Подобный результат влияния осознания на организм связан с тем, что используемая нашей четвёртой, сознательной системой энергия обладает гораздо большей мощностью, чем автоматические энергии, извлекаемые и рассеиваемые по организму нашими первыми тремя, природно-приводными системами. Сохранение энергий, обычно растрачиваемых нашей машиной впустую через интерференцию функций, является одним из первых заметных результатов этого процесса.

[ Далее: "Старый новый метод"... ]
Комментарии: 
22-май-2013 11:30 pm - Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будуще
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в записи «Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будущего» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будущего [...]
23-май-2013 12:33 am - Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будуще
Пользователь inthebalanceru сослался на вашу запись в записи «Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будущего» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кэтрин Халми. Беседа с Гурджиевым — Психология будущего [...]
23-май-2013 07:52 am
Спасибо огромное!
Ждем продолжения!
23-май-2013 09:02 am
Отлично, тогда чуть освобожусь, продолжим..
23-май-2013 05:55 pm
желаю освободиться полностью *)

23-май-2013 09:49 pm
ну да, нельзя останавливаться на полумерах =)
page loaded at: 02:58 GMT