Andrey Koklin (larkin_donkey) wrote,
Andrey Koklin
larkin_donkey

Category:

магический круг езида

По описанной в книге "Встречи с замечательными людьми" истории, в 1888 году 16-летний Гурджиев стал свидетелем странного, необъяснимого случая: он увидел маленького мальчика, изо всех сил пытавшегося вырваться из очерченного вокруг него мелом круга. Собравшиеся мальчишки издевались и подшучивали над ним. Гурджиев освободил ребёнка, стерев часть круга, через которую мальчишка вышел и побежал прочь от своих мучителей. Мальчик, как выяснилось, был езидом. Пораженный увиденным, Гурджиев стал расспрашивать знакомых взрослых про езидов, но получил лишь общие противоречивые ответы, основанные на предубеждении против езидов и оставившие его неудовлетворённым... Единственное, что удалось узнать, что это "некая секта в Закавказье, в основном в районе горы Арарат, членов которой иногда называют дьяволопоклонниками"...

Интересно, что эта история с магическим кругом, помещённая практически в начале гурджиевского повествования 2й серии, имеет далее по книге как бы маркер-продолжение. В 5й главе Гурджиев с Погосяном отправляются вдвоём на поиски Сармунгского братства, дав слово найти его, даже если им придётся добираться туда "на спине дьявола". По пути, вдали от населённых пунктов, они встретились со сворой собак. Погосян кинул камнем в лающего пса, после чего они с Гурджиевым немедленно оказались в кольце из пятнадцати курдских пастушьих собак. И как маленький езид, не могли выйти из круга собак, пока их не освободили появившиеся пастухи.

В этой связи интересно ещё, где произошёл сам инцидент? Как пишет профессор Генри Корман в статье "Гурджиев и Езидизм": 'Если обозначить на карте маршрут, следуя гурджиевским инструкциям, по которому шли Гурджиев с Погосяном, мы увидим, что линия от Александрополя через турецкий Ван пролегает через долину Лалеша, место паломничества езидов, где находится гробница шейха Ади, главного святого религии езидов. Продолжая линию далее, мы достигнем Мосула -- главного города в этом регионе, одновременно являющегося и центром Езидизма. Случайность ли это или же разместив подобные маркеры, Гурджиев советует нам "подумать серьёзно" об езидах?'


Что же за таинственный народ эти езиды? Попробовал собрать из разных источников информацию, просто для формирования общего представления...

История:
Наиболее вероятное происхождение названия -- от персидского слова Иезд (ангел, Бог). В этом смысле, точнее наверное их определение как "ангелопоклонников". Кличку "дьяволопоклонников" они приобрели где-то в 19 веке.

Езиды по происхождению являются этническими курдами. Точнее, сами они считают наоборот, что это курды от них произошли (как часть езидов, принявшая в своё время мусульманство). Езидизм загадкой своего происхождения постоянно ставит исследователей в тупик и вызывает ожесточённые споры. С одной стороны, его религия явно исламская по своей природе. С другой, многое в езидизме даёт ключи, ведущие во всевозможных направлениях, и его происхождение часто связывают с Митраизмом, Зороастризмом и даже более ранне индоиранской культурой древних ариев...

Сами же езиды утверждают, что их религия является одной из древнейших в мире. Периодически сменяющие друг друга внешние покровы тщательно скрывали её внутреннее содержание, чтобы защитить себя от безумия более поздних миссионерских религий, с их стремлением обратить всех "в истинную веру".. Последняя процедура такой радикальной диссимуляции езидизма, с обклейкой фасада исламо-суфистским шпоном, была произведена в 12 веке, в период рассвета ислама, шейхом Ади, чтобы придать в глазах власть предержащих мусульман пусть неодобряемое, но узнаваемое обличье, как то: обрезание, посты, паломничество, а также признаваемые в суфизме титулы шейхов и пиров (правда, в отличие от суфизма, связанных с наследственным жреческим классом)...

Традиционные книги:
У езидов нет священного писания, как такового. Что не очень понятно в рамках традиционного мэйнстрима как восточного, так в особенности западного толка -- мы во многом "книжные люди", полагающиеся на письменные свидетельства для передачи идей и истории... У езидов такого нет, традиция строго устная, включая молитвы, гимны и песнопения на курдском языке. Хотя начиная с 1979 года, под давлением современной цивилизации, езиды тоже начали поощрять письменную запись корпуса устной передачи.

Единственными известными до недавнего времени текстами религиозного характера, аутентичность которых обычно признаётся, являются несколько поэм в виде коротких наставлений (Кетебе Джилве или "Книга откровения"), приписываемых шейху Ади Мусафиру, но не содержащих практически никакой информации о вере, как таковой. И ещё Масхафе раш или "Чёрная Книга", авторство которой относят к внуку Ади, шейху Хасану. Но ни одна из этих книг не считается священной.

Доктрина и космогония:
Езидская вера представляет собой сложное переплетение исламских и зороастрийских верований, с элементами гностицизма и иудаизма. Богослужение сконцентрировано вокруг Ангелов (от которых произошло и само слово Езиды). Из ангелов верховным является Таус-Мелек или 'Ангел-Павлин', также известный как Люцифер. Правда сам Люцифер у езидов играет несколько другую роль. Фактически, в верованиях езидов вообще нет никакого дьявола или его эквивалента (или скорее он является фигурой умолчания -- по крайней мере, говорить о Люцифере как о Сатане категорически запрещено). Люцифер для езидов -- это не павший ангел или противник Бога -- он считается главным Архангелом и творцом материального мира.

В космологии езидов, всемирный Дух (Высшее божество) создал из своей совершенной сущности изначальное космическое яйцо или небесную жемчужину (Дюре), которая через 40 тысяч лет была разбита. Мелек (Люцифер), стараниями которого изначальное яйцо и было разбито, использовал остатки жемчужины для сотворения материального мира. Когда его творение было завершено, Дух сотворил остальных Ангелов. Теология езидов утверждает, что за своё искреннее раскаяние (в виде 7 сосудов собственных слёз, которые он наполнял в аду 7 тысяч лет) Люциферу были (или будут позже) прощены его проступки и неповиновение, а те, кто почитает его, являются духовной элитой человечества.

Время, согласно верованиям езидов, поделено на шесть Эпох. Каждая Эпоха имеет своего Аватара или Архангела. Материальный мир и человечество были созданы в первую Эпоху. Езидская история о сотворении человека фактически следует иудео-христианскому мифу об Адаме и Еве, за исключением того, что Сатана изображён в ней честным консультантом и мудрым учителем, а не искусителем. Хотя само изгнание Таус-Мелека с глаз божьих связано с его отказом поклониться творению Бога, Адаму.

Адам и Ева отличаются также от известных нам библейских в плане порождения от них человечества. Сначала они оба видимо были вполне андрогинны, и под впечатлением аналогичных занятий прочих божьих тварей, поспорили, кто из них способен породить человеческую расу. Каждый положил семя в свой сосуд, а когда их открыли по прошествии 9 месяцев, в сосуде Адама оказалось двое детей, мальчик и девочка. В сосуде же Евы "не было ничего кроме отвратительных червей, источающих дурной запах". Больше Адам и Ева не экспериментировали, а воссоединившись позже, подобно прочим созданиям, породили от своего союза наше человечество. Езиды же ведут род от того самого "эксперимента", являясь детьми только Адама, а не от союза Адама с Евой, от которого произошёл весь прочий род людской... И поскольку разделение тут не только на уровне концепций, но ещё и крови, то стать езидом нельзя, им можно только родиться (и соответственно "полуевреи" и "четвертьевреи" за "евреев" здесь не считаются).

Церковь/храм:
Халва -- простой, без особых изысков и отделки храм для молитв и собраний.

Обычаи и табу:
Езидская религия запрещает употребление рыбы, свинины, мяса газелей, петухов, салата, капусты...
Категорически запрещено плевать на землю, в воду или в огонь, также как любое другое осквернение огня, в том числе и словесное. Ни в коем случае нельзя тушить огонь водой (происходит осквернение сразу двух священных стихий).
Запрещено произносить любые слова, начинающиеся с буквы 'Ш' (не поминай шайтана всуе?). Также как запрещено упоминать вслух название злого духа под любыми другими именами -- чёрт, дьявол, сатана...
Неполиткорректные езиды установили также строжайший запрет на голубой цвет. Голубой цвет в одежде допустим только во время траура. Причина, как говорят, возможно в том, что голубой цвет совпадает с цветом Небес, откуда был низвергнут падший ангел, о чём ему не стоит лишний раз напоминать...

По поводу упомянутого в начале "круга езида", относительно убедительно звучит комментарий пира Хыдыр, представителя современного езидского сообщества. Круг для езида представляет собой одновременно его религию и сообщество. В прошлом, езиды могли обвести езида в круг, чтобы призвать его сказать правду. Если человек отказывался говорить правдиво, освободить из круга его мог только шейх или пир. Если же он, не сказав правды, самовольно покинул круг, он лишался как собственной веры, так и сообщества -- худшее из возможных наказаний для езида. К сожалению, не-езиды, особенно мусульмане, неверно понимая традицию, часто пользовались этим, рисуя вокруг езида круг и заточая его в нём. Мальчик, которого увидел Гурджиев, даже без понимания глубокого значения круга, должен был тем не менее следовать обычаю. Соответственно, не знающим традиции наблюдателям всё это казалось действием некой чёрной магии или просто суеверия. Они не могли понять, что в качестве платы тут поставлена вся жизнь.

Праздники:
Наиболее важный, празднуемый 7 дней с 6 по 13 октября -- Джем или Джемайи Лалеш -- обязательный для посещения всеми верующими, когда различные группы езидов собираются вместе в Лалеше (севернее иракского Мосула), месте погребения Ади. Для поклонения в это время выставляется бронзовая икона Павлина, олицетворяющего Таус-Мелека. Празднование Джема совпадает с древнеарийским Праздником Митры (зороастрийский Митракан), бывшим одновременно встречей осеннего равноденствия и празднованием акта творения мира солнечным богом Митрой. Подобно езидскому Люциферу, Митра убивает небесного быка и, используя его расчленённое тело, создаёт материальный мир...
Вторым по важности является празднуемый во второй половине декабря во время зимнего солнцестояния День Езида -- мифического персонажа, считающегося одновременно основателем Езидизма, а также наиболее важным аватаром Духа после Таус-Мелека.

Символы:
Основным символом является изображение в виде Павлина, с поклонением его образу на бронзовых иконах, как центральному объекту культа езидов.

Вообще, кроме павлина, в езидской версии творения мира, птицы играют центральную роль во всех главных событиях. И в этой связи довольно интересен малоизвестный факт о найденном на раскопках в центральном Курдистане поселении эпохи мезолита Зави-Чеми-Шанидар, расположеном практически рядом главным местом поклонения езидов в Лалеше. Там обнаружены ритуальные захоронения вместе с большими крыльями птиц (в основном, похожих на павлинов, дроф). Захоронения явно указывают на использование этих крыльев в религиозных ритуалах и датируются радиоуглеродным методом временем 10,800 ± 300 лет тому назад (фактически, "послепотопная" библейская Месопотамия на заре нынешней цивилизации).
Tags: history, traditions
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments