?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Гипарксис в трёхмерном времени 
22-апр-2017 12:41 am
"Английский философ Джон Беннет рассматривает модель Вселенной с 6 измерениями: 3 пространственными и 3 временными (имеющими названия «время», «вечность» и «гипарксис» [hyparxis]). Под временем Джон Беннет понимает привычное для нас линейное течение событий. К гипервремени он относит вечность и гипарксис, имеющие собственные, отличные от времени свойства. Вечность Джон Беннет называет космологическим временем и вневременным временем. Гипарксис (от др.-греч. ὕπαρξις — существование) является состоянием бытия и действует в области квантовых процессов. Соединение времени и вечности даёт возможность создания многовариантной космологии с параллельными вселенными, дающими большой спектр возможностей. Существование такого временного измерения, как гипарксис, делает возможным многие научно-фантастические идеи: путешествие во времени, перемещение между параллельными мирами и движение быстрее скорости света. Хотя идеи Джона Беннета довольно любопытны, но они основаны на субъективных аспектах восприятия времени и не имеют полностью научной основы. Также остается открытым вопрос измерения этих гипотетических временных измерений."

[ фрагмент статьи из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многомерное_время ]
~ • ~ • ~
"Человеческое любопытство обследует
Прошлое и грядущее и прилепляется
К этим понятиям. Но находить точку
пересечения времени и вневременного
— занятие лишь для святого.
И не занятие даже, но нечто такое,
Что дается и отбирается
Пожизненной смертью в любви,
Горении, жертвенности и самозабвении.
Для большинства же из нас существует
Лишь неприметный момент, входящий
Во время и выходящий из времени,
Теряясь в столбе лучей из окна,
В невидимом диком тмине,
В зимней молнии, в водопаде,
В музыке, слышимой столь глубоко,
Что ее не слышно: пока она длится,
Вы сами — музыка. А это только догадки, намеки,
Догадки вслед за намеками; а остальное —
Молитва и послушание, мысль и действие.
Намек полуразгаданный, дар полупонятый
есть Воплощение."

~ Томас Элиот. Четыре квартета (1936-1942)
~ • ~ • ~

Поставленная Элиотом в приведённой поэме задача — 'занятие лишь для святого' — как раз напрямую относится к понятию гипарксиса (hyparxis), поскольку она в точности соответствует представленной Дж.Г.Беннетом в "Драматической вселенной" идее гипарксиса, как 'точке пересечения времени и вневременного'. Впрочем, соответствие это не вполне полное — подход к пониманию гипарксиса во многом психологичен, а сам JGB никогда не стал бы делить вселенную на 'ментальное' и 'физическое', изначально стремясь исходить из более глубокого понимания, в сравнении с подобным различением.

С подобной оговоркой, мы можем исходить в базовом подходе к этому вопросу из своего чувства 'сейчас'. Большинство из нас, наверное, согласится, что это переживание 'сейчас' включает в себя, по крайней мере, два основных аспекта, в значительной степени противоречащих друг другу.

С одной стороны, у нас есть чувство того, что 'время идёт' — которое мы всегда можем связать с наблюдением различных процессов, как то: ход часов, удлинение теней, поиски своих очков . . . воспоминания ушедшего детства . . . Как только что-либо случается, оно становится памятью.

С другой стороны, в нас всегда есть некое чувство постоянства, неизменности, непреходящести. Подобное чувство мы приписываем обычно некому предполагаемому 'я' или просто 'себе' как некой идентичности.

Изменение и неизменность одновременно.

Нам известно сейчас, что весь материал наших тел полностью обновляется каждые несколько лет, в то время как сами мы сохраняем свою биологическую идентичность. Как будто существует некий шаблон или форма, которым соответствуют все наши изменения. Конечно, в наше время мы думаем о ДНК в качестве такого шаблона, некой пространственной структуры. Но большим шагом в понимании здесь будет также наша способность думать о ней в терминах некой структуры, существующей в определённом виде времени, который JGB называл 'вечностью'. Это подобно скорее представлению некого невидимого измерения на месте видимой биологической конструкции. А мы определённо захотим это сделать, если у нас есть интерес к пониманию всех тех вещей, которые могут произойти в нашем существовании. Это не столько шаблон, сколько некая модель (паттерн) потенциалов. Мы можем думать об этом со многих точек зрения — генетической, социальной, даже астрологической, если угодно — терминология здесь довольно расплывчата. Но как можем мы измерить подобный паттерн или узнать его?

JGB предположил наличие некоторых характерных свойств в определении понятия вечности.

1. Одним из самых главных свойств в его описании вечности была стратификация (расслоение) вечности на дискретные уровни — не являющиеся непрерывными, каким представляется нам привычное актуализированное время, в котором реализуются возможности. Говоря об этом, вероятнее всего он опирался на квантовую механику и психологию, одновременно следуя общему пониманию иерархических моделей, характерному для некоторых древних космологических систем.

В квантовой механике частица, типа электрона, 'прыгает' из одного энергетического состояния в другое, причём, переход этот происходит не постепенно, а сразу, мгновенно. В своём психологическом опыте мы также можем заметить разрывы, дискретность изменения того, что мы называем своим 'состоянием сознания' — в том числе, например, изменение сознания, известное нам как 'пробуждение'.

2. Кроме того, перемещение в вечности является антитезисом перемещения во времени. Чем дальше процесс по времени реализации, тем сильнее энтропия или 'беспорядок'. Тогда как сдвиг в вечности, наоборот, приводит к большему 'порядку'. Сами эти термины "порядка и беспорядка" могут иметь определённое значение с точки зрения специалиста, но здесь важнее их качественный смысл. JGB связывал их с понятием степени внутренней близости. Здесь можно добавить, что мы обладаем внутренней способностью оценки этой степени внутренней близости посредством собственного сознания. В данном конкретном смысле, фактически, это интерпретация известного утверждения Протагора: "человек есть мера всех вещей". В более важном смысле, мы можем вспомнить также гурджиевский принцип относительности бытия.

Итак, в качестве краткого резюме:

Мы начали с чувства неизменности и рассмотрели шаблон или форму, управляющую тем, что должно быть изменено. И также затронули концепцию вечности в представлении JGB, как времени другого рода относительно времени реализации, а также использовали данную категорию времени для различения этого невидимого измерения времени от пространственных измерений. Вечность постулируется как структурированная и многоуровневая, допускающая концептуально возможность её измерения, но измерения такого рода, которое проводится напрямую сознанием, без использования инструментов. Последнее делает этот подход уязвимым для обвинений в субъективности, хотя с другой стороны, здесь также присутствует неявная позиция о возможности достижения качества 'объективности сознания'.

В качестве эмпирических «я», мы можем ясно осознать противоречие между полным спектром нашего потенциала и тем, что может быть реализовано — в этом загадочном 'сейчас'. Реализуемое может быть лишь одним из вариантов выбора из многих альтернатив и всегда существенно беднее в сравнении с нашим вечным богатством. Временами, у нас может возникать ясное осознание этого факта и это чувство может вызывать в нас большое страдание. Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это за счёт чего-то другого.

Это побуждает нас к размышлению о соотношении между 'вневременным и временем'. В подходе к этому, как и везде, важно следовать принципу триадического мышления. В этом контексте, данный принцип сводится к следующему: когда две различные вещи противопоставлены друг другу, надо искать нечто третье, способное примирить и согласовать их. Так, 'занятие для святого' оказывается чем-то вроде 'работы над собой'… Но лучше пока оставить дальнейшее развитие подобных подтекстов. То, что примиряет вечность и время, называется гипарксис. Беннет переводил это качество как способность-быть. Само слово 'быть' или 'бытие' имеет два основных значения в контексте нашей дискуссии: 'потенциальное' и 'реализованное'. Мы будем связывать с гипарксисом реализацию.

Из сказанного можно уже увидеть, что возможность разрешения тупиковой ситуации между вечностью и временем указывает нам на возвращение к тому, что является моментом 'сейчас'. Это 'сейчас' может быть больше или меньше, сильнее или слабее, поскольку его следует понимать как нечто связывающее вечное и временное, с созданием на их основе чего-то нового. И кроме того: то, что разделяется во времени реализации на прошлое и будущее, и то, что разделяется в вечности на высшее и низшее, может более таковым не являться при переходе к 'сейчас'.

С точки зрения времени реализации, действие гипарксиса вызывает возвращения или циклы повторений, как будто одно и то же событие повторяется вновь и вновь (возможно, становясь с каждым разом лучше при этом, как в фильме "День сурка"!).

С точки зрения вечности, это есть реализация множества различных возможностей, причём, всех одновременно. И возможно также, что это надо связывать с гурджиевским 'само-воспоминанием'.

~ • ~ • ~

/ по материалам статей Энтони Блейка /
перевод: larkin_donkey


Комментарии: 
29-апр-2017 05:25 am
Отличная тема про время ! Но дело в том что она в настоящее время )))) тяжела и непонятна для людей . Если начать про нее говорить , большинство с пониманием смотрит на часы )))))
30-апр-2017 02:54 pm
(посмотрев с пониманием на часы) Эт да, Игорь, у тебя хорошо получилось сформулировать это!)) Как ни странно, тема действительно чувствуется малопонятной и тяжёлой.. Тем более надо будет потом вернуться к ней.. Хотя у меня в последнее время что-то те же проблемы — очень трудно стало выкраивать это самое время))
30-апр-2017 04:40 pm
Действительно ,[Как ни странно, тема действительно чувствуется малопонятной и тяжёлой..] задача то , какого масштаба . Ведь кто Всего Себя посвятил на решение этой проблемы , и конечно же реализовал свой замысел )))))
1-май-2017 12:43 pm
Anonymous
Да нормальная тема )
Что такое «гипарксис» мне понятно, кажется я или вы где-то обрисовывали это состояние в вашем ЖЖ,вспомнилсь даже высказывание аль-Араби и фото ГИГа )
1-май-2017 01:32 pm
Да, что-то в этом духе мы действительно уже обсуждали..

Ну и отлично, можно тогда потом будет продолжить тему!)
1-май-2017 04:08 pm
Anonymous
немного в другом аспекте обсуждалось...) но смысл таков:

Всевышний дал тебе два глаза, один - чтобы смотрел на Него, другой - на твою тень. Ибн аль-Араби

Тут тоже ещё припомнилось воспоминание Беннета, когда он впервые увидел ГИГа с горящим глазами, как бы смотрящими в разные стороны )

p.s. Стих Т.Элиота хорош )

2-май-2017 10:27 pm - "По воздуху, Карл!"
Понял, ну да, такой аспект тоже вполне можно рассматривать )

А по поводу Элиота и непростых путях его "проникновения" в Россию, попалось сегодня ещё во френд-ленте чудное: ))

Из Википедии:
"Четыре квартета (англ. Four Quartets) — цикл из четырёх поэм (Burnt Norton, East Coker, The Dry Salvages, Little Gidding) Томаса Элиота. Написан с 1934 по 1942 год, впервые издан в единой композиции в 1943 году.Наиболее полное самовыражение мировоззрения Т. С. Элиота. Квартет насыщен символизмом чисел, религиозных символов, цвета, музыки (ритма), времени. Квартет соотносится с четырьмя временами года, периодами жизни, стихиями (воздух-земля-вода-огонь).

Френсис Стонор Сондерс "ЦРУ и мир искусств (Культурный фронт холодной войны)":
"Все они были христианами в нерелигиозном ключе Т.С. Элиота... ЦРУ даже заказало перевод «Четырёх квартетов» Элиота, а затем забросило эти книги по воздуху в Россию".
page loaded at: 14:08 GMT