?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
ФУНКЦИЯ, БЫТИЕ И ВОЛЯ 
30-дек-2015 12:22 am
[ В продолжение беннеттовских тем из серии "Драматической вселенной"... ]

~ • ~ • ~
Что знаем мы о мире? Несомненно, это некое обусловленное место, даже если и бесконечное. Если вы вспомните, о чём мы уже говорили, в нём везде присутствует 'хазард' (опасность), и это является ценой свободы. 'Хазард' приходит сюда как раз для того, чтобы дать возможность свободе и решению действовать в рамках мира времени и пространства. Но накладываемые условия пространства и времени не обладают абсолютной властью. Нечто в нас способно возвращаться к прошлому, проецировать себя в будущее и делать больше, чем просто наблюдать, как разворачиваются события. Оно способно вмешиваться в сами события и не может пребывать под теми же условиями, как и то, движением чего оно пытается управлять. Можно быть достаточно уверенными, что это 'нечто' в нас является не единственной вещью подобного рода в мире, и что, почти наверняка, это является также характерной особенностью самого мира. А если это так, то и мир также являет собой нечто большее, чем те пространственно-временные события, которые мы способны увидеть и потрогать — большее не просто по размеру и длительности, но по содержанию и значимости.

Наш опыт следует в направлениях, не полностью заключённых в рамках пространства и времени. В нас присутствует и другой, более глубокий опыт. У нас бывают одновременные, синхронные переживания или вневременной опыт, хотя большинство людей и не осознают эту сторону его природы. Кроме того, мы можем действовать в мире.

Под "существующим миром" я подразумеваю не только тот мир, которого мы достигаем посредством своих органов чувств, вместе с концепциями, полученными из знания вещей и их взаимоотношений. Я подразумеваю под этим всё возможное из доступного нам в переживании, также как всё, что может быть достигнуто в любом виде опыта. Мир есть совокупная область всего возможного опыта.

Почему именно возможного, а не фактического, актуального опыта? Мир включает в себя прошлое, а опыт прошлого не актуален, это "прошлый опыт". И он также включает в себя будущее, которое ещё не актуально, а возможно, и никогда не станет актуальным. Опыт включает в себя всё, что могло быть пережито. Если речь идёт о встрече людей, то такой опыт включает также и встречи, которые могли бы произойти, если бы на них приходили различные люди и для разных тем, выбранных для обсуждения. Хоть это и не фактический опыт и он никогда не был и никогда не будет пережит в реальности, всё это один и тот же опытный материал.

Этот мир возможного опыта является как раз миром, который "происходит". И как происходящее, оно содержит в себе некий общемировой процесс, очень сложный, состоящий из бесчисленного количества суб-процессов, вплоть до атомарного уровня и ниже, процесс, который совершается в масштабах, далеко за пределами человеческого представления. От атомов до галактик, весь мир есть процесс. И когда мы изучаем мир, мы изучаем этот мировой процесс. Мы постигаем то, что происходит в мире, наблюдаем происходящее, чтобы предсказать, что может произойти далее, а если это возможно, то и изменить то, что должно произойти, в соответствии с нашими желаниями.

Но даже если мы сделаем всё возможное на пути описания мирового процесса, мы так и не сможем сказать ничего о том, что включает в себя этот процесс. Есть множество различных видов образующих его сущностей: от огромных по размерам и длительности, подобно галактикам и звёздным кластерам, до крошечных, с бесконечно малой продолжительностью существования, как у субатомных частиц, или также малых, но с очень большой, сравнимой с возрастом вселенной, длительностью существования, как у стабильных атомов. Есть отдельные простые образования и есть сложные комплексы — вроде наших собственных тел. Есть инертно-пассивные сущности, но также есть и активно-сознательные сущности. Плюс, все эти сущности могут пребывать в различных состояниях — их тело может быть живым или мёртвым, бодрствующим или спящим.

Когда мы смотрим на что-то и мысленно спрашиваем: "Что это?", а не просто "что происходит?" или "что оно делает?", при этом вовлекаются дополнительные подразумеваемые смыслы ценности и значимости. Тем самым мы подразумеваем вопрос: "По какому праву он существует? Может ли он быть разрушен безнаказанно? Обладает ли он своим местом, которое следует уважать?"

Если речь идёт о мировом процессе, в нём одна вещь неразрывно связана с другой, поэтому мы можем лишь очень приблизительно пытаться изолировать одни события от других. Но мы можем с большей уверенностью говорить о пределах и границах отдельных сущностей, включая материальные объекты. Мы распознаём, где они начинаются и где заканчиваются. Имеют ли распознаваемые сущности некий смысл и значение или это просто некие условности восприятия, всего лишь видимые обрезки целого мирового процесса, которые мы по той или иной причине выделяем? Это на самом деле серьёзный вопрос, доступный к наблюдению, когда мы применяем его в отношении себя. Являемся ли мы действительно человеческими существами или просто случайными трансформациями материи и энергии, составляющими мировой процесс? Или же мы действительно, в каком-то смысле, являемся индивидуумами? Если мы говорим — а я не вижу, как можем мы сделать иначе — что мы есть "нечто", то мы едва ли сможем отрицать ту же характеристику и для других сущностей, поскольку мы с ними очень тесно связаны. Мы должны допускать наличие чего-то подобного и у животных, у деревьев и у великих произведений искусства, которые не являются чем-то не значимым в мировом процессе, а говорят сами за себя.

Следовательно, можно сказать, что в существующем мире есть общий мировой процесс и есть то, из чего всё это создаётся — общемировая субстанция, дающая каждой сущности её собственную потенциальность и смысл.

Это ещё не всё. Существует также то, что делает меня самим собой или делает какую угодно вещь самой собой. Это утверждение я буду называть «Волей». Люди обычно предполагают, что Воля является только качеством самих людей. И это правильно постольку, поскольку мы думаем об индивидуализированной Воле. Но всё обладает определённой волей — некой идентичностью, посредством которой данная сущность вносит свой вклад в этот мир.

Сравнительно легко говорить о первом аспекте мира — мире как процессе. Процесс являет собой всю познаваемую часть существующего мира и, строго говоря, является единственной его частью, о которой можно сказать, что мы её знаем. Когда мы наблюдаем, называем, классифицируем, регулируем и контролируем, мы учимся познавать мир и использовать это знание внутри мирового процесса.

Можно сказать, что всё известное нам о чём угодно относится к его функциям: его происхождение, каким образом оно пришло к существованию и для чего служит. Скажем, функцией куска мела является его способность делать белые отметки на чёрном фоне. Если я помещу его в определённый кислотный раствор, я получу двуокись углерода; поэтому я могу также сказать, что функция куска мела — быть источником углекислого газа. Что бы я ни знал о куске мела, всё это касается только того, что он может делать и что может быть сделано с его помощью.

Всё имеет некую функцию в отношении определённого мирового окружения. Мел, входящий в геологические формации, образует определённые пласты в земной коре. Он происходит от определённого вида морской жизни, подвергаясь различным природным воздействиям в течение ста-двухсот миллионов лет, лишь изредка возвращая захваченный углекислый газ в атмосферу. Это и есть космическая функция —насколько это касается Земли — мелков. Таким образом, существует некий комплекс функций, каждая из которых зависит от данной совокупности процессов: образование земной коры, проведение лекции, приготовление строительных растворов и так далее.

Функцию можно назвать космическим аспектом процесса, поскольку она происходит от его целостной совокупности. Всё то, что нам известно о процессе, являет собой его субъективный аспект, поскольку знание это зависит от специфических центров восприятия. То, что объективно присутствует в мировом процессе, просто является 'происходящим' или активностью.



Гораздо труднее говорить о следующем аспекте — о том, чем вещи являются...
Продолжение здесь: Часть 2. Бытие.

~ • ~ • ~
~ Source: "Existence" / Studies from
"The Dramatic Universe", J.G. Bennett


[ перевод: larkin_donkey ]
Комментарии: 
30-дек-2015 06:33 am - Мир всевозможный
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в своей записи «Мир всевозможный» в контексте: [...] в направлениях, не полностью заключённых в рамках пространства и времени. ФУНКЦИЯ, БЫТИЕ И ВОЛЯ [...]
30-дек-2015 08:00 am
Всё упирается в восприятие мира. У каждого оно свое, какими бы "характеристиками" не обладал мир изначально. Поэтому, тут приходится плясать от индивидуального развернутого потенциала, опыта, харизмы..., которые используются активно по факту во внешнем мире...но, это возможно, только, начиная с работы с внутренним миром.
30-дек-2015 08:07 am
Когда мы смотрим на что-то и мысленно спрашиваем: "Что это?", а не просто "что происходит?" или "что оно делает?", при этом вовлекаются дополнительные подразумеваемые смыслы ценности и значимости. Тем самым мы подразумеваем вопрос: "По какому праву он существует? Может ли он быть разрушен безнаказанно? Обладает ли он своим местом, которое следует уважать?"


Прежде чем задавать такие и подобные вопросы, стоит сначала изменить угол видения этой глобальной "темы". Научиться улавливать смысл, находясь со стороны, а ни с позиции внутреннего наблюдателя. Смешение восприятия в сознании и осознании дает нам шанс увидеть, открыть и познать....
Ни "что это?", а Кто это это видит?
Ни "что происходит?", а Кто и как воспринимает происходящее...и т.д.
30-дек-2015 08:12 am
Все мы обладаем Волей, только далеко не все активно используют ее...а ведь, она и есть та движущая сила, что толкает нас ДЕЛАТЬ и ТВОРИТЬ.
30-дек-2015 04:54 pm

soulofanna , какое странное выражение . откуда вы это взяли ?
(Удалённый комментарий)
31-дек-2015 07:08 am
soulofanna ,а кто это " Все мы обладаем Волей " ?
31-дек-2015 01:03 pm
есть Ваш вопрос касается того, кто это сказал?...то, все комментарии - мои слова, основанные на личном жизненном опыте.
31-дек-2015 02:21 pm
нет . вопрос "кто это". продублирую : soulofanna ,а кто это " Все мы обладаем Волей " ?
31-дек-2015 03:20 pm
Кто это "Все мы..."? ))
30-дек-2015 08:13 pm
Да, способность ДЕЛАТЬ - большая вещь и напрямую связана с Волей. Насчёт "активно использовать" - не знаю. Возможно, многие наши проблемы как раз и происходят от такого активного использования, злоупотребления высшим в угоду низшего -- когда АКТ, связанный с Волей, подменяется функциональной активностью..
31-дек-2015 01:01 pm
Способность ДЕЛАТЬ и ДЕЛАТЬ - разные вещи, заметьте...;)

есть такое понятие "пробужденная Воля". Как раз та, что РАБОТАЕТ...ведь, у подавляющего большинства она в "спящем режиме"...может, конечно, в экстренной (опасной) жизненной ситуации проявиться, но неосознанно.

А проблемы...как раз от НЕактивного использования, точнее, практически НЕиспользования ...до "злоупотребления высшим" еще жить и жить и скорее всего не дожить...его вообще - нет.
31-дек-2015 03:26 pm
Вещи разные, конечно. Думаю, в этом как раз и был смысл реплики Игоря выше Вам по поводу утверждения "Все мы обладаем Волей". В таких, как мы есть, ни о каком обладании волей речи нет. Воля в нас замещена суррогатами, её роль в нас исполняет (случайная) равнодействующая наших желаний...

В смысле "его вообще - нет", об этом хорошо было сказано у Успенского:
"Все мистические и оккультные системы признают наличие в человеке высших сил и способностей, хотя в большинстве случаев они допускают их существование лишь как возможность и говорят о необходимости развития скрытых в человеке сил. Настоящее учение отличается от других одной особенностью: оно утверждает, что высшие центры не только существуют внутри человека, но и что они полностью развиты.

"Именно низшие центры недоразвиты. И как раз это недостаточное развитие, неполное функционирование низших центров мешает нам воспользоваться работой высших центров."
А по поводу "злоупотреблений" -- это легко проследить на примере реально высшего элемента, Si12, в нашей актуальной структуре, функция которого напрямую связана с нашим пониманием воли, но которое даёт огромную почву для злоупотреблений...
31-дек-2015 04:41 pm
Всё...))) Всех с наступающим новым годом!))))
31-дек-2015 05:10 pm
Что ж, очень актуально и взаимно!
30-дек-2015 04:54 pm
вроде бы Беннетт выстраивал триаду функция-бытие-воля?
30-дек-2015 08:18 pm
да, точно, у него это называлось фундаментальной триадой опыта, а здесь как раз пока описание её первого, "функционального" аспекта
31-дек-2015 02:25 am
по мере усложнения возрастает разумность и степень риска, но риск, опять же растёт до предела, за которым открывается уровень "всех возможностей" С этим связано описание ошибки "высших-индивидуумов" в Вельзевуле: будучи существами из мира без риска, они не учли его. Получается что рост могущества снижает степень понимания, вот почему "на небесах об одном грешнике радуются больше..."
31-дек-2015 03:46 pm
Ну да, наверное так. Очень хорошо и объемно получилось в определении...
2-янв-2016 10:28 am
а сколько аспектов всего? семь?
3-янв-2016 10:13 pm
ну, здесь, фундаментальных - три, соответствующих нашей 3х-составной природе "трёхмозгных существ, сделанных по образу и подобию".. про семеричность есть смысл говорить уже в применении к процессам, но тогда количество аспектов может быть уже не 3 или 7, а больше: типа, как 3x7=21 "идиот"..
4-янв-2016 02:27 am
верно, спасибо за уточнение, семеричность это внешнее проявление в отличие от внутреннего состояния-троичность
7-мар-2016 05:02 am - Функция, бытие и воля. Часть первая.
Пользователь val000 сослался на вашу запись в своей записи «Функция, бытие и воля. Часть первая.» в контексте: [...] uot; / Studies from "The Dramatic Universe", by John G. Bennett * (Оригинальный пост) [...]
page loaded at: 17:39 GMT