?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Чем являются эмоции (и чем они не являются) 
3-авг-2015 11:49 am
Интересная работа, заодно показывающая уровень понимания современной наукой природы эмоций, также как истинную цену многочисленным публикациям в стиле "британские учёные обнаружили место в мозге где стимулируются эмоции xxx.."

~ • ~ • ~ • ~
Наши чувства кажутся нам представляющими мир таким, каков он в реальности. Но чувства наши легко обманываются. Простой пример: если вы слушаете запись симфонии через правильно расположенную акустическую систему, оркестр будет звучать так, будто находится он у вас в голове. Хотя понятно, что его там нет.

Но предположим, что вы полностью доверяете своим чувствам. Вы можете обнаружить, что начинаете задавать здраво звучащие, но нелепые с научной точки зрения вопросы, типа: "Где в мозгу располагается секция деревянных духовых инструментов?" Хотя более разумным подходом будет спрашивать не "где", а "как": Как мозг создаёт переживание исполнения симфонии в вашей голове?

Мною только что была показана сцена, на подмостках которой развеивается одно из главных ошибочных представлений об эмоциях. Большинство людей, включая многих учёных, верят, что эмоции представляют собой определённые, локализуемые сущности внутри нас — чем они фактически не являются. Поиски эмоций в подобных формах являются таким же заблуждением, как и поиски неких церебральных кларнетов и гобоев.

Конечно, мы испытываем гнев, счастье, удивление и другие эмоции как ясные и идентифицируемые состояния бытия. Кажется, что это подразумевает, что каждая эмоция имеет лежащее в её основе качество или "сущность" в мозге или теле. Скажем, некий сотрудник своим раздражающим поведением включает ваши "нейроны гнева", в результате чего у вас поднимается кровяное давление, вы хмуритесь, начинаете кричать и чувствуете прилив ярости. Или потеря кого-то любимого включает ваши "нейроны печали" — и вы чувствуете отчаяние, боль в животе, надуваете губы и плачете. Или некие тревожные новости включают в вас "нейроны страха", так что ваше сердце начинает подпрыгивать, и сами вы застываете и начинаете трепетать от страха.

Считается, что подобные характеристики являются уникальными биологическими "отпечатками пальцев" каждой эмоции. Учёные и технологические компании тратят гигантское количество времени и денег, пытаясь локализовать подобные отпечатки. Они надеются однажды научиться идентифицировать ваши эмоции по мышечным движениям вашего лица, движениям тела и электрическим сигналам вашего мозга.

Некоторые научные исследования находят видимое подтверждение существования таких отпечатков. Но многие из таких исследований расходятся во мнениях о том, что считать отпечатками, а масса других исследований указывает на то, что подобных отпечатков просто не существует.

Давайте начнём с неврологии. Междисциплинарная Аффективная Научная Лаборатория (которой я руковожу) провела собирательный анализ МРТ-снимков головного мозга, опубликованных с 1990 по 2011, которые исследовали страх, печаль, гнев, отвращение и счастье. Мы поделили человеческий мозг на крошечные виртуальные кубики, подобно 3D-пикселям, и сделали расчёт вероятности усиления активации каждого из кубиков в процессе изучения каждой из данных эмоций.

И везде мы обнаружили, что ни одна из областей мозга не предназначена для какой-то определённой эмоции. Мы также обнаружили, что каждая из предполагаемых "эмоциональных" областей мозга в равной степени усиливала свою активность во время неэмоциональных мыслей и восприятий.

Наиболее хорошо известной "эмоциональной" областью мозга является миндалевидная железа (амигдала) — группа нервных центров, расположенная глубоко под височными долями. С 2009 года, по крайней мере 30 статей в популярной прессе заявляло, что эмоция страха вызывается импульсами нейронов, расположенных в амигдале. И в то же время, результаты наших анализов показывают, что лишь в четверти случаев при переживании эмоции страха наблюдалось усиление активности в амигдале.

Другим наглядным свидетельством против существования подобной связи амигдала-страх является пара идентичных близнецов, известная в научной литературе как "BG" и "AM". У обоих, в результате общего генетического заболевания, отсутствует амигдала. BG действительно не способен чувствовать страх, за исключением самых экстремальных ситуаций, но AM при этом ведёт нормальную эмоциональную жизнь.

Области головного мозга, подобные амигдале, безусловно важны для эмоций, но они не являются ни необходимыми, ни достаточными. В общем, можно сказать, что работа головного мозга осуществляется не по принципу один-в-один, где определённой области отведено конкретное психологическое назначение. Вместо этого, определённая область, вроде амигдалы, принимает участие в самых различных ментальных событиях, а многие различные области способны производить одинаковый результат. Подобные страху и гневу эмоции, как было нами показано, строятся многоцелевыми сетями мозга, работающими вместе.

Но если эмоции не являются отдельными нервными организациями, возможно, им всё-таки присущи определённые телесные паттерны — сердечный ритм, дыхание, потоотделение, температура и т.п.?

И вновь, ответ — нет. Наша лаборатория проанализировала более 200 публикаций, охватывающих ~ 22,000 испытуемых, и не обнаружила ни одного устойчивого и специфичного отпечатка телесных реакций ни для одной из исследовавшихся эмоций. Вместо этого, тело действует самыми разнообразными способами, которые привязываются к данной ситуации. Даже крыса, чувствующая угрозу (скажем, запах кошки) будет спасаться бегством, замирать в испуге или бороться, в зависимости от контекста её окружения.

То же происходит и человеческим лицом. Многие учёные полагают, что лицо ясно и достоверно транслирует наши эмоции (нахмуренные в гневе брови, надутые в печали губы, расширенные от страха глаза, сморщенный в недовольстве нос). Но всё большее число фактов свидетельствует о том, что это не так. Когда мы помещаем электроды на человеческое лицо и реально исследуем мышечные движения во время гнева, к примеру, мы обнаруживаем у них самые разнообразные виды движений, не сводящиеся к стереотипному нахмуриванию.

Чарльз Дарвин известен своим опровержением идеи сущностей в биологии. Его наблюдения показали, что биологические виды представляют собой не один тип существа с неким фиксированным набором атрибутов, но скорее популяцию многообразных особей, различно приспособленных к своему окружению.

По аналогии, выражающие виды эмоций слова — "гнев", "счастье" или "стах" — именуют собой популяции различных биологических состояний, зависящих от контекста. Когда вы сердитесь на своего сотрудника, иногда ваше сердцебиение может усиливаться, иногда понижаться, также как может оставаться неизменным. Вы можете хмуриться или же можете улыбаться, представляя план мести. Вы можете кричать или спокойно молчать. Вариация здесь норма.

Этот инсайт не являет собой нечто просто академическое. Когда в медицинских исследованиях спрашивают, "Какова связь между гневом и раком?", как если бы в теле была некая простая вещь, называемая "гневом", они попадают в объятия той же ошибки. Когда сотрудников безопасности аэропорта тренируют на предположении, что выражение лица и телесные движения являются надёжными индикаторами глубоко скрытых чувств, деньги налогоплательщиков растрачиваются впустую.

Лёгкость, с которой мы сами испытываем эмоции, также как лёгкость, с которой мы обычно распознаём эмоции в других, не означает, что каждой эмоции соответствует определённый рисунок на лице, теле и в мозгу. Вместо того, чтобы спрашивать, где находятся эмоции и какие телесные паттерны им соответствуют, лучше было бы, подобно отказу Дарвина от идеи биологических сущностей, перестать питать аналогичный субстанциализм в эмоциональной сфере и начать задавать более полезные и ведущие к правильному пониманию вопросы, как то: "Каким образом мозг конструирует весь этот немыслимый опыт?"

По материалам статьи: L.F. Barrett
"What Emotions Are (and Aren’t)"

[ NY Times, 31-07-2015 ]

Комментарии: 
3-авг-2015 10:15 am
эмоции представляют собой определённые, локализуемые сущности - совершенно верно, только не внутри нас и не на материальном плане. Интересно, как скоро официальная наука примет идею астрального и ментального планов? Ведь, чтобы начать изучать, необходимо сперва признать возможность существования явления.
3-авг-2015 07:31 pm
ну, официальная наука, думаю, легко уже может принять подобную идею. Вопрос только, с какой стороны? (в смысле первичности или обусловленности одного другим)... Формируются ли энергетические структуры подобных тонких тел физическим телом или наоборот?
3-авг-2015 07:44 pm
Не суть важно, хотя формирование идет, конечно, сверху вниз. Главное, начать их изучать под правильным углом, четко понимая, откуда и как у них "ноги растут". Тонкость в том, что заниматься такими исследованиями должен ученый, понимающий и медицину, и биологию, и физику, и эзотерику. А еще он должен быть высокоразвитой и высоко-духовной личностью. Думается мне, что такого человека совсем не легко найти.
3-авг-2015 08:25 pm
Ну да, правда придётся тогда еще всю научную парадигму менять -- например, встанет проблема воспроизводимости результатов, которые будут зависеть от экспериментатора, и т.п..
4-авг-2015 05:30 am - ;-)

А также стремиться к дружелюбию, доверию и отсутствию сомнений и просто отрицательных эмоций у наблюдающих со стороны, а также - к единодушию и гармонии отношений между экспериментаторами...
4-авг-2015 05:27 pm - Re: ;-)
Точно, вопрос, доживём ли когда-нибудь до такого?

Пока получается, если одни джентльмены верят другим на слово, то этим другим сразу начинает "масть" идти :)
3-авг-2015 07:47 pm
как работает трансформатор - "ууу" :)
3-авг-2015 07:58 pm - p.s. тетка пашет на востребованной ниве промывания мозг
By 2034, we will have an objective science of subjective experience. We will be able to analyze a person’s biological data, collected along with information about its context, to understand or even predict what that person is thinking and feeling. This new “ecology of the mind” will allow people to finally understand their own subjective experiences – Am I tired because I’m sick, depressed, or just didn’t sleep enough last night? – and anticipate what’s coming – When will I be tempted to reach for that cigarette? How will my actions this morning affect how I feel this afternoon? These groundbreaking insights will transform medical science and practice. A new level of self-awareness will equip us to improve our physical health and mental well-being, and recognize how the two are interconnected.
3-авг-2015 08:29 pm - Re: p.s. тетка пашет на востребованной ниве промывания мо
ого!) ну да, амбиции у неё ещё те.. ))
плюс, пишет теперь книжку с громким названием:
"How Emotions Are Made: The New Science of the Mind and Brain"
3-авг-2015 08:52 pm - Re: p.s. тетка пашет на востребованной ниве промывания мо
пока они могут лишь менять скорость хим реакций внутри человека, что косвенно может меня эмоциональный фон, но не более того.. методом проб и ошибок.

мне кажется что они продолжают наступать на теже самые грабли что и их предшественники пытавшиеся определить локализацию "ума" :) горе материалисты. они не могут прогноз погоды точный дать со всеми своими супер компьютерами, что уж говорить о пониманиии процесса мышления, рождения эмоций..
3-авг-2015 10:04 pm - как знать...
они изучают процессы обусловленного ума, где мышление и эмоции зависят от определённых стимулов. а спонсоров их, по большому счёту, интересуют довольно простые вещи -- поиск нужных кнопочек, управляемость, предсказуемость.. до определённой степени, они безусловно преуспеют.. хотя всё это, конечно, только сиюминутные вещи...
3-авг-2015 11:13 pm - Re: как знать...
точно так. они будут знать как заставить черный ящик выдать определенный результат (с некоторой долей погрешности связанной с усреднением использованым для обработки тестов), но что внутри ящика и как создать второй такой известно не будет. так что тех кто боится искуственного интелекта, в его классическом понимании, могут спать спокойно.
3-авг-2015 10:07 pm - В плане таких прогнозов...
как хорошо было сказано у Успенского:
"Можно предсказать будущее только для людей. Предсказать же будущее для безумных машин невозможно. Направление их движения ежесекундно меняется. В настоящий момент такая машина движется в одном направлении, и вы высчитываете. куда она может прийти; но через пять минут она устремляется в совершенно ином направлении, и все ваши расчёты оказываются неверными."
3-авг-2015 11:17 pm - само предсказание определяет результат
а тут будет действовать другой подход - принудительное манипулирование. чтобы разрушить чтото надо это возглавить :)

подобные методы уже успешно отрабатываются например "сетевые вбросы". я думаю facebook одна из платформ для отработки таких техник. они и сами переодически проговариваются на тему своих исследований..
4-авг-2015 05:11 pm - Re: само предсказание определяет результат
точно. получается, что предсказать невозможно, но управлять - легко. :)
собственно, машины (как умные, так и "безумные") именно для управления и созданы.

и вообще, интересно, что в основном методы-то используются весьма примитивные (простые "2х-3х-ходовки"). то ли так дешевле, то ли эффективнее..
4-авг-2015 06:01 pm - Re: само предсказание определяет результат
//именно для управления и созданы.
тут интересна тема ИИ. можно ли создать то что превзойдет "творца".

// то ли так дешевле, то ли эффективнее..
я думаю чем меньше неизвестных (меньше развилок в точках принятия решения) тем "результативней" методика. тем прощее ее можно переносить по шкале с целевой группы на большие аудитории. поэтому так популярна НЛП, при том что они так и не знают как это работет.
5-авг-2015 04:17 pm - p.s
занимательная статья на тему "искуственного" мышления: http://22century.ru/docs/deep-learning-renormalization
да и в целом полистайте http://22century.ru/ неплохой обзорный ресурс..
5-авг-2015 04:22 pm - Re: само предсказание определяет результат
некая иллюстрация на тему: http://22century.ru/docs/option
5-авг-2015 06:36 pm - Re: само предсказание определяет результат
tnx, действительно занятно, с удовольствием почитаю..
5-авг-2015 11:32 am
интересно. спасибо.
плюс. улыбка, сделанная правильно, по типу "внутренняя улыбка" в даосизме меняет химию мозга, вызывая реально хорошее настроение.
ссылок сейчас нет, есть компиляция с университетских исследований c именами авторов, вписанная в мою брошюрку. впрочем, они считают даже саму гримасу работающей.
"""
Each one or many of us have this experience. If one smiles and invests in this lovely grimace on one’s face sufficient energy, so the mood will be "smiling". If no such experience - I offer suggestion to do it, and experience will come.
You do not need to show your teeth. You do not play fake smile. You pull the corners of your mouth to the sides and slightly up, same thing to the corners of you eyes – pull them to the temples. Thus coachman pulls the rein when drives horses. Picture this coachman sitting in the center of your head, and this point is the source of light.
Sometimes your joy is the source of your smile, but sometimes your smile can be the source of your joy. It’s indicated that smiling, even if one is not feeling happy, can slow heart rate and decrease perceived levels of stress. Smiling sends a signal to the rest of our body that things are okay; it's safe to let down our guard. Even if you really can't get yourself to smile, practice holding a pen or a chopstick in between your teeth. It mimics the same expression as a smile and can produce the same effects.
In a 2001 study by LeeAnne Harker and Dacher Keltner of the University of California, Berkeley, the authors looked at the emotional facial expressions in the pictures from the yearbook of women in their senior year at Mills College in the years 1958 and 1961 and how their life turned out 30 years later regarding marriage and personal well-being. As it turned out, those that showed positive facial expressions that were genuine had a more positive outcome later in life.
There’s no doubt you must make real smile, do not try to lie to yourself, stay aware.
This is a Taoism technique «Inner Smile». It says that "Mona Lisa Smile" is the image of this very inner smile. Like many Chinese psycho techniques, like Chinese martial art, this either came from India, or appeared in those places simultaneously. Same inner smile shines on us from Buddha’s face, from quite standard images of him. For our task, however, it is quite sufficient to know and/or believe in the effectiveness of the "smile effect".
Now then we know and/or believe that a certain muscle condition can scientifically proved to cause defined chemical reaction in the brain and in its turn is expressed as the certain psycho-emotional condition, the differentiated state of being. It works like a medicine, like a drug, sometimes stronger than a drug. Sometimes it’s called "anchor" and the correspondent action - "anchoring." You can call it "self-hypnosis", if for some reason it is more understandable and clear to you. Get experience – it will impress and elate you. Remember – There is No Failure Only Learning Experience.
The smile creates just one state of being – good mood. It is a really big deal to make nice tone but is it enough for daily life? I don’t think so even though good mood supports good health.
We act in so many different activities, each one demand appropriate psycho-emotional state. There is time for financial deals; there is time for housekeeping; there is time for making decisions etc. You can smile all the time, but you need some additional strong psycho-emotional flavor to be successful in your particular activity.
---
эмоцию меняет и поза, агрессия, или подавленность могут быть сделаны.
5-авг-2015 07:30 pm
ну да, хорошее дополнение..
эмоции нам напрямую неподконтрольны, поскольку их скорость существенно выше, чем у мыслительного и двигательного центров. но мы можем к ним применять принцип индийского погонщика слонов, укрощающего дикое непокорное животное при помощи 2х других, управляемых...
5-авг-2015 11:51 pm
Да, на этом в частности построена известная (вроде бы в СССРных странах) методика ДФС Калинаускаса.
Вот, брошюрка целиком, если что
www.inthebalance.com/PRINT/Mindfulness2342.pdf
8-авг-2015 07:37 pm
Ага, наконец время появилось - почитал..
Действительно неплохой такой "мануал" получился.
9-авг-2015 01:49 am
Спасибо.
Штука только в том, что он, как и стихи, никому не нужен, но в отличие от них делался для адвертайзинга )))
9-авг-2015 03:30 pm
Сейчас видимо слишком пересыщена среда изобилием предложений всяких воркшопов, etc. За счёт этого, дешевле и выгоднее торговать всякими суррогатами, не требующими больших затрат и усилий. Типа, как с "доверовым порошком", в котором фармацевты для массовости изменили оригинальные компоненты на жжёный сахар и хину.. )
9-авг-2015 04:25 pm
Надо ещё посмотреть как в английском переводе назван этот порошок. По-русски - это точно "доверие", и напоминает слова "эта система тем и хороша, что ничего не надо брать на веру".
----
Но сам-то Калинаускас раскрасил своего этого воробья и продал за канарейку. Кто-то, отмыв краску, работает, а кто-то пополнил кассу. Кто-то и дерьмом поливает )))
Как раскрасить это мне здесь и сейчас. Надо сказать, что уже года 2-3 я довольно плотно здесь этим занят. И "волн надежды" было много. Вот и ещё одна сейчас )
9-авг-2015 07:36 pm
Ну, вроде это известная смесь, поэтому в англ.варианте BT также называлась: "Dover's Powder".
Как говорит Большая Медицинская Энциклопедия по составу:

"ДОВЕРОВ ПОРОШОК, сложный порошок опия и ипекакуаны, Pulvis Doveri, Pulvis Ipecacuanhae opiatus, Pulvis Opii et Ipeca-cuanhae compositus. По Ф VII Д. п. состоит из смеси порошков: опия 10 ч., корня ипекакуаны 10 ч. и сернокалиевой соли 80 ч. Д. п. светлобурого цвета, опийного запаха, содержит 1% морфия.
Первоначальный состав порошка, предложенного английским врачом Томасом Довером в 1734 г., был несколько иным..."

Хотя насчёт "доверия" -- интересный вариант, да, как один из слоёв понимания...

А брошюру я просматривал достаточно бегло, но составлена она неплохо и внимание привлекает. Даже трудно с ходу сказать, что в ней следовало бы "перекрасить"...
10-авг-2015 02:35 am
Ну, текст же диктовался сперва на русском. Так что созвучие не могло быть не замечено. Так и делаются притчи из действительных событий. На эту тему у Кастанеды много. Про "дембельские альбомы" ))
---
А про раскраску воробьев - я уже имею в виду не эту брошюру, а как обозначить "что" это и "для чего". И что за аудитория в этом нуждается...
С одной стороны - можно говорить о том, что это помощь всем "нещастным", но это сразу вызывает вопрос "чего ж ты нищий?". Ведь "несчастный" и "нищий" в этой аудитории синонимы.
Можно предлагать разводящимся трудящимся... В общем, поворот уже близится, но...
10-авг-2015 03:05 pm
Понял, ну да..) Вообще, тут всё зависит, конечно, от цели...

Если смотреть на это просто, в смысле "разводящихся трудящихся", то примеров довольно много в известной спиритуальной поп-культуре. Главный принцип тут, наверное, как в притче про злого волшебника - убедить овец, что они легко могут стать орлами, львами или магами при помощи того алхимического камня, который я готов им дать.
Скажем, в сахаджи-ёге не особо хитрыми приёмами активируется пресловутая "кундалини", так что адепты начинают воображать себя круче варёных яиц, смотреть свысока на всех, недогоняющих до их истинно шызотерического знания, со всеми вытекающими благами для ведущих соответствующие воркшопы.
В саентологии вокруг этого вообще целая индустрия построена. Ну и т.п..

Может, это и упрощённый взгляд, но вообщем принцип везде сходный..
page loaded at: 17:27 GMT