?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
О циниках и практике внешнего учитывания 
24-фев-2014 02:02 pm
~ • ~ • ~
"СОСТОЯНИЯ". Сцена в доме Гурджиева
(из коллекции Фрица Петерса, 1945 г.)


Дональд (Виткомб) пытается разъяснить д-ру Сапешко что-то из сказанного Г.
Сапешко задевают его слова, но он старается отвечать добродушно. И лишь его неожиданная серьёзность выдаёт сильную обиду.
Сапешко отвечает Дональду, что лишь Г. может говорить ему такие вещи — "не вы, вы маленький человек. Но он, он может мне сказать что угодно и я смогу это принять. Хотите знать почему? Потому что я люблю его".

Г. дождался пока тот выскажется, после чего повернулся к Дональду и совершенно другим тоном, с серьёзным и спокойным выражением лица начал: "Это правда, Дональд, у вас есть один недостаток. Хотя все вас знают как любезного добродушного человека и хотя все знают, что вы никого не желаете оскорбить, иногда вы бессознательно это делаете. Именно этот недостаток и портит вам всю вашу жизнь. В вас нет тактичности и внимательности к состоянию окружающих. А всегда необходимо знать что происходит вокруг — особенно состояние окружающих вас людей. В общении с коровой вы можете гадить ей прямо в лицо и она не воспримет это как оскорбление. Она будет лизать вас, улыбаться, трясти головой; не понимая, не воспринимая оскорбления. Но человек рядом с вами уже выше — он имеет разные состояния. Вы должны знать в каком состоянии находится каждый человек рядом с вами в комнате. Конечно, человек в основном пребывает в спящем состоянии, но тем важнее чувствовать его состояние. Потому что когда он пробуждается, пусть всего лишь на мгновение, он уже находится в состоянии — в этот короткий момент он становится чувствительным и восприимчивым. Возможно, это будет единственный момент в его жизни, когда он сможет достичь просветления. Поэтому вам надо сознательно пытаться понять, быть тонко чувствующим его состояние. Я знаю состояние каждого человека вокруг меня потому что я образованный человек, я обладаю знанием. Вы тоже должны учитывать состояние вашего окружения. Это, если хотите, объективный бонтон.

Никогда, слышите, никогда вы не сможете обидеть безнаказанно малейшую вещь на земле.
Даже если вы оскорбите лишь жалкого червя — однажды . . однажды . . он вам отплатит..

Лейтон заметил, что на Западе есть подходящая поговорка: "Скажи это с улыбкой!"
Г.: Ну естественно, потому что тогда они думают, что вы шутите.
Но вы заметили наверное . . никто никогда не воспринимает как оскорбление, что бы я ни говорил. И это при том, что вы прекрасно знаете, какие слова я могу использовать. Но НИКОГДА вы не видели, что человек сердится на меня, когда я говорю. Хотите знать почему? Потому что Я — ЦИНИК.

Последовала дискуссия, в которой начали предлагать более удачную замену слову "циник": скептик, нонконформист, etc.
Г.: Пардон, не скептик. Скептик означает, Вы верите, я не верю; вы надеетесь, я — нет . . Циник — абсолютно точное слово. Циник означает человека, который не боится говорить правду, в точности как она есть. И в то же время никогда он не оскорбляет людей своими словами — настолько он прав, настолько точно он говорит. ПОТОМУ ЧТО ОН ГОВОРИТ ИСТИНУ.
[ перевод мой - АК ]


~ • ~ • ~


Короткая справка:

Циники (киники) ведут свой род от Сократа и от собак (в смысле стремления жить достойно, а не желания подохнуть собачей смертью).

ИСТИННЫЙ ПЁС — так называл себя основатель школы Киников Антисфен, ученик Сократа.

Без церемоний с чинами обходился и другой известный циник:

— Я - Александр, великий царь.
— А я - собака Диоген.

Вопреки устоявшемуся мнению, циники отнюдь не были "циничными", в смысле стремления удовлетворять своё эго за счёт других. Основной задачей их этики и философии являлось исследование внутреннего мира человека, осознание того, что является для человека истинным благом. Изучение максимально практическое, без ожидания божественных указаний для решения собственных проблем. С "отучением себя ото зла" в виде навязываемых обществом нравственных норм и общепринятых ценностей, с достижением внутренней свободы, которая добывается в борьбе с самим собой, а не "социальным злом" вокруг.
Комментарии: 
24-фев-2014 03:54 pm
Правда - понятие относительное - ясное изложение собственного понимания, которое зависит и от интеллекта и от уровня духовности. Киники - духовно развиты - в этом их отличие. Как раз сейчас пишу заметку на эту тему под рабочим названием "Правда как источник лжи".
24-фев-2014 08:00 pm
Да, хоть и говорят, что все дороги ведут в Филадельфию, но насчёт относительности правды в нашем понимании - точно. Жаль только, что в большинстве случаев мы осознаём это лишь умом. И это никак не препятствует нашей иллюзии восприятия собственной правды, как единственно верной, с неприятием не только другой правды, но часто даже той же, путь к которой не совпадает с нашим собственным. Так что тема весьма актуальная, заметку интересно будет почитать..
24-фев-2014 09:52 pm
Гурджиев хорошо сказал: "Начните наблюдать за умом чувствами, чувствуйте то, что думаете, и это будет лучшим способом от самообмана. Но это довольно не простое занятие) , поэтому прибегаем к ясному изложению собственого понимания, которое зависит от интелекта и уровня духовности (точнейшее определение!)).
Также хотелось бы почитать заметку :)
10-мар-2014 08:34 pm
Циники (киники) - удивительная развитость!
10-мар-2014 08:39 pm
"Гурджиев: "Начните наблюдать за умом чувствами"" - никогда бы не пришло в голову!
6-май-2014 09:53 am
Затем низким раскатистым голосом он(Гюрджиев) начал говорить о «внутреннем животном» человека – что он видит в каждой из нас разных существ, служивших для него прообразом наших внутренних натур, существ, с которыми мы должны бороться, которых должны сделать друзьями, навсегда, так как они помогут нам достигнуть цели его Работы… «Помочь, а не мешать…»
В Луизе, например, он видел Сардину, но сардину не в ее естественной среде, а в тот момент, когда она выбрасывается из воды на песок чтобы умереть, извиваясь всем телом в смертельных кульбитах и еще долго после окончания этих огромных затрат энергии, продолжавшую подрагивать, с трудом дыша и дергая хвостом.
Солита блеснула на меня возбужденным взглядом; читая о греческих эзотерических школах, мы нашли несколько названых в честь животных учеников. У Платона? Или Зенона? Я покачала головой, неспособная вспомнить – только не в тот момент, когда гюрджиевские руки превратились в сардин: извивающихся, выгибающихся дугой, а затем выпрямляющихся, чтобы умереть, а его раскатистый голос говорит что-то нашей кроткой подруге из Новой Англии (возможно, это было предложение рискнуть и перепрыгнуть из механической жизни в его Работу?), заставившее ее застыть на месте с широко раскрытыми голубыми глазами.....
из книги Кэтрин Халм "Неизведанная страна"
page loaded at: 05:30 GMT