?

Log in

No account? Create an account
Recollection notes
Главная черта — беседа с Гурджиевым 
3-июн-2013 11:07 pm
[ Из заметок Кэтрин Халми, начало/оглавление здесь. ]


ГЛАВНАЯ ЧЕРТА

В каждом из нас есть одна "особая небольшая загогулина" — последняя маленькая вещица на чашке весов всех наших поступков. Именно она заставляет вас делать вещи так, как ВЫ их делаете, а не как кто-то другой.
В боулинговых шарах закладывается некая свинцовая дробина, вызывающая смещение центра тяжести, так что шар должен быть брошен с особым вывертом, чтобы он шёл по прямой.
Также и мы должны учиться, как направлять самих себя в цель с особым вывертом, чтобы двигаться прямо.

Главная черта представляет собой паттерн ваших желаний и мотивов.
Она является механической.
Она исходит от сущности, но находится в эмоциях.

Главная черта даёт вам иллюзию свободы.
(Свобода на самом деле есть отсутствие выбора желаний)

Попробуйте сделать записи о самом себе, как если бы это был другой человек.
Как вы ведёте себя в тех или иных ситуациях? Это даёт некий ключ к Главной Черте.

Главная черта — это ЖЕЛАНИЕ.

Главная черта — отнюдь не нечто милое и приятное.

Ищите Главную черту в 5 вещах:
Жадность
Самолюбие
Лживость
Страх
Секс
Главная черта часто бывает или одной из них, или же комбинацией нескольких из этих 5 вещей.
И как я уже сказал, это всегда та последняя маленькая вещица, заставляющая вас вести себя характерным для вас образом. Она проявляется в каждой ситуации. Ищите её.

Главная черта всегда воображаемая.
Она нереальна и относится к эмоциям.

Главная черта в нас никогда не является хорошим качеством;
но как только она обнаружена, мы можем использовать её сознательно.

Главная черта — это некий нарост вашего эмоционального отношения к самим себе.

[ Далее: "Маска"... ]
Комментарии: 
4-июн-2013 12:23 am
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в записи «Главная черта — беседа с Гурджиевым» в контексте: [...] Оригинал взят у в Главная черта — беседа с Гурджиевым [...]
4-июн-2013 05:30 am
Пользователь maria_tuzhilina сослался на вашу запись в записи « Главная черта — беседа с Гурджиевым» в контексте: [...] Оригинал взят у в Главная черта — беседа с Гурджиевым [...]
4-июн-2013 02:21 pm
Целая книга переведена - отлично *)
4-июн-2013 03:01 pm
Надеюсь, ещё продолжим..) Там дальше были ещё весьма интересные места, которые так ставят понимание и помогают задавать правильные вопросы))
9-июн-2013 03:19 pm
Интересно, что значит "мы можем использовать её сознательно", именно "использовать". Я могу наблюдать проявления этой черты (в моем случае - страх), как-то преодолевать ее, но "использовать"?
9-июн-2013 09:28 pm
Ну, если образно, один из вариантов, как в случае с боулинговыми шарами - её использование для осознанной корректировки, когда главная черта перестаёт быть слепым пятном и мы знаем о своём искривлении подачи.

Сознательны мы или нет -- в любом случае, жизнь есть игра. И все наши несознательные роли в этой игре обусловлены 2 вещами:
(1) внешними стимулами
(2) главной чертой.

Соответственно, пытаясь играть сознательную роль, мы также должны знать и уметь "использовать" свою главную черту. У такой "игры" два основных варианта:
(1) действовать также, как если бы мы идентифицировались, не будучи таковыми;
(2) пытаться играть роли, сущностно отличные от диктуемых нашей главной чертой.
11-июн-2013 08:44 pm
"Свобода на самом деле есть отсутствие выбора желаний" - помогите, плиз, понять эту фразу
11-июн-2013 10:21 pm
Как я это понимаю -- потому что этот выбор в любой ситуации определяется Главной чертой, дающей нам только иллюзию Свободы. А главная черта как раз замыкает нас в пределах интересов пяти основных инстинктов, механической комбинацией которых она сама является.
5-сент-2016 07:38 am
"А главная черта как раз замыкает нас в пределах интересов пяти основных инстинктов, механической комбинацией которых она сама является."
Вы имеете в виду это:

Жадность
Самолюбие
Лживость
Страх
Секс

Разве это инстинкты? Например, самолюбие, или тщеславие вы относите к врождённым качествам?
6-сент-2016 07:27 pm
Это всё врождённые сущностные качества, которые можно относить к основным инстинктам по силе и бессознательности их действия. И по сути, все манипуляции с человеческим сознанием и подсознанием так или иначе связаны с манипуляциями этими инстинктами.

Самолюбие и тщеславие могут приобретать различные формы личностной окраски, но в их основе всегда лежит некий врождённый эгоизм.. А почему вы считаете эти качества не врождёнными? Им как-то надо специально учиться?
7-сент-2016 01:49 pm
"Это всё врождённые сущностные качества"
Неужели, например, ложь можно отнести к врождённому сущностному качеству? Обманывать и врать люди обучаются скорее в процессе социализации, "окультуривании".

" И по сути, все манипуляции с человеческим сознанием и подсознанием так или иначе связаны с манипуляциями этими инстинктами."
Конечно инстинктами жадность и лживость у меня язык не поворачивается называть, но в любом случае, - манипулировать наверное всё же можно только "подсознанием", сознанием же, как его противоположностью, разве можно манипулировать точно также?

Насчёт самолюбия и тщеславия - если посмотреть, например, на маленьких детей (лет до 4х), то можно увидеть только эгоизм, имеющий в своей основе интерес, но никак не тщеславие, или самолюбие, которые "отращиваются" гораздо позже. Хотя это конечно вопрос субъективного восприятия и смысловой терминологической нагрузки.

Edited at 2016-09-07 13:50 (UTC)
9-сент-2016 08:37 pm
"Сущностные качества" включают в себя и предпосылки, которые могут не сразу проявляться. "Секс" также в этом списке, но доминирующей эта сторона становится гораздо позже, хотя основные её проявления определяются нашей материальной сущностью..

Конечно, смысл, число качеств и само их деление тут будет различным в зависимости от того, в какой плоскости мы рассматриваем эти "основные" качества. Но вообще, не надо забывать ещё, что здесь эти "главные черты" рассматриваются не столько как движущие силы нашей жизни, сколько как главные препятствия с позиции Работы.. Как в случае с астрологическими знаками — можно вспомнить слова Гурджива, что в правильном понимании астрологии "знак" — не просто некая совокупность наших основных черт — он определяет для человека все те основные качества, с которыми ему надлежит бороться в себе.

Соответственно, и в отношении "лжи" и "страха", как главных черт, тоже правильнее воспринимать сказанное именно в рабочем контексте:
"Это также необходимо понять ясно и правильно. Люди не понимают, какое огромное место в их жизни занимает ложь. хотя бы в виде сокрытия правды. Люди не в состоянии быть искренними ни с собой, ни с другими. Они даже не понимают, что научиться быть искренними, когда это необходимо, – одна из самых трудных вещей на земле. Они воображают, что от них самих зависит говорить или не говорить правду, быть или не быть искренними...

"Вообще говоря, самой трудной преградой является победа над ложью. Человек лжёт так много и так постоянно и себе. и другим, что перестаёт это замечать. Тем не менее, ложь необходимо победить...

"Второй преградой нередко оказывается победа над страхом. У человека обычно имеется много ненужных, воображаемых страхов. Ложь и страхи – вот атмосфера, в которой живёт обычный человек. Как и победа над ложью, победа над страхом должна быть индивидуальной. Каждый человек имеет страхи, свойственные только ему. Сначала надо отыскать эти страхи, а затем уничтожить их. Страхи, о которых говорю я, как правило, связаны с ложью, среди которой живёт человек: вы должны понять, что они не имеют ничего общего ни с боязнью пауков, мышей или тёмных комнат, ни с безотчётными нервными страхами.

"Борьба с ложью внутри себя и борьба со страхом это первая положительная работа, которую начинает выполнять человек."

~ "В поисках чудесного", гл. 11.
11-сент-2016 01:52 pm
"Конечно, смысл, число качеств и само их деление тут будет различным в зависимости от того, в какой плоскости мы рассматриваем эти "основные" качества. Но вообще, не надо забывать ещё, что здесь эти "главные черты" рассматриваются не столько как движущие силы нашей жизни, сколько как главные препятствия с позиции Работы."

Понятно, меня смутило название "инстинкты", которое само по себе неоднозначно.
Спасибо, что привели цитаты из Успенского - у меня всегда возникал немой вопрос - "что вкладывается в понятие работы", когда пишут её с заглавной буквы. Что под этим понимал Гурджиев? Что в это вкладывает пишущий, и что под этим понимаю я сам?

"Борьба с ложью внутри себя и борьба со страхом это первая положительная работа, которую начинает выполнять человек."

Думаю, если бы Успенский пользовался этим заглавным обозначением - работа здесь была бы Работой. Жаль только он не конкретизировал, каким образом происходит эта борьба.
11-сент-2016 09:54 pm
Ну да, это полезные темы для размышления. Можно вспомнить идею алхимического делания, чтобы понять, откуда происходит гурджиевская работа (как термин). В этом смысле как раз, 'Великое делание' == 'Работа'. Но таким громким словом, может, имеет смысл называть лишь категории определённого масштаба, объединяющего различные уровни и линии в единое целое. В отношении же собственных скромных усилий, "первая положительная работа" — вполне адекватное определение.
12-сент-2016 02:11 am
"Можно вспомнить идею алхимического делания, чтобы понять, откуда происходит гурджиевская работа (как термин)."

Я почему-то всегда считал, что "Работа" - это суфийское понятие. Хотя у меня нет никаких "фактов" для этого в памяти. Может быть "работа" - как действия для "поддержания космического равновесия". Доведения определенных влияний до Земли (людей).
Хотя для Гурджиева я думал, что "работой" может быть и "банальная передача знаний".
Что вы подразумеваете под "алхимическим деланием"?
Вообще, сам я склоняюсь к пониманию работы - как чего то трудного, требующего усилий направленных на "улучшение" себя.
"Я люблю тех, кто любит работу" (Г) - у меня это ассоциируется с пониманием обычной работы, которая противостоит лени в обычных делах, которые "практиковали в Приере" - как труд на кухне, в огороде, и пр.

" В отношении же собственных скромных усилий, "первая положительная работа" — вполне адекватное определение."

Здесь для меня наверное нет "первой работы", или "второй" - свежесть всегда первая. Другой вопрос, что возможно не стоит связывать "работу" обязательно со страданиями, но это отдельная тема. Здесь просто интересны другие понимания "работы".

Edited at 2016-09-12 02:16 (UTC)
12-сент-2016 08:20 pm
> для меня наверное нет "первой работы", или "второй" - свежесть всегда первая

Громкие слова, но они, увы, говорят об отсутствии понимания смысла и возможностей для работы. Во первых, в отношении нашей реальной способности что-либо "делать". А во вторых, речь шла не о "первой работе", а о "первой положительной работе".

Мне не знакомо аналогичное понятие в суфизме. Но в алхимии это называлось Великой Работой (The Great Work) или просто Работой (The Work). В этом отношении Гурджиев ничего не выдумывал, а взял как само название, так и ряд других базовых принципов, из алхимии.

> Что вы подразумеваете под "алхимическим деланием"?

Какое определение вы хотите услышать?
Как говорят на этот счёт сами древние алхимические тексты:
"Целью Великой Работы алхимии, называемой также Искусством, является "Философский Камень".
12-сент-2016 08:55 pm
"Какое определение вы хотите услышать?
Как говорят на этот счёт сами древние алхимические тексты:
"Целью Великой Работы алхимии, называемой также Искусством, является "Философский Камень"."

Именно такое, правда мне в последнее время стало интересно ещё самому "знакомиться с источниками".
Но не только "такое", также ещё личное "объяснение", как это понимается тем, кто цитирует.

"Громкие слова, но они, увы, говорят об отсутствии понимания смысла и возможностей для работы. Во первых, в отношении нашей реальной способности что-либо "делать". А во вторых, речь шла не о "первой работе", а о "первой положительной работе"."

Честно говоря, у меня и, во-первых, и, во-вторых, объединяются в единое третее - и понятие "работа" отождествляется с моим личным пониманием самопамятования. "Первая Свежесть" - тавтология. свежесть не может быть второй по определению. Иначе это уже, например, "тухлость". Или другое "амбрэ"). Но они все улавливаются только в настоящей ситуации, когда она осознаётся, например, настолько, чтобы "чувствовать ароматы".
Усилие быть, ощущать себя, которое даёт привкус иногда новизны, или необычности, я сравниваю со "Свежестью", подразумевая под этим одну из "целей работы".
Что вы называете "великим деланием"? Каким образом оно становится действительно ВЕЛИКИМ, не считая употребления "громких слов" :)

Собственно, "общую цель работы" можно свести к бессмертию. Здесь конечно одного самопамятования для этого недостаточно. В рамках понимания "работы" Гурджиева.
Очень интересно было бы разобрать тему страданий, которая по сути является второй частью, помимо "сознательного труда".
Лучше тему "страданий" в другом месте рассматривать.

Edited at 2016-09-12 21:08 (UTC)
15-окт-2017 01:38 pm
Anonymous
В этом отношении Гурджиев ничего не выдумывал, а взял как само название, так и ряд других базовых принципов, из алхимии.

Какие принципы вы имеется в виду?
page loaded at: 22:58 GMT